НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Верховного Суда РФ от 09.06.2021 № 41-КАД21-10

 № 41-КАД21-10-К4

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 9 июня 2021 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Николаевой О.В. и Нефедова ОН.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Толстовой Галины Анатольевны на решение Новочеркасского городского  суда Ростовской области от 8 октября 2019 г., апелляционное определение  судебной коллегии по административным делам Ростовского областного  суда от 6 июля 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по  административным делам Четвертого кассационного суда общей  юрисдикции от 29 октября 2020 г. по делу № 2а-3474/2019 по  административному исковому заявлению Толстовой ГА. о признании  незаконным решения Управления Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 26 июля  2019 г. об отказе в осуществлении государственной регистрации права  собственности на земельный участок, о возложении обязанности. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Николаевой О.В., Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

Толстова Г.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к  Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и 




Российской Федерации, что исключает проведение государственной  регистрации права собственности Толстовой Г.А. на земельный участок в  упрощенном порядке. 

Между тем судом не учтены следующие обстоятельства.

Согласно абзацу первому статьи 80 Земельного кодекса Российской  Советской Федеративной Социалистической Республики (в редакции от  24 декабря 1993 г.) земельные участки для кооперативного, а также  индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства  предоставлялись местными Советами народных депутатов в соответствии с  их компетенцией. 

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря  1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской  Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»  устанавливалось, что полномочия Советов народных депутатов,  предусмотренные в том числе статьей 80 Земельного кодекса Российской  Советской Федеративной Социалистической Республики, осуществляются  соответствующими местными администрациями. 

Толстовой Г.А. в качестве документа, удостоверяющего ее право на  земельный участок, в орган регистрации прав представлено Постановление   № 2251, которым отведен земельный участок площадью 600 кв. м для  индивидуального жилищного строительства. При этом вид права, на  котором предоставлен этот земельный участок Толстовой ГА., в названном  постановлении не указан. 

Архивной справкой от 3 апреля 2019 г. № 27-35.7.3/86, выданной  государственным казенным учреждением Ростовской области  «Государственный архив Ростовской области», находящимся в  ведомственной принадлежности комитета по управлению архивным делом  Ростовской области, подтверждается действительность Постановления   № 2251 (находится на хранении в архивном фонде Р-112). 

С учетом приведенного правового регулирования Постановление   № 2251 является актом о предоставлении Толстовой Г.А. земельного  участка, изданным органом местного самоуправления в пределах его  компетенции и в порядке, которые установлены законодательством,  действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания. На  момент обращения Толстовой Г.А. в орган регистрации прав данное  постановление не отменено. 

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ отношения,  возникающие в связи с осуществлением на территории Российской  Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и  сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской  Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового  учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются  положениями этого федерального закона. 

Основания государственного кадастрового учета и государственной  регистрации прав установлены в статье 14 Федерального закона № 218-ФЗ, 


при этом особенности осуществления государственной регистрации права  собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для  ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства,  индивидуального гаражного или индивидуального жилищного  строительства, установлены в статье 49 названного федерального закона и  статье 3 Федерального закона № 137-ФЗ. 

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований,  суд сослался на пункт 9 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ, согласно  которому, если земельный участок предоставлен до введения в действие  Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного,  дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального  гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве  пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного)  пользования, гражданин, обладающий упомянутым земельным участком на  таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на данный  земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с  федеральным законом названный земельный участок не может  предоставляться в частную собственность. 

Поскольку в Постановлении № 2251 не указано, что земельный  участок предоставляется на праве бессрочного пользования либо  пожизненного наследуемого владения, суд посчитал, что этот акт органа  местного самоуправления не может служить основанием для регистрации  права собственности истца. 

Между тем согласно абзацу второму пункта 91 статьи 3 Федерального  закона № 137-ФЗ в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе,  устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный  участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса  Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства,  огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или  индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором  предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид  этого права, такой земельный участок считается предоставленным  указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев,  если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не  может предоставляться в частную собственность. 

Постановление органа местного самоуправления об отводе земельного  участка (Постановление № 2251) является надлежащим  правоустанавливающим документом. Отсутствие в акте о предоставлении  земельного участка указания на вид права не может служить основанием для  отказа в регистрации права собственности на земельный участок. 

Такое же правовое регулирование содержат положения статьи 49  Федерального закона № 218-ФЗ. 

Согласно части 1 названной статьи государственная регистрация права  собственности гражданина на земельный участок, предо ставленный до дня  введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения 


личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства,  индивидуального гаражного или индивидуального жилищного  строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого  владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте,  свидетельстве или другом документе, устанавливающих или  удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не  указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или  невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании  следующих документов: 

акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного  участка, изданный органом государственной власти или органом местного  самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые  установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного  акта на момент его издания; 

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный  земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной  власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте  издания данного акта на момент его издания; 

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из  похозяйственней книги о наличии у такого гражданина права на указанный  земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для  ведения личного подсобного хозяйства); 

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого  гражданина на указанный земельный участок. 

Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что  Толстовой Г.А. не представлено свидетельство о праве собственности на  земельный участок, а Постановление № 2251 не является основанием для  регистрации права собственности на земельный участок. 

Между тем часть 1 статьи 49 Федерального закона № 218-ФЗ содержит  перечень документов, на основании которых подлежит регистрации право  собственности гражданина на земельный участок. Любой из них является  самостоятельным основанием для такой регистрации. 

Акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный  органом местного самоуправления в пределах его компетенции, в том числе  представленное Толстовой Г.А. Постановление № 2251, является  достаточным основанием для регистрации права собственности. 

Закон не требует для регистрации права собственности в упрощенном  порядке представления одновременно правоустанавливающего  (постановление о предоставлении земельного участка) и  правоудостоверяющего документа (свидетельство о праве собственности на  земельный участок). 

Необоснован и вывод суда о том, что отказ в регистрации права  собственности правомерен ввиду неисполнения Толстовой Г.А.  обязанностей по подготовке проекта и строительству жилого дома на  земельном участке, возложенных на нее Постановлением № 2251.