НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2024 № 21АП-604/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 310-ЭС23-28007

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва01.02.2024

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев  жалобу (заявление) общества с ограниченной ответственностью  «Специализированный застройщик «ЖК на Фадеева» на постановление Двадцать  первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 и постановление  Арбитражного суда Центрального округа от 13.10.2023 по делу  № А84-9300/2022  Арбитражного суда города Севастополя,

УСТАНОВИЛ:

Правительство Севастополя (далее – Правительство) обратилось в  Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к обществу с  ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик  «ЖК на Фадеева» (далее – Общество) о признании недействительным договора  от 26.12.2020  № 502 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на  территории города федерального значения Севастополя.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены Департамент  экономического развития города Севастополя, Управление Федеральной  налоговой службы по городу Севастополь.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28.12.2022 в  удовлетворении требований отказано.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда  от 15.06.2023, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда  Центрального округа от 13.10.2023, решение от 28.12.2022 отменено, иск  удовлетворен.


В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  заявитель просит отменить постановления апелляционного и окружного судов,  ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и  процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что Правительство  утратило право ссылаться на нарушение порядка заключения договора, а именно  на не направление документов на рассмотрение экспертного совета; выводы судов  о том, что инвестиционные затраты должны были быть включены в объем  капитальных вложений, не соответствуют нормам действующего  законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей  291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если  изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход  дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных  прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы  кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на  рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как следует из обжалуемых актов, 26.12.2020 между Правительством и  Обществом заключен договор  № 502 об условиях деятельности в свободной  экономической зоне (далее – СЭЗ) на территории города федерального значения  Севастополя, приложением и неотъемлемой частью которого является  инвестиционная декларация.

Предметом договора является реализация Обществом инвестиционного  проекта в СЭЗ с применением особого режима осуществления  предпринимательской и иной деятельности, в том числе таможенной процедуры  свободной таможенной зоны (далее – инвестиционный проект).

В силу пунктов 1.2, 1.3 договора, пунктов 1.1, 1.2 инвестиционной  декларации целью инвестиционного проекта является деятельность заказчика-застройщика в сфере строительства (создания) многоквартирных домов и (или)  иных объектов недвижимости посредством заключения договоров аутсорсинга с  профильными компаниями с привлечением денежных средств участников  долевого строительства.

Согласно пункту 1.1 инвестиционной декларации капитальными  вложениями в рамках реализации инвестиционного проекта являются затраты на  строительство нового офисного помещения для размещения сотрудников  Общества.

В соответствии с инвестиционной декларацией Обществом в качестве  офисного помещения на дату заключения договора используется нежилое  помещение по адресу <...>.


Полагая, что деятельность заказчика-застройщика, осуществляемая  Обществом в соответствии с инвестиционным проектом, договором и  инвестиционной декларацией не соответствует целям функционирования СЭЗ,  Правительство обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым  заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции  руководствовался пунктом 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской  Федерации и исходил из того, что на момент обращения Правительства в суд  Обществом фактически выполнены взятые на себя обязательства, отметив  недоказанность того, каким образом условиями заключенного договора нарушены  интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья  граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей  среды.

Повторно исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ  представленные доказательства, руководствуясь статьями 10, 166, 168  Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона  от 29.11.2014  № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального  значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях  Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее –  Закон  № 377-ФЗ), разъяснениями, изложенными в пункте 75 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015  № 25  «О применении судами некоторых положений раздела I части первой  Гражданского кодекса Российской Федерации», суд апелляционной инстанции, с  выводами которого согласился суд округа, отменил решение суда первой  инстанции и удовлетворил заявленные требований, указав, что оспариваемый  договор нарушает требования действующего законодательства и посягает на  публичные интересы, в связи с чем является ничтожной сделкой.

Апелляционный суд принял во внимание, что реализация инвестиционного  проекта в рамках СЭЗ предполагает осуществление строительства с целью  создания нового производства (или развития действующего); предусматривает не  только создание (приобретение) объектов основных средств, но и их  последующую эксплуатацию; предпринимательская деятельность участника СЭЗ,  связанная с эксплуатацией созданных либо модернизированных объектов  основных средств, должна носить систематический (длящийся), а не разовый  характер.

Согласно пункту 1.1 инвестиционной декларации, прилагаемой к заявлению  о заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ, целью инвестиционного  проекта Общества является развитие и осуществление коммерческой деятельности  специализированного застройщика на территории города федерального значения  Севастополя для удовлетворения спроса на рынке недвижимости.

В пункте 1.2 инвестиционной декларации указаны виды экономической  деятельности, которые будут осуществляться в рамках реализации  инвестиционного проекта, из которых следует, что деятельность ответчика связана  в том числе, со строительством объектов недвижимости с последующей их  реализацией.


Инвестиционной декларацией предусмотрено, что капитальные инвестиции  в рамках реализации инвестиционного проекта будут включать в себя затраты на  строительство и последующую постановку на баланс предприятия нежилого  помещения, которое будет использовано как офисное помещение для размещения  сотрудников предприятия.

При этом Обществом указано, что в качестве офисного помещения им уже  используется часть нежилого помещения, расположенного по адресу:  <...>, на основании договора аренды,  в связи с чем создание объекта в рамках реализации инвестиционного проекта не  является необходимым условием для осуществления предпринимательской  деятельности.

Исходя из положений статьи 1 Закона  № 377-ФЗ, целями СЭЗ является  обеспечение устойчивого социально-экономического развития, привлечение  инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развитие  транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышение уровня и качества жизни граждан.

В инвестиционной декларации Общества отсутствует указание на то, для  достижения какой конкретной цели создания СЭЗ будет реализован  инвестиционный проект; не указано, каким конкретным образом будет достигнуто  увеличение своих основных средств в целях производства новых товаров,  выполнения работ, оказания услуг либо поддержания и (или) увеличения объема  производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и последующую  эксплуатацию созданных либо модернизированных объектов основных средств.

В тексте инвестиционной декларации имеется лишь описание планируемой  деятельности в качестве специализированного застройщика, однако не указаны  конкретные действия или мероприятия, направленные на создание и  последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов,  основных средств, в том числе с учетом специфики деятельности Общества как  застройщика, которые в свою очередь приведут к поддержанию существующего  объема выполняемых работ или его увлечению.

При таких обстоятельствах результатом реализации инвестиционного  проекта не является увеличение основных средств в целях производства новых  товаров, выполнения работ, оказания услуг либо поддержания и (или) увеличения  объема производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и  последующую эксплуатацию созданных либо модернизированных основных  средств; напротив, целью проекта является исключительно развитие  специализированного застройщика – Общества, в связи с чем инвестиционный  проект не может быть признан эффективным.

В силу подпунктов 1.7.1, 1.7.2 формы инвестиционной декларации,  утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015  № 856,  действовавшей в спорный период, в инвестиционной декларации должен быть  указан общий размер капитальных вложений, планируемый в рамках  инвестиционного проекта и предусматривающий, в частности, объем капитальных  вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях  деятельности в СЭЗ, график их осуществления.


Согласно пункту 1.4 инвестиционной декларации Общества структура  инвестиционных затрат включает в себя в том числе затраты на арендную плату,  операционные расходы, оплату труда, на подрядчиков (поставщиков),  выполняющих работы, поставляющих товары/материалы/оборудование в размере  556,57 млн. рублей, тогда как общий объем капитальных вложений заявлен  инвестором в размере 3 млн. рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 12.1 Закона  № 377-ФЗ под капитальными  вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в  том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое  строительство, модернизацию объектов основных средств и на приобретение  соответствующих машин, оборудования, инструментов, инвентаря.

Таким образом, затраты на операционные расходы, оплату труда, на  подрядчиков (поставщиков), выполняющих работы, поставляющих  товары/материалы/оборудование (затраты на строительство) относятся к  инвестициям в основной капитал.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона  № 377-ФЗ в случае, если  инвестиционной декларацией предусматривается осуществление участником СЭЗ  объема капитальных вложений в сумме более ста миллионов рублей, высший  исполнительный орган государственной власти Республики Крым в срок, не  превышающий семи дней с даты приема документов, направляет представленные  представителем документы, а также проект договора об условиях деятельности в  СЭЗ соответствующему экспертному совету по вопросам СЭЗ на рассмотрение.

Между тем неправильное определение общего объема вложений в  инвестиционной декларации Общества повлекло нарушение процедуры  заключения инвестиционного соглашения, а именно, не рассмотрение проекта  экспертным советом.

Таким образом, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том,  что договор, заключенный без соблюдения специальных требований,  противоречит требованиям статей 12.1, 13 Закона  № 377-ФЗ.

Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона  № 377-ФЗ особый  режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной  экономической зоне включает в себя, помимо прочего, особый режим  налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Судом апелляционной инстанции установлено, создаваемое в рамках  проекта офисное помещение отнесено к объектам капитальных вложений  исключительно с целью распространения особого режима осуществления  предпринимательской и иной деятельности на всю деятельность по строительству  объектов недвижимости жилищного фонда и их последующей реализации, что не  соотносится с целью реализации инвестиционного проекта в понимании Закона   № 377-ФЗ.

При этом за 9 месяцев 2022 года Общество получило льготы по налогу на  прибыль организаций в размере 57 519 717 руб., что в 19 раз превышает объем  капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией.

Получение статуса участника СЭЗ без фактического намерения реализации  инвестиционного проекта в понимании Закона  № 377-ФЗ расценено  апелляционным судом как недобросовестное осуществление гражданских прав.


Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами  нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили  достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене  обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной  ответственностью «Специализированный застройщик «ЖК на Фадеева» для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Н.С.Чучунова