ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 87-АПА19-7
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 28 августа 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Кириллова ВС.
при секретаре Луговой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 и ФИО3 об оспаривании пункта 2 решения Совета депутатов городского поселения город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от 29 ноября 2018 года № 179 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского поселения город Нерехта № 440 от 25 ноября 2015 года «Об установлении и введении в действие на территории городского поселения город Нерехта налога на имущество физических лиц», по апелляционным жалобам ФИО1 и ФИО3 на решение Костромского областного суда от 23 мая 2019 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя ФИО1. и ФИО3 - адвоката Клушина А.В., поддержавшего апелляционные жалобы административных истцов, заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Советом депутатов городского поселения город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (далее - Совет депутатов) 25 ноября 2015 года принято решение № 440 «Об установлении и введении в действие на территории городского поселения город Нерехта налога на имущество физических лиц» (далее - решение № 440 от 25 ноября 2015 года) с 1 января 2016 года.
Подпунктом 2 пункта 2 названного решения было предусмотрено установление налоговой ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 1,5 процента их кадастровой стоимости.
Решением Совета депутатов от 27 сентября 2018 года № 161 внесены изменения в вышеуказанное решение от 25 ноября 2015 года № 440, в соответствии с которыми налоговая ставка в отношении перечисленных выше объектов определена в размере 0,5 процентов от кадастровой стоимости - для объектов площадью до 1500 кв. м, в размере 1 процента - для объектов площадью свыше 1500 кв. м.
Подпункт 2 пункта 2 решения № 440 от 25 ноября 2015 года изложен в новой редакции, согласно которой налоговая ставка в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определена в размере 1,5 процента для объектов общей площадью до 1500 кв. м, а в отношении объектов общей площадью свыше 1500 кв. м - 2 процента (пункт 1.1).
Пунктом 2 названного решения установлено, что оно вступает в силу 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
В пункте 3 решения указано, что оно подлежит опубликованию в Информационном сборнике и газете «Нерехтская правда».
Решение от 29 ноября 2018 года № 179 опубликовано в «Информационном сборнике муниципальных правовых актов городского поселения город Нерехта» от 29 ноября 2018 года, № 36 (167), в газете «Нерехтская правда» от 7 декабря 2018 года, № 94; а также 30 ноября 2018 года размещено на официальном сайте администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области \у\у\у.ао1тпегеп1:а.ги.
ФИО1., ФИО2. и ФИО3, являющиеся собственниками объектов недвижимости, подлежащих налогообложению в соответствии с вышеуказанными положениями нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, обратились в Костромской областной суд с административными исковыми заявлениями (с учетом их уточнения), объединенными в одно производство для совместного рассмотрения, в которых просили признать недействующим с момента его принятия пункт 2 решения Совета депутатов от 29 ноября 2018 года № 179 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского поселения город Нерехта № 440 от 25 ноября 2015 года «Об установлении и введении в действие на территории городского поселения город Нерехта налога на имущество физических лиц», ввиду его противоречия статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
По утверждению административных истцов, «Информационный сборник муниципальных правовых актов городского поселения город Нерехта», датированный 29 ноября 2018 года, имеет ограниченный тираж (8 экземпляров), которые поступили в специально утвержденные места для ознакомления неопределенного круга лиц только 4 декабря 2018 года, а в газете «Нерехтская правда» решение опубликовано 7 декабря 2018 года, следовательно, решение Совета депутатов от 29 ноября 2018 года № 179 не могло вступить в силу с 1 января 2019 года, а должно вступить в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1- го числа очередного налогового периода, то есть не ранее 1 января 2020 года.
Решением Костромского областного суда от 23 мая 2019 года в удовлетворении административных исков отказано.
ФИО1. и ФИО3 обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных ими требований, в связи с нарушением норм материального права и неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Административные истцы ссылаются на то, что судом первой инстанции не учтено, что оспариваемый нормативный правовой акт введен в
действие с нарушением статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку официально опубликован менее чем за 1 месяц до начала очередного налогового периода.
Полагают, что вывод суда о том, что датой официального опубликования оспариваемого нормативного правового акта следует считать дату издания «Информационного сборника муниципальных правовых актов городского поселения город Нерехта» 29 ноября 2018 года, противоречит материалам дела, согласно которым данный сборник был доведен до мест распространения 4 декабря 2018 года.
По мнению административных истцов, размещение нормативного правового акта на сайте администрации района также нельзя считать его официальным опубликованием, поскольку в оспариваемом решении имеется указание о его опубликовании только в двух печатных изданиях. Помимо этого, официальный сайт органа местного самоуправления не может являться единственным источником опубликования муниципального правового акта.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, главой администрации городского поселения город Нерехта муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области ФИО5 и прокуратурой Костромской области принесены возражения.
Административные истцы ФИО1., ФИО2. и ФИО3, представители Совета депутатов городского поселения город Нерехта муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области и администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Налог на имущество физических лиц в соответствии с разделом X Налогового кодекса Российской Федерации отнесен к местным налогам и сборам.
Частью 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статей 8, 24, 26, 27 и 28 Устава муниципального образования городское поселение город Нерехта, принятого решением Совета депутатов от 6 декабря 2005 года № 6, установление, изменение и отмена налога на имущество физических лиц, установление налоговых ставок по данному налогу относится к компетенции Совета депутатов городского поселения город Нерехта, который по вопросам, отнесённым к его компетенции, принимает нормативные правовые акты в форме решений.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными положениями федерального законодательства и устава муниципального образования, суд первой инстанции правильно установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Совета депутатов городского поселения город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, с соблюдением установленной формы и процедуры его принятия. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что данным актом затрагиваются права административных истцов, которые являются собственниками недвижимого имущества, подлежащего налогообложению.
В то же время, как видно из материалов дела, сам нормативный правовой акт, устанавливающий размеры налоговых ставок, утвержденных решением Совета депутатов № 179 от 29 ноября 2018 года «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского поселения город Нерехта № 440 от 25 ноября 2015 года «Об установлении и введении в действие на территории городского поселения город Нерехта налога на имущество физических лиц», административными истцами не оспаривался и судом не проверялся. В административных исках ими ставился вопрос лишь о признании противоречащим актам, имеющим большую юридическую силу, пункта 2 вышеназванного решения, который фактически носит процедурный характер, поскольку регулирует введение нормативного правового акта в действие.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемые положения данного акта не противоречат актам, имеющим большую юридическую силу.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Порядок опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов определен Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 47 которого предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах,
которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1).
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (часть 2).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).
Частью 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В силу части 4 статьи 8 Устава муниципального образования муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район Костромской области муниципальные правовые акты муниципального района публикуются в общественно-политической газете «Нерехтская правда» или «Информационном вестнике муниципального района город Нерехта и Нерехтский район», размещаются на официальном сайте администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области \у\у\у.аа!тпегеЬ1а.ш.
Проанализировав приведенные нормативные правовые акты, суд первой инстанции правомерно указал, что оспариваемые положения вышеназванного нормативного правового акта не противоречат ни одному из указанных актов федерального законодательства, а также Уставу данного муниципального образования.
С указанным выводом суда Судебная коллегия соглашается, поскольку оспариваемый пункт решения муниципального правового акта не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В то же время, проверка фактического исполнения изложенного в оспариваемом пункте 2 предписания о предусмотренном порядке официального опубликования и вступления в силу вышеназванного муниципального правового акта возможна при рассмотрении дел, связанных с применением конкретных положений данного нормативного правового акта к лицам, права и свободы которых этими нормами затрагиваются, а также при оспаривании конкретных норм муниципального правового акта. Однако, в данном случае такие обстоятельства отсутствуют.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права.
Каких-либо иных нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Костромского областного суда от 23 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1 и ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий