НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 27.09.2019 № 18-АПА19-61

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 18-АПА19-61

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва _
 л л10

27 сентября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В .Б.,
судей Горчаковой ЕВ. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Мегрикян Каринэ Николаевны о  признании недействующими отдельных положений Перечней объектов  недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая  база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 и 2018 годы,  утверждённых приказами департамента имущественных отношений  Краснодарского края от 23 декабря 2016 года № 2745 и от 26 декабря  2017 года № 3008 соответственно, по апелляционной жалобе  административного истца на решение Краснодарского краевого суда от  17 апреля 2019 года, которым административное исковое заявление  оставлено без удовлетворения. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Горчаковой Е.В., объяснения представителя административного истца  Штомпеля АН., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С.,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 


установила:

приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от  23 декабря 2016 года № 2745, размещённым на официальном сайте в сети  Интернет (Ьйр://о1юк.кга5пос1аг.ги) утверждён Перечень объектов  недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая  база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень  на 2017 год), согласно пункту 41471 которого нежилое здание общей  площадью 1920 кв. метров, кадастровый номер 23:47:0108029:206,  расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск,  Приморский внутригородской района, с. Цемдолина, ул. Ленина, д. 6-в  (далее - спорное здание) является объектом недвижимого имущества, в  отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая  стоимость. 

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского  края от 26 декабря 2017 года № 3008, размещённым на официальном сайте в  сети Интернет (пЦр:/А1юк.кга5пос1аг.ги), утвержден Перечень объектов  недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая  база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень  на 2018 год), в который также включено указанное здание (пункт 38087). 

Мегрикян К.Н., собственник спорного здания, обратилась с  административным исковым заявлением о признании недействующими  приведённых норм, указав в обоснование требований, что принадлежащий ей  объект недвижимости не используется в целях административного, делового  или коммерческого назначения, не приспособлен для размещения в нём  офиса и торговых объектов, его включение в Перечень не соответствует  предписаниям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации  (далее - НК РФ) и нарушает законные интересы административного истца,  необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество  физических лиц в завышенном размере. 

Решением Краснодарского краевого суда от 17 апреля 2019 года в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить  судебный акт и вынести решение об удовлетворении заявленных требований,  ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права,  несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и  недоказанность установленных судом обстоятельств. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  участвующим в деле прокурором и заинтересованным лицом - администрацией Краснодарского края представлены возражения об их  необоснованности и законности судебного акта. 


Изучив материалы дела, проверив доводы, изложенные в  апелляционной жалобе и возражениях, Судебная коллегия не находит  оснований для отмены решения суда. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой  инстанции пришёл к правильному выводу о соответствии оспариваемых  норм федеральному законодательству исходя из данных технического  паспорта, согласно которым здание обладает признаками торгового центра,  так как площадь помещений, предусматривающих размещение торговых  объектов, превышает 20 процентов общей площади здания. 

Выводы суда основаны на правильном применении норм материального  права и на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле  доказательств. 

Установление общих принципов налогообложения и сборов в  Российской Федерации находится в совместном ведении Российской  Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного  ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются  федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные  нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и  76 Конституции Российской Федерации). 

Статьёй 15 НК РФ определено, что налог на имущество физических лиц  относится к местным налогам и сборам, устанавливается согласно статье  399 НК РФ указанным кодексом и нормативными правовыми актами  представительных органов муниципальных образований, и обязателен к  уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1). 

Как следует из положений статьи 400 НК РФ, налогоплательщиками  налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на  имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со  статьёй 401 этого кодекса, в пункте 1 которой определено, что объектом  налогообложения признаётся расположенное в пределах муниципального  образования в том числе такое имущество как иные здание, строение,  сооружение, помещение. 

Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в  отношении объектов налогообложения, включённых в перечень,  определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного кодекса,  исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. 

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской  Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода в силу  прямого указания, содержащегося в пункте 7 статьи 378.2 НК РФ, определяет  на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества,  указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении  которых налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость; размещает  перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта  Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети  «Интернет». 


Суд первой инстанции, проанализировав предписания пунктов 1, 2, 7  статьи 378.2 НК РФ, части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от  26 ноября 2003 года № 620-КЗ «О налоге на имущество организаций»,  постановления главы администрации Краснодарского края от 23 апреля  2007 года № 345 «О департаменте имущественных отношений  Краснодарского края», сделал верный вывод о принятии Перечня  уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением  процедуры принятия и порядка его опубликования. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ (в редакции,  действовавшей на момент принятия Перечня на 2017 год) торговым центром  (комплексом) признавалось отдельно стоящее нежилое здание (строение,  сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким  собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:  здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из  видов разрешённого использования которого предусматривает размещение  торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового  обслуживания (подпункт 1); назначение помещений общей площадью не  менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в  соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов  недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) таких  объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов,  объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания  или фактически используется в этих целях (подпункт 2). 

По смыслу приведённых норм для признания отдельно стоящего здания  торговым центром достаточно наличия одного из перечисленных в них  критериев. 

Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ «О внесении  изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской  Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в  приведённую норму были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января  2017 года, позволяющие учитывать при определении предназначения здания  для использования в целях размещения торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не только  назначение помещений, но и их разрешённое использование и наименование. 

Поскольку согласно техническому паспорту на спорное здание  площадь помещений, имеющих назначение, предусматривающее  размещение торговых объектов, составляет более 20 процентов площади  всего здания (три торговых зала площадью 558,4 кв. метров, 660,5 кв. метров  и 664 кв. метров, соответственно, при общей площади здания 1920 кв.  метров), суд первой инстанции сделал верный вывод о наличии условия,  предусмотренного статьёй 378.2 НК РФ, для признания спорного здания  торговым центром применительно к названной статье, правомерно отказав в  признании оспариваемых пунктов Перечней недействующими. 


Доводами апелляционной жалобы правильность выводов суда не  опровергнута, Судебная коллегия их признаёт несостоятельными как  основанными на ошибочном толковании норм материального права,  подлежащих применению по настоящему административному делу. 

Нарушений норм материального и процессуального права, которые  привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено. 

На основании изложенного Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями  309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, 

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 17 апреля 2019 года оставить без  изменения, апелляционную жалобу Мегрикян Каринэ Николаевны - без  удовлетворения. 

Председательствующий