ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 5-КАД20-28-К2
КАССАЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 20 января 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Свихнушиной Татьяны Николаевны на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 19 августа 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 октября 2019 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26 июня 2020 г. по административному делу № 2а-304/2019 по административному исковому заявлению Свихнушиной Татьяны Николаевны о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 апреля 2019 г. № 77/009/257/2018-97 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя по доверенности Свихнушиной Т.Н. - Коноваловой Л.Л., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя по доверенности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Макеевой Ю.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) от 16 апреля 2019 г. № 77/009/257/2018-97 Свихнушиной Т.Н. отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: г. <...> (далее также - земельный участок), поскольку заявителем в орган регистрации прав не представлены правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы, подтверждающие возникновение права собственности административного истца на земельный участок и являющиеся основанием для государственной регистрации права.
Полагая свои права нарушенными, Свихнушина Т.Н. обратилась в Бутырский районный суд г. Москвы с административным исковым заявлением о признании решения Управления Росреестра по Москве незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок, указывая, что в регистрирующий орган были поданы все необходимые документы, подтверждающие законное владение земельным участком исходя из статуса административного истца как члена дачно-строительного кооператива <...> (далее - ДСК <...>) и собственника расположенного на этом участке жилого дома.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 19 августа 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 октября 2019 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26 июня 2020 г., Свихнушиной Т.Н. отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Свихнушина Т.Н. просит об отмене указанных судебных актов, как принятых с нарушением норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 сентября 2020 г. Свихнушиной Т.Н. восстановлен процессуальный срок подачи кассационной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации и административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2020 г. кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В поданных возражениях Управление Росреестра по Москве просит принятые по административному делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Свихнушиной Т.Н. - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В силу части 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, обозрев представленные в судебное заседание документы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами допущены существенные нарушения норм процессуального и материального права, являющиеся в силу части 1 статьи 328 КАС РФ основанием для отмены судебных актов исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются положениями этого федерального закона.
Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 218-ФЗ, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними
иные нормативные правовые акты Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
Пункт 5 статьи 8 ГК РФ устанавливает, что уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 4 данной статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся среди прочего проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (часть 3 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, Свихнушиной Т.Н. в Управление Росреестра по Москве в целях регистрации права собственности на земельный участок предоставлены: заявление о государственной регистрации; договор купли-продажи домовладения, расположенного на земельном участке, от 18 декабря 1999 г., заключенного с Л. действующим по доверенности, выданной В. архивные копии справок, предоставленные МосгорБТИ от 20 августа 2003 г. № 62, выданная ДСК <...> на имя Ф. о том, что он имеет домовладение № <...> по улице <...> в поселке ДСК <...> и задолженности по оплате налогов и членских взносов не имеет, от 24 октября 1992 г. № 183 выданная ДСК <...> на имя Ф. о том, что он имеет дачное строение № <...>по улице <...> в поселке ДСК<...> и им полностью выплачен пай, от 27 октября 1992 г. выданная ДСК <...> на имя М. о том, что она имеет дачное строение № <...> по улице <...> в поселке ДСК <...> и ею полностью выплачен пай. Также была представлена справка от 27 декабря 2018 г. № 22, выданная ДСК <...>.
Данная справка содержит сведения о том, что ДСК <...> создан в 1931 г. как юридическое лицо с целью управления, владения и распоряжения выделенного ему государством на праве бессрочного пользования земельным
участком для осуществления на нем дачного строительства. При этом земельный участок, используемый членом ДСК <...> Свихнушиной Т.Н., находится в пределах внешних границ разграниченного земельного участка кооператива, не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте, в отношении земельного участка не принято решение о резервировании, образован и предоставлен Свихнушиной Т.Н. до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В справке имеются ссылки на акт землеустройства, утвержденный Президиумом Коммунистического РИК от 29 апреля 1931 г., акт отвода земельного участка ДСКТ-ву <...> в пос.<...> района <...>ж.д. от 28 апреля 1941 г., акт Московской областной межведомственной комиссии от 23 июля 1931 г. об утверждении плана планировки дачного поселка <...>; сведения о проведении инвентаризации земель и ведению земельного кадастра на территории ДСК <...> СВАО г. Москвы (заказ № 6126 от 1995 г.), о чем в Государственном фонде данных Управления Росреестра по Москве имеется инвентаризационный номер 27-0/16616 от 21 июня 2013 г.
Также в справке указано, что ДСК <...> имеет свой устав, который зарегистрирован в ДОС МГЖСС 15 июня 1932 г. № 7, согласно которому каждому члену кооператива на основании решения общего собрания из земельного участка кооператива выделяется и отводится земельный участок на праве бессрочного пользования. Согласно протоколу общего собрания членов кооператива от 25 мая 2000 г. № 01-2000 Свихнушина Т.Н. принята в члены ДСК <...>, в связи с чем за ней как за членом кооператива закреплен спорный земельный участок площадью 1139 кв. м на праве бессрочного (постоянного) пользования.
Свихнушиной Т.Н. отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании пунктов 3 и 5 части 1 статьи 26 и статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ, поскольку имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами и не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Разрешая спор, суды пришли к выводу о том, что документы, представленные Свихнушиной Т.Н. в Управление Росреестра по Москве в целях регистрации права собственности на земельный участок, не отвечают положениям статьи 49 Федерального закона № 218-ФЗ и пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ).
Судебная коллегия считает, что данный вывод сделан в нарушение норм материального и норм процессуального права без установления всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, исходя из следующего.
Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства установлены в статье 49 Федерального закона № 218-ФЗ и статье 3 Федерального закона № 137-ФЗ.
Так, согласно пункту 91 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. При этом государственная регистрация прав собственности на указанные в названном пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона № 218-ФЗ. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (пункт 91 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный
земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания (пункт 1); акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания (пункт 2); выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства) (пункт 3); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок (пункт 4).
Часть 2 статьи 49 Федерального закона № 218-ФЗ устанавливает, что государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 этой статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями названной статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных частью поименованной статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Из пункта 9 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ следует, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с
записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Такое правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 названного кодекса), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.
Между тем достижение задач административного судопроизводства невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия его сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Данный принцип выражается в том числе в принятии судом предусмотренных
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки названным нормам суд в ходе рассмотрения настоящего дела не проверил довод административного истца о том, что в Управлении Росреестра по Москве имеются необходимые документы для регистрации права собственности, касающиеся предоставления земельного участка кооперативу в постоянное бессрочное пользование и разграничения этого земельного участка, либо возможности их получения в порядке межведомственного взаимодействия, а именно: Устав ДСК <...>; документ о создании ДСК <...> и акт отвода земельного участка на праве бессрочного пользования в пользу ДСК <...>, о разграничении земельного участка между членами кооператива; закрепление земельного участка под домовладением № <...> по ул. <...> члену кооператива, решения общих собраний ДСК <...> о принятии в члены кооператива Свихнушиной Т.Н. и её правопредшественников; документы о последовательном правомерном пользовании земельным участком под домовладением №<...> после выплаты пая М.
Установление этих обстоятельств применительно к положениям статьи 49 Федерального закона № 218-ФЗ и пункта 9 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ имеет существенное значение для правильного разрешения административного дела и вынесения законного и обоснованного решения, отвечающего требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кроме того, судом не устранены противоречия в копиях архивных справок МосгорБТИ, представленных для регистрации права собственности, а именно в отношении пользования Фараджевым Г.В. земельным участком под домовладением № <...> по улице <...>и выплате им пая, и в отношении М. о том, что она имеет дачное строение № <...> по улице<...> и ею полностью выплачен пай.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для полного и правильного установления фактических обстоятельств административного дела, их всестороннего исследования судом
первой инстанции не приняты, что, как следствие, привело к существенным нарушениям норм материального и процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, что является в силу части 1 статьи 328 КАС РФ основанием для отмены судебных актов суда первой, апелляционной и кассационной инстанций с направлением административного дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении административного дела суду надлежит учесть вышеизложенное и разрешить административное дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Бутырского районного суда г. Москвы от 19 августа 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 октября 2019 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26 июня 2020 г. отменить и направить административное дело по административному исковому заявлению Свихнушиной Татьяны Николаевны о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 апреля 2019 г. № 77/009/257/2018-97 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок на новое рассмотрение в Бутырский районный суд г. Москвы.
Председательствующий