НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Верховного Суда РФ от 20.12.2023 № 8-КАД23-5

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 8-КАД23-5-К2

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 20 декабря 2023 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Кириллова B.C.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по  Ярославской области на апелляционное определение судебной коллегии по  административным делам Ярославского областного суда от 29 марта  2022 года и кассационное определение судебной коллегии по  административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от  12 октября 2022 года по административному делу № 2а-1993/2021 по  административному исковому заявлению ФИО1 к ОБ ДПС ГИБДД  УМВД по Ярославской области, УМВД России по Ярославской области о  признании незаконными действий по административному задержанию  ФИО1, задержанию автомобиля, изъятию и удержанию  национального водительского удостоверения, исчислению срока лишения  права управления транспортным средством, а также о возложении обязанности  вернуть национальное водительское удостоверение. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Горчаковой Е.В., объяснения представителя УМВД России по Ярославской  области ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, Судебная коллегия  по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного  участка № 1 Некрасовского судебного района Ярославской области от 6 июня 


правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1  статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание  в том числе в виде лишения права управления транспортными средствами  сроком на 1 год 7 месяцев. 

ФИО1, считая такое действие сотрудников ГИБДД и удержание  национального водительского удостоверения неправомерными, как и  административное задержание с 24 по 25 сентября 2020 года, с 31 октября по  2 ноября 2020 года, с 29 по 31 марта 2021 года, а также задержание  принадлежащего ему автомобиля с 31 октября по 2 ноября 2020 года и с  29 по 31 марта 2021 года, обратился в суд с административным иском о  признании их незаконными ввиду неправильного исчисления срока лишения  права управления транспортным средством, просил возложить обязанность  вернуть изъятое национальное водительское удостоверение. 

Решением Фрунзенского районного суда города Ярославля от 9 ноября  2021 года отказано в удовлетворении требований. 

Апелляционным определением судебной коллегии по  административным делам Ярославского областного суда от 29 марта  2022 года судебный акт в части отказа в удовлетворении требований о  признании незаконными действий административного ответчика по изъятию у  ФИО1 национального водительского удостоверения отменён. В  указанной части принято новое решение, которым признаны незаконными  названные действия сотрудников ОБ ДПС ГИБДД УМВД по Ярославской  области, на административного ответчика возложена обязанность возвратить  национальное водительское удостоверение. В остальной части решение суда  первой инстанции оставлено без изменения. 

Кассационным определением судебной коллегии по административным  делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 октября 2022 года  апелляционное определение оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской  Федерации, УМВД по Ярославской области просит отменить апелляционное и  кассационное определения в части удовлетворения требований 

ФИО1, решение суда первой инстанции оставить без изменения. 


Ввиду необходимости проверки доводов кассационной жалобы по  запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2023 года  дело истребовано, определением от 17 ноября 2023 года кассационная жалоба  с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по административным делам Верховного Суда Российской Федерации. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в  кассационном порядке являются существенные нарушения норм  материального права или норм процессуального права, которые повлияли на  исход административного дела и без устранения которых невозможны  восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а  также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации). 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации приходит к выводу о необходимости удовлетворения  кассационной жалобы по следующим основаниям. 

Отказывая ФИО1 в удовлетворении требований, суд первой  инстанции пришёл к выводу, что административное задержание  ФИО1 30 марта 2021 года и задержание его транспортного средства  29 марта 2021 года выполнены в ходе производства по делам об  административных правонарушениях, осуществлены должностными лицами в  рамках установленных законом полномочий, являлись соразмерными и  обеспечивали условия для проведения производства по делу об  административном правонарушении. В отношении требований о признании  незаконными действий сотрудников административного ответчика по  административному задержанию ФИО1 и задержанию его  транспортного средства в иные периоды указал на пропуск процессуального  срока обращения в суд. 

Признавая законным изъятие национального удостоверения, суд исходил  из того, что оно подлежало сдаче в органы ГИБДД; данная обязанность  административным истцом не исполнена, в связи с чем срок лишения права  управления транспортными средствами прервался и имелись основания для  его изъятия 24 сентября 2020 года как у лица, лишённого права управления  транспортными средствами. 

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда в части изъятия у  ФИО1 национального водительского удостоверения и признавая  незаконными указанные действия сотрудников ОБ ДПС ГИБДД УМВД России  по Ярославской области, сослался на судебные акты по делам об  административных правонарушениях, где установлено, что течение срока  лишения права управления транспортным средством с момента, когда  административный истец сообщил об утрате водительского удостоверения в  органы ГИБДД, не прерывалось, этот срок истёк 16 февраля 2020 года. 

Вместе с тем получение административным истцом национального  водительского удостоверения в период отбывания административного 

наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, по 


мнению апелляционной инстанции, не является основанием для прерывания  срока исполнения административного наказания, следовательно, законных  оснований для изъятия и удержания национального водительского  удостоверения у административного ответчика не имелось. 

Суд кассационной инстанции такую позицию признал правильной.

Между тем судами апелляционной и кассационной инстанций не учтены  следующие обстоятельства. 

Согласно части 1 статьи 3.8 КоАП РФ лишение физического лица,  совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного  ему специального права устанавливается за грубое или систематическое  нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных  статьями Особенной части кодекса. 

Статьёй 32.7 КоАП РФ установлено, что течение срока лишения  специального права начинается со дня вступления в законную силу  постановления о назначении административного наказания в виде лишения  соответствующего специального права (часть 1); в течение трёх рабочих дней  со дня вступления в законную силу названного постановления лицо, лишённое  специального права, должно сдать предусмотренные частями 1-31 статьи 32.6  кодекса документы в орган, исполняющий этот вид административного  наказания, а в случае их утраты - заявить об этом в тот же срок (часть 1'). 

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 32  постановления от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах,  возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об  административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума № 20) подчеркнул, что при назначении  административного наказания в виде лишения права управления  транспортными средствами лицо, привлечённое к административной  ответственности, должно сдать все имеющиеся у него соответствующие  удостоверения либо заявить об их утрате в указанное судьёй подразделение  уполномоченного органа (абзац первый). 

Частью 2 статьи 32.7 КоАП РФ предусмотрено, что в случае уклонения  лица, лишенного права управления транспортными средствами, от сдачи  соответствующего удостоверения срок лишения указанного права  прерывается. Течение прерванного срока лишения права управления  транспортными средствами продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у  него соответствующего удостоверения (в том числе в случае, если срок  действия данного удостоверения истек), а равно со дня получения  соответствующим подразделением органа, на которое возложено исполнение  постановления о назначении административного наказания, заявления лица об  утрате этого удостоверения. 

В случае, если лицо заявило об утрате соответствующего удостоверения,  а затем фактически продолжало пользоваться им при управлении 

транспортным средством, что подтверждается фактом изъятия данного 


удостоверения, срок лишения права управления транспортными средствами  считается прерванным и продолжение исчисления течения прерванного срока  производится со дня изъятия у лица соответствующего удостоверения (абзац  четвёртый пункта 32 постановления Пленума № 20). 

Из материалов дела видно, что постановление о лишении  административного истца права управления транспортными средствами  вступило в законную силу 17 июля 2018 года, срок лишения истекал  16 февраля 2020 года. Новое водительское удостоверение <...> получено  административным истцом в Республике Армения 5 апреля 2019 года, то есть  в период течения срока лишения права управления транспортными  средствами. 

При таких обстоятельствах данное удостоверение также подлежало  сдаче в органы ГИБДД, поскольку лицо, подвергнутое административному  наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами,  обязано сдать все имеющиеся у него соответствующие удостоверения. 

Согласно постановлениям по делам об административных  правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьёй 12.6 и  частью 1 статьи 12.37 КоАП РФ, от 21 декабря 2019 года и от 9 января  2020 года ФИО1 предъявил сотрудникам ГИБДД национальное  водительское удостоверение. 

Таким образом, материалами дела подтверждается, что ФИО1 не  только не сдал национальное водительское удостоверение, но и, будучи  лишённым специального права, управлял транспортными средствами на  территории Российской Федерации на основании указанного документа, что  свидетельствует об уклонении лица, лишённого специального права, от сдачи  водительского удостоверения (и иных документов). 

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от  27 февраля 2020 года № 493-0 отметил, что прерванный срок давности  исполнения постановления о назначении наказания в виде лишения  специального права подлежит возобновлению в случае сдачи лицом либо  изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения).  Такое регулирование, определяющее порядок исполнения постановления о  лишении специального права, обеспечивает реальное исполнение наказания в  виде лишения специального права и гарантирует решение задач  законодательства об административных правонарушениях. 

Приведённые нормы КоАП РФ с учётом их толкования Верховным  Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской  Федерации подтверждают правильность вывода суда первой инстанции о том,  что срок лишения ФИО1 права управления транспортными  средствами прервался в момент получения им нового водительского  удостоверения (5 апреля 2019 года) и продолжил исчисляться с момента его  изъятия сотрудниками ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Ярославской  области 4 сентября 2020 года, а также законность оспариваемых действий 

должностных лиц, направленных на исполнение назначенного постановлением 


мирового судьи от 6 июня 2018 года административного наказания. 

С учётом изложенного является ошибочным вывод судов апелляционной  и кассационной инстанций о незаконности решения суда первой инстанции в  приведённой выше части. 

Следовательно, обжалуемые административным ответчиком судебные  акты в части удовлетворения требований ФИО1С-Н., как принятые с  существенным нарушением норм материального права, повлёкшие нарушение  охраняемых законом публичных интересов, подлежат отмене, решение суда  первой инстанции - оставлению в силе. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, 

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Ярославского областного суда от 29 марта 2022 года и кассационное  определение судебной коллегии по административным делам Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 12 октября 2022 года в части, в  которой отменено решение суда первой инстанции и признаны незаконными  действия сотрудников ОБ ДПС ГИБДД УМВД по Ярославской области по  изъятию у ФИО1 национального водительского удостоверения и по  возложению на него обязанности возвратить национальное водительское  удостоверение, отменить и оставить в силе решение Фрунзенского районного  суда города Ярославля от 9 ноября 2021 года. 

В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий

Судьи