НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Верховного Суда РФ от 26.10.2022 № 78-КАД22-19

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 78-КАД22-19-КЗ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Москва 26 октября 2022 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой ЕВ. и Николаевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Ульянова Юрия Юрьевича на решение Смольнинского районного суда города  Санкт-Петербурга от 6 октября 2020 года, апелляционное определение  судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского  городского суда от 11 мая 2021 года и кассационное определение судебной  коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей  юрисдикции от 13 октября 2021 года по административному делу   № 2а-43 58/2020 по административному исковому заявлению Ульянова Ю.Ю. к  Федеральному государственному казённому учреждению «Западное  региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны  Российской Федерации (далее - ФГКУ «Западрегионжильё») о признании  решения незаконным. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Хаменкова В.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного 

Суда Российской Федерации

установила:

Ульянов Ю.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к

ФГКУ «Западрегионжильё», правопреемником которого является

Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное 


[A1] управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)»  Министерства обороны Российской Федерации (филиал «Западный) (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс»), о признании незаконным и отмене решения от  19 марта 2020 года № 03-23/26 об отказе в принятии на учёт граждан  Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных  городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в целях предоставления  жилого помещения по договору социального найма или в собственность  граждан, о возложении обязанности принять на такой учёт. 

В обоснование своих требований истец указал, что в установленном  законом порядке приобрёл право пользования жилым помещением,  расположенным в закрытом военном городке Вооруженных Сил Российской  Федерации, других жилых помещений в собственности или по договору  социального найма у него нет и как лицо, не имеющее отношения к  Вооруженным Силам Российской Федерации, подлежит переселению из  закрытого военного городка. 

Решением Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга от  6 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным  определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 мая 2021 года, в удовлетворении  административного иска отказано. 

Кассационным определением судебной коллегии по административным  делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13 октября  2021 года судебные акты нижестоящих судов оставлены без изменения. 

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской  Федерации, Ульянов Ю.Ю. просит принятые по делу судебные акты  отменить, административный иск удовлетворить. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации  административное дело истребовано в Верховный Суд Российской  Федерации и определением от 30 сентября 2022 года передано для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации. 

В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или  изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального права или норм процессуального права, которые  повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных  прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом  публичных интересов. 

Проверив административное дело, обсудив доводы кассационной  жалобы, Судебная коллегия приходит к выводу о необходимости её  удовлетворения по следующим основаниям. 

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой  инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, 

исходил из того, что Ульянов Ю.Ю. военнослужащим не являлся, в трудовых 


[A2] отношениях с Министерством обороны Российской Федерации не состоял,  следовательно, не относится к категории граждан, подлежащих переселению  из закрытых военных городков с предоставлением жилого помещения по  договору социального найма или в собственность бесплатно. 

Признавая оспариваемое решение законным, суды первой и  апелляционной инстанций исходили из того, что право административного  истца как члена семьи бывшего военнослужащего на жилищное обеспечение  производно от такого права самого бывшего военнослужащего, в данном  случае его отца У. который волеизъявления на переселение из военного городка не выразил, снявшись с регистрационного учёта в  занимаемом жилом помещении в 2015 году. 

Суд кассационной инстанции согласился с выводами нижестоящих  судов, указав, что они соответствуют материалам дела и согласуются с  нормами материального права, регулирующими спорные отношения. 

Судебная коллегия считает приведённые выводы основанными на  неправильном применении норм материального права. 

Согласно абзацу девятому пункта 1, пункту 6 статьи 15 Федерального  закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»  (в редакции, действующей на момент возникновения спорных  правоотношений) к закрытым военным городкам относятся расположенные в  населённых пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему  пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских  частей, расположенные вне населённых пунктов, перечни которых  утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению  Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа  исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена  военная служба). 

Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной  службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в  собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за  исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых  военных городках. 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня  2000 года № 752-р в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных  городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной  службы безопасности включён военный городок № <...>, расположенный  по адресу: <...>

Как следует из материалов дела, Ульянов Ю.Ю. зарегистрирован по  адресу: <...>

Указанное жилое помещение принадлежит Министерству обороны  Российской Федерации, находится на территории закрытого военного  городка № <...>, было предоставлено военнослужащему У. (отцу административного истца) на основании ордера от 3 июля 1987 года  № <...>, выданного П. на состав семьи 4 человека: он сам,

жена, дочь, сын Ульянов Ю.Ю. 


[A3] В 1993 году У. уволен с военной службы и 18 июня 2015 года вместе с женой снят с регистрационного учёта по указанному  выше адресу. 

Таким образом, материалами дела подтверждено, что Ульянов Ю.Ю.  был вселён в жилое помещение, находящееся на территории закрытого  военного городка, как член семьи военнослужащего на основании ордера от  3 июля 1987 года, то есть в период действия Жилищного кодекса РСФСР, в  силу статей 53 и 94 которого истец не мог быть выселен без предоставления  другого благоустроенного жилого помещения из жилого помещения,  расположенного на территории закрытого военного городка. 

Другого жилого помещения на территории Российской Федерации в  собственности Ульянов Ю.Ю. не имеет, что подтверждается выпиской из  Единого государственного реестра недвижимости от 26 июня 2020 года (лист  дела 29). 

Ульянов Ю.Ю. обратился с заявлением в ФГКУ «Западрегионжильё» о  принятии на учёт граждан, подлежащих переселению из закрытых военных  городков, в целях предоставления в соответствии с Указом Президента  Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239 «Об особенностях  жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих  переселению из закрытых военных городков» жилого помещения по  договору социального найма или в собственность. 

Действие названного указа Президента Российской Федерации, как  следует из его пункта 1, распространяется на граждан Российской  Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках,  прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными  органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые  военные городки, либо занимающих жилые помещения по договору  социального найма, либо занимающих жилые помещения  специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с  законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без  предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание  переселиться из закрытого военного городка, а также на членов их семей. 

Приведённая норма, вопреки ошибочным выводам судов, в качестве  достаточного условия применения положений указа Президента Российской  Федерации установила факт проживания и волеизъявление гражданина  переселиться из закрытого военного городка независимо от наличия  трудовых или служебных отношений с Министерством обороны Российской  Федерации. 

На момент обращения Ульянова Ю.Ю. с заявлением к  административному ответчику действовала государственная программа  Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и  коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённая  постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря  2017 года № 1710 (далее - государственная программа 2017 года), в редакции 

постановления от 31 декабря 2019 года № 1959. 


[A4] В структуру государственной программы 2017 года входила  подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и  комфортным жильем граждан России», включающая ведомственную  целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в  обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» (приложение   № 1, подпрограмма 1). 

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от  21 марта 2006 года № 153 установлено, что формой государственной  финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации  ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки  гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг»  государственной программы Российской Федерации «Обеспечение  доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан  Российской Федерации» является предоставление им за счёт средств  федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого  помещения, право на получение которой удостоверяется государственным  жилищным сертификатом. 

Названным постановлением Правительства Российской Федерации  также утверждены Правила выпуска и реализации государственных  жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой  программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении  жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной  программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным  жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее  - Правила). 

Подпунктом «б» пункта 5 Правил определено, что право на получение  социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке,  установленном данными Правилами, имеют граждане, подлежащие  переселению из закрытых военных городков, не совершавшие в течение 5 лет  до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе  намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого  военного городка. 

Из буквального содержания приведённой федеральной нормы следует,  что факт проживания гражданина в закрытом военном городке, выразившего  волю на переезд, является достаточным условием для признания за ним  права на получение жилищного сертификата. 

Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии  жалоб об оспаривании подпункта «б» пункта 5 Правил, неоднократно  обращал внимание на то, что эта норма предусматривает в качестве  основания для получения социальной выплаты факт проживания граждан на  территории закрытого военного городка. Такое правовое регулирование  направлено на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере с учётом  предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим  которых связан с определёнными ограничениями для проживания граждан 

(определения от 23 июня 2015 года № 1462-0, от 29 сентября 2015 года 


[A5] № 2152-0, от 25 мая 2017 года № 1137-0, от 27 июня 2017 года № 1298-0 и  др). 

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября  2019 года № 515 утвержден Порядок и сроки формирования списков граждан  - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной  поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации  «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными  услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учёте в  Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших своё  участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (далее - Порядок). 

Согласно подпункту 4 пункта 2 Порядка в Министерстве обороны  Российской Федерации право на получение сертификата имеют граждане  Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых военных  городков, указанные в подпункте «б» пункта 5 Правил. 

В силу пункта 3 Порядка для участия в программе граждане по  территориальному принципу подают в уполномоченный орган (структурное  подразделение уполномоченного органа) соответствующее заявление,  документы о своём согласии и согласии всех членов своей семьи на  обработку персональных данных, а также документы, указанные в подпункте  «а» пункта 19 Правил. 

Уполномоченный орган ведёт отдельно реестр военнослужащих,  принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и реестр граждан,  проживающих (проживавших) на территории закрытых военных городков и  изъявивших желание получить сертификат (пункт 5 Порядка). 

Названные нормативные правовые акты не устанавливают для  проживающих в закрытых военных городках граждан в качестве  дополнительного условия получения сертификата наличие служебных или  трудовых отношений с федеральными органами исполнительной власти, в  ведении которых находятся военные городки. 

Из совокупного анализа приведённых норм следует, что  самостоятельным и достаточным основанием для признания права  административного истца на переселение из закрытого военного городка с  предоставлением жилого помещения по договору социального найма или в  собственность бесплатно является факт его постоянного проживания в  закрытом военном городке. 

Следовательно, оспариваемое решение ФГКУ «Западрегионжильё» об  отказе в принятии на учёт Ульянова Ю.Ю. нарушает его право состоять на  учёте граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из  закрытых военных городков, в целях предоставления в соответствии с  Указом Президента Российской Федерации «Об особенностях жилищного  обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из  закрытых военных городков» жилого помещения по договору социального 

найма или в собственность. 


[A6] При таких обстоятельствах Судебная коллегия полагает, что у судов не  имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, в  связи с чем судебные акты подлежат отмене, а административный иск - удовлетворению. 

На основании изложенного Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями  327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, 

определила:

решение Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга от  6 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по  административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 мая  2021 года и кассационное определение судебной коллегии по  административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции  от 13 октября 2021 года отменить, административный иск Ульянова Ю.Ю.  удовлетворить частично. 

Признать незаконным решение Федерального государственного  казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного  обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 19 марта  2020 года № 03-23/26 об отказе Ульянову Ю.Ю. в принятии на учёт граждан  Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных  городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в целях предоставления  жилого помещения по договору социального найма или в собственность  граждан. 

Возложить на Федеральное государственное автономное учреждение  «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры  (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (филиал  Западный) обязанность повторно рассмотреть заявление Ульянова Ю.Ю. о  принятии на учёт граждан, подлежащих переселению из закрытых военных  городков, в целях предоставления в соответствии с Указом Президента  Российской Федерации «Об особенностях жилищного обеспечения граждан  Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных  городков» жилого помещения по договору социального найма или в  собственность. 

Председательствующий