ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 3-КА19-5
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 9 августа 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Кириллова ВС. и Калининой Л. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 31 августа 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 октября 2018 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С, объяснения представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми по доверенности ФИО2. и ФИО3, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми (далее - МИФНС № 3 по Республике Коми) обратилась в Сосногорский городской суд Республики Коми с административным
исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам за 2013 год в размере 34 690 рублей 13 копеек и задолженности по пени в размере 497 рублей 32 копеек (всего 35 187 рублей 45 копеек), исчисленной в соответствии с положениями частей 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», и восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления.
В обоснование заявленных требований МИФНС № 3 по Республике Коми указала, что ФИО1 будучи зарегистрированным в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сосногорске Республики Коми в качестве страхователя за период с 1 января по 25 декабря 2013 года не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2013 год.
Решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 31 августа 2018 года исковые требования удовлетворены. С ФИО1 в пользу МИФНС № 3 по Республике Коми взысканы: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии, за 2013 год в сумме 24 181 рублей 74 копеек; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии, за 2013 год в сумме 7 374 рублей 31 копеек; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2013 год в сумме 3 134 рублей 08 копеек; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии, за 2013 год в сумме 312 рублей 04 копеек; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии, за 2013 год в сумме 100 рублей 15 копеек; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2013 год в сумме 85 рублей 13 копеек (всего 35 187 рублей 45 копеек). С административного ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 1 255 рублей 62 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 октября 2018 года решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 31 августа 2018 года оставлено без изменения.
Определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 15 февраля 2019 года ФИО1 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной административным ответчиком в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2019 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие существенные нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ).
В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ) утратил силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
При этом с 1 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5, части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Размеры страховых взносов уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 1 части 1.1 статьи 14);
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере,
определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 2 части 1.1 статьи 14).
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 поименованного федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 статьи 14).
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 11 статьи 14).
Согласно частям 1, 6 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15
календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в законную силу 30 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Как следует из материалов дела, в период с 27 января 2006 года по 25 декабря 2013 года ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлявшего деятельность без образования юридического лица, не производившего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В установленный срок указанная сумма недоимки административным ответчиком уплачена не была.
Судебным приказом мирового судьи Таежного судебного участка города Сосногорска Республики Коми от 7 февраля 2014 года с ФИО1 в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сосногорске Республики Коми взыскана указанная недоимка по страховым взносам.
Определением мирового судьи Таежного судебного участка города Сосногорска от 20 марта 2018 года указанный судебный приказ отменен.
Удовлетворяя требования налогового органа о взыскании с ФИО1 суммы недоимки по страховым взносам за 2013 год суды первой и апелляционной инстанции исходили из правомерности требований административного истца, учитывая не исполнение административным ответчиком возложенной на него законодательством обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 1 января по 25 декабря 2013 года, предъявлении налоговым
органом административных требований в пределах шестимесячного срока, установленного частью 2 статьи 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
Оценивая довод ФИО1 о необоснованности требований налогового органа со ссылкой на положения статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд апелляционной инстанции указал, что признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию только та недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которая исчислена в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, а поскольку административному истцу сумма недоимки исчислена в порядке части 1 названной статьи, сумма недоимки не подлежит признанию безденежной к взысканию и списанию.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с таким выводом, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Исходя из смысла вышеприведенных положений статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ и статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы в пределах размера, установленного частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
Административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 25 декабря 2013 года.
Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов. Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Таким образом, срок уплаты указанных страховых взносов наступил по истечении 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя, то есть 8 января 2014 года. Следовательно, со следующего дня - 9 января 2014 года образовалась недоимка по названным платежам, что соответствует сроку, предоставленному ФИО1 для уплаты соответствующих платежей (в срок до 28 января 2014 года).
Расчет страховых взносов на основании части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ является для плательщика штрафной санкцией за непредставление соответствующих сведений, необходимых для их исчисления. Размер таких платежей в 8 раз
превышает размер страховых взносов, который подлежит уплате в общем порядке и установлен частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
Учитывая, что недоимка по страховым платежам не превышает установленный частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ размер, то в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ признается безденежной к взысканию и подлежит списанию.
Иное толкование норм материального права обуславливает возможность списания недоимки только для плательщиков страховых взносов, не представивших необходимых для расчета страховых взносов сведений, и сохраняет обязанность по их уплате для лиц, добросовестно представлявших такую информацию, однако это является недопустимым.
При таких обстоятельствах решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 31 августа 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 октября 2018 года подлежат отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления МИФНС № 3 по Республике Коми.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 31 августа 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 октября 2018 года отменить, в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени - отказать.