НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Верховного Суда РФ от 11.05.2022 № 53-КАД22-2

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 53-КАД22-2-К8

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 11 мая 2022 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  кассационной жалобе Шалинского сельского Совета депутатов Майского  района Красноярского края на от 24 ноября 2020 г. и кассационное  определение судебной коллегии по административным делам Восьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 9 июня 2021 г. по  административному делу № За-33/2020 по административному исковому  заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не  действующим в части решения Шалинского сельского Совета депутатов  Майского района Красноярского края от 26 июня 2015 г. № 7-21р «Об  утверждении генерального плана Шалинского сельсовета». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л. А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей кассационное определение  судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного  суда общей юрисдикции, подлежащим отмене с оставлением в силе решения  Красноярского краевого суда и апелляционного определения судебной  коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей  юрисдикции Судебная коллегия по административным делам Верховного 

Суда Российской Федерации 


[A1] установила:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с  административным исковым заявлением о признании недействующим  решения Шалинского сельского Совета депутатов Майского района  Красноярского края от 26 июня 2015 г. № 7-21р «Об утверждении  генерального плана Шалинского сельсовета» в части включения в границы  населенных пунктов, входящих в границы указанного муниципального  образования, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда  (Красноярский край, Майский район, Майское лесничество, Шалинское  сельское участковое лесничество, сельскохозяйственное товарищество с  ограниченной ответственностью «Красный октябрь»), а именно <...> (часть выдела 23), квартал 32 (части выделов  4, 6, 7), квартал 33 (части выделов 2, 3), квартал 34 (части выделов 1, 5),  площадью 83 939 кв. м; <...> (части выделов 17, 37),  квартал 54 (часть выдела 5), площадью 70 890 кв. м; <...> (выделы 21, 22, части выделов 19, 20, 23, 25), квартал 8 (часть  выдела 16), квартал 69 (выдел 4, части выделов 2, 6, 7, 10, 15, 17, 19, 23, 24,  25), площадью 685 549 кв. м, общей площадью пересечения 1 020 378 кв. м. 

Решением Красноярского краевого суда от 30 июля 2020 г.,  оставленным без изменения апелляционным определением судебной  коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей  юрисдикции от 24 ноября 2020 г., административные исковые требования  Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворены; Генеральный  план признан не действующим в части включения в границы населенных  пунктов муниципального образования Шалинский сельсовет Майского  района Красноярского края - деревни Верхняя Есауловка, Сосновка и села  Шалинское указанных лесных участков из земель лесного фонда. 

Кассационным определением судебной коллегии по административным  делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июня 2021 г.  решение Красноярского краевого суда от 30 июля 2020 г. и апелляционное  определение судебной коллегии по административным делам Пятого  апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2020 г. отменены, по  делу принято новое решение, которым Генеральный план признан не  действующим со дня принятия. 

В кассационной жалобе, направленной в судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации, Шалинский сельский Совет  депутатов Майского района Красноярского края, ссылаясь на допущенные  судами существенные нарушения норм материального права, просит  отменить принятые по делу судебные акты, направить дело на новое  рассмотрение. 

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  от 23 декабря 2021 г. восстановлен пропущенный процессуальный срок 

подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда 


[A2] Российской Федерации, в тот же день дело истребовано в Верховный Суд  Российской Федерации. 

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  от 15 апреля 2022 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения  в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации. 

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных  актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм  материального права или норм процессуального права, которые повлияли на  исход административного дела и без устранения которых невозможны  восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а  также защита охраняемых законом публичных интересов. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы об  отмене судебных постановлений, Судебная коллегия полагает, что при  рассмотрении и разрешении заявленных исковых требований такие  нарушения имели место. 

Как следует из материалов дела, 28 октября 2015 г. в Единый  государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним  внесена запись о праве собственности Российской Федерации на земельный  участок, категория земель - земли лесного фонда, площадью 7085 га,  расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край,  Майский район, Майское лесничество, Шалинское сельское лесничество, в  том числе сельскохозяйственное товарищество с ограниченной  ответственностью «Красный октябрь», в кварталах № 1-5, 7-13, 21-23, 30,  31, 32, 33, 34, 36, 37, 38, 45, 46, 48, 52-55, 67, 69; земельному участку  присвоен кадастровый номер 24/011 /001/2015-3162. 

Генеральным планом, утвержденным Решением № 7-21р, установлены  границы входящих в состав территории муниципального образования  Шалинский сельсовет населенных пунктов, в том числе деревни Верхняя  Есауловка, деревни Сосновка, села Шалинское. 

Удовлетворяя административное исковое заявление, Красноярский  краевой суд, с мнением которого согласилась судебная коллегия по  административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции,  проверив решение Шалинского сельского Совета депутатов Майского района  Красноярского края от 26 июня 2015 г. № 7-21р «Об утверждении  генерального плана Шалинского сельсовета» на соответствие установленным  законом требованиям к форме, процедуре принятия и порядку  опубликования, учитывая положения части 8 статьи 24, пункта 2 части 1  статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, порядка  согласования проектов документов территориального планирования  муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной  комиссии при согласовании документов территориального планирования 

муниципальных образований, утвержденного приказом Министерства 


[A3] регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69,  пункта 5.4.3 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства,  утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  23 сентября 2010 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства»,  пришел к выводу о нарушении при принятии оспариваемого решения  требований статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации,  поскольку проект Генерального плана в части включения в границы  населенных пунктов земель лесного фонда процедуру согласования с  Федеральным агентством лесного хозяйства и Министерством регионального  развития Российской Федерации не проходил. 

Выводы судов первой и апелляционной инстанций в этой части  соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами,  проверенными и оцененными по правилам статьи 84 КАС РФ, и обеспечены  точным, соответствующим обстоятельствам административного дела  толкованием и применением норм материального права, регулирующих  спорные правоотношения и подлежащих применению в настоящем деле. 

Отменяя решение Красноярского краевого суда от 30 июля 2020 г. и  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2020 г.,  судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного  суда общей юрисдикции указала, что оспариваемый нормативный правовой  акт принят административным ответчиком по вопросу, не входящему в его  компетенцию, поскольку законом Красноярского края от 24 декабря 2004 г.   № 13-2864 «Об установлении границ и наделении соответствующим  статусом муниципального образования Майский район и находящихся в его  границах иных муниципальных образований» муниципальное образование  Майский район и входящий в его состав Шалинский сельсовет наделены  статусом муниципального района и сельского поселения соответственно. Ни  уставом упомянутых муниципальных образований, ни специальным законом  Красноярского края полномочия по принятию документов территориального  планирования за муниципальным образованием Шалинский сельсовет не  закреплялись. 

Судебная коллегия полагает данный вывод ошибочным и сделанным  без учета положений Закона Красноярского края от 1 декабря 2014 г.   № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими  поселениями Красноярского края», действовавшего на момент принятия  Решения № 7-21р. 

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации  устанавливает, что при рассмотрении административного дела об  оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в том числе,  соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих  полномочия органа, организации, должностного лица на принятие 

нормативных правовых актов (подпункт «а» пункта 2 части 8 статьи 213). 


[A4] Как следует из положений пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14  Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  утверждение генерального плана сельского поселения является вопросом  местного значения соответствующего муниципального района, если  законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с  ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого  вопроса не закреплено за сельским поселением. 

Разграничение полномочий в сфере градостроительной деятельности  между муниципальными районами и сельскими поселениями было  закреплено в статье 1 Закона Красноярского края от 1 декабря 2014 г.   № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими  поселениями Красноярского края» (далее - Закон Красноярского края № 72880), действовавшего с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г. 

В соответствии с подпунктом «о» пункта 1 статьи 1 Закона  Красноярского края № 7-2880 за сельскими поселениями Красноярского края  до 1 января 2016 г. был закреплен в том числе такой вопрос местного  значения, как утверждение генеральных планов поселения. 

Уставом Шалинского сельсовета Майского района Красноярского края,  принятым решением Шалинского сельского Совета депутатов от 19 декабря  2005 г. № 9, в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого  нормативного правового акта, было предусмотрено, что утверждение  генерального плана сельсовета отнесено к вопросам местного значения  Шалинского сельского Совета (пункт 24 части 1 статьи 29). 

Устав Майского района Красноярского края, принятый Майским  районным Советом депутатов Красноярского края 17 июня 1998 г., в  перечень вопросов местного значения района утверждение генеральных  планов сельских поселений, входящих в его состав, не включал. 

Исходя из приведенных правовых норм, а также положений пункта 1  части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской  Федерации Решение № 7-21р было принято уполномоченным на то органом. 

При таких данных судебной коллегией по административным делам  Восьмого кассационного суда общей юрисдикции при принятии  кассационного определения допущены существенные нарушения норм  материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых  невозможны восстановление и защита законных интересов Шалинского  сельского Совета депутатов Майского района Красноярского края, в связи с  чем оно подлежит отмене с оставлением в силе решения Красноярского  краевого суда от 30 июля 2020 г. и апелляционного определения судебной  коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей  юрисдикции от 24 ноября 2020 г. 

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по 

административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


[A5] определила:

кассационное определение судебной коллегии по административным  делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июня 2021 г.  отменить, решение Красноярского краевого суда от 30 июля 2020 г.,  апелляционное определение судебной коллегии поДцминистративным делам  Пятого апелляционного суда общей щи от 24 ноября 2020 г.  оставить в силе. 

Председательствующий

Судьи