НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 27.08.2019 № 32-АПА19-11

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 32-АПА19-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 27 августа 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой ЕВ.,
при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению территориальной избирательной  комиссии Заводского района города Саратова с полномочиями окружной  избирательной комиссии по Заводскому одномандатному избирательному  округу № 2 о признании незаконными и отмене решения территориальной  избирательной комиссии Заводского района города Саратова с полномочиями  окружной избирательной комиссии по Заводскому одномандатному  избирательному округу № 2 от 01 августа 2019 года № 120/02 «О регистрации  кандидата в депутаты по дополнительным выборам в Саратовскую областную  Думу шестого созыва по Заводскому одномандатному избирательному округу   № 2 Антонова Романа Викторовича» по апелляционной жалобе Антонова  Романа Викторовича на решение Саратовского областного суда от 13 августа  2019 года, которым удовлетворен административный иск территориальной  избирательной комиссии Заводского района города Саратова с полномочиями  окружной избирательной комиссии по Заводскому одномандатному  избирательному округу № 2. 


Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., объяснения административного ответчика Антонова Р.В.,  его представителя Портнягина А.П., поддержавших доводы апелляционной  жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя избирательной  комиссии Саратовской области Платовой А.Е., заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е.,  полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации, руководствуясь статьями 177, 307-311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, 

установила:

Постановлением Саратовской областной Думы от 31 мая 2019 г. № 28-631  на 8 сентября 2019 года назначены дополнительные выборы депутата  Саратовской областной Думы шестого созыва по Заводскому одномандатному  избирательному округу № 2. 

Решением территориальной избирательной комиссии Заводского района  города Саратова с полномочиями окружной избирательной комиссии по  Заводскому одномандатному избирательному округу № 2 от 01 августа 2019  года № 120/02 кандидатом в депутаты по дополнительным выборам в  Саратовскую областную Думу шестого созыва по Заводскому одномандатному  избирательному округу № 2 зарегистрирован Антонов Роман Викторович,  выдвинутый в порядке самовыдвижения. 

Территориальная избирательная комиссия Заводского района города  Саратова с полномочиями окружной избирательной комиссии по Заводскому  одномандатному избирательному округу № 2 обратилась в суд с  административным исковым заявлением о признании незаконными и отмене  решения территориальной избирательной комиссии Заводского района города  Саратова с полномочиями окружной избирательной комиссии по Заводскому  одномандатному избирательному округу № 2 от 01 августа 2019 года № 120/02  «О регистрации кандидата в депутаты по дополнительным выборам в  Саратовскую областную Думу шестого созыва по Заводскому одномандатному  избирательному округу № 2 Антонова Романа Викторовича» 

Административное исковое заявление мотивировано тем, что  оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии принято с  нарушениями требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37, подпунктом  «к» пункта 6.4 статьи 38, подпунктом «д» пункта 24 статьи 67 Федерального  закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее  - Федеральный закон № 67-ФЗ), а также требований части 1 статьи 31, пункта  7 части 10 статьи 34 Закона Саратовской области от 20 июня 2007 года № 105- ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» (далее - Закон  Саратовской области от 20.06.2007 № 105-ЗСО), поскольку в сборе 50 подписей  избирателей в поддержку выдвижения кандидата Антонова Р.В. участвовал  член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса -


Павленко Е.А. (из указанных 50 подписей собранных Павленко Е.А. ранее 5  были учтены как недействительные), 48 подписей избирателей признаны  недействительными по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 33  Закона Саратовской области от 20 июня 2007 года № 105-ЗСО, всего  недействительными являются 93 подписи избирателей, в связи с чем общего  количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации  Антонова Р.В. в качестве кандидата. 

В дополнениях к административному исковому заявлению  административный истец указал, что по результатам проверки системой ГАС  «Выборы» достоверности содержащихся в подписных листах сведений об  избирателях территориальной избирательной комиссией направлены запросы в  уполномоченные органы о подтверждении указанных сведений. Из сведений,  представленных Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по  Саратовской области, следует, что в подписном листе содержится подпись  избирателя Хайс Н.Е., которая 19 марта 2016 года убыла для отбывания  наказания в распоряжение Управления Федеральной службы исполнения  наказаний по Республике Мордовия. Согласно ответу Управления Федеральной  службы исполнения наказаний по Республике Мордовия Хайс Н.Е. отбывает  наказание в ФКУ ИК-<...> УФСИН России по Республике Мордовия, поставить  свою подпись в поддержку кандидата Антонова Р.В. не могла, что является  основанием для признания подписи Хайс Н.Е. недействительной. Поскольку в  ходе проверки подписных листов кандидата Антонова Р.В. рабочей группой  было выявлено 48 недействительных подписей, что составляло менее 10 % от  489 подписей, и являлось недостаточным количеством для принятия решения  избирательной комиссией об отказе в регистрации кандидата, то с учетом  поступившего ответа Управления Федеральной службы исполнения наказаний  по Республике Мордовия количество недействительных подписей составило 49,  что превышает установленные законом 10 % недействительных или  недостоверных подписей. 

В возражениях на административное исковое заявление  административный ответчик просил в удовлетворении административного иска  отказать, так как не представлено доказательств, что Павленко Е.А. являлась  членом участковой избирательной комиссии № 54 с правом решающего голоса  на дату начала избирательной кампании по дополнительным выборам депутата  Саратовской областной Думы шестого созыва по Заводскому одномандатному  избирательному округу № 2. 

Решением Саратовского областного суда от 13 августа 2019 года  административное исковое заявление территориальной избирательной  комиссии Заводского района города Саратова с полномочиями окружной  избирательной комиссии по Заводскому одномандатному избирательному  округу № 2 удовлетворено. Признано незаконным и отменено решение  территориальной избирательной комиссии Заводского района города Саратова  с полномочиями окружной избирательной комиссии по Заводскому  одномандатному избирательному округу № 2 от 01 августа 2019 года № 120/02  «О регистрации кандидата в депутаты по дополнительным выборам в 


Саратовскую областную Думу шестого созыва по Заводскому одномандатному  избирательному округу № 2 Антонова Романа Викторовича». 

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Антонов Р.В.  обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой поставлен вопрос  об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения  об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых  требований. Полагает, что решение суда постановлено с нарушением норм  материального и процессуального права, поскольку, по его мнению, Павленко  Е.А. членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса  не являлась, участковая избирательная комиссия в связи со смертью ее  председателя должна была быть расформирована, в число 48 недействительных  подписей избирателей незаконно включены Ахмедов М.К. и Рагимова ИМ.,  которые зарегистрированы по адресам, указанным в подписных листах. 

Административным истцом и прокуратурой Саратовской области  принесены возражения на апелляционную жалобу. 

Административный истец своевременно и надлежащим образом извещен  о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание  своих представителей не направил. На основании статьи 307 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации  полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  решения суда. 

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от № 67- ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным  правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе  списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным  законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено  путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. 

В силу пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ на выборах  депутатов законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое  необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному  избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей,  зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа,  указанного в схеме одномандатных избирательных округов. Аналогичная  норма предусмотрена частью 1 статьи 29 Закона Саратовской области от 20  июня 2007 года № 105-ЗСО. 

Согласно статье 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата  осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии в том  числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку  кандидата (пункт 1). Законом должна предусматриваться процедура проверки 


соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных  листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3). 

Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что  проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не  менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации  кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей  избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством  случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены  нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних  дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного  учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту  жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных  органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания  недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных  листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. 

Положениями подпункта «г.1», «д» пункта 24 статьи 38 Федерального  закона № 67-ФЗ, пункта 6.1, пункта 7 части 10 статьи 34 Закона Саратовской  области от 20 июня 2007 года № 105-ЗСО установлено, что основаниями отказа  в регистрации кандидата являются, в том числе, выявление 10 и более  процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего  количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации  кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, а также  недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных  для регистрации кандидата. 

Пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 9 статьи 33  Закона Саратовской области от 20 июня 2007 года № 105-ЗСО определен  перечень оснований для признания подписей недействительными. 

Суд установил, что исходя из схемы одномандатных избирательных  округов для проведения выборов депутатов Саратовской областной Думы,  утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 22 марта 2017  года № 62-2777, число избирателей в Заводском одномандатном избирательном  округе № 2 составляет 81 479 человек, три процента от которых составляет  2 445 человек. 

Кандидат в депутаты Антонов Р.В. представил в территориальную  избирательную комиссию Заводского района города Саратова с полномочиями  окружной избирательной комиссии по Заводскому одномандатному  избирательному округу № 2 документы, необходимые для регистрации его  кандидатом, в том числе 262 подписных листа с подписями избирателей,  собранными в поддержку его выдвижения, в количестве 2 696 человек.  Посредством случайной выборки (жеребьевки) отобрано 530 подписей, из  которых учтено для проверки 489 подписей избирателей. 

По итогам проверки подписей избирателей территориальная  избирательная комиссия Заводского района города Саратова с полномочиями  окружной избирательной комиссии по Заводскому одномандатному  избирательному округу № 2 пришла к выводу о недействительности 48  подписей, что составило 9,8 % от общего количества подписей, отобранного 


для проверки, и учитывая отсутствие иных оснований для отказа в регистрации  кандидата, приняла обжалуемое решение о регистрации Антонова Р.В.  кандидатом в депутаты. 

Судом установлено, что в сборе 50 подписей избирателей в поддержку  выдвижения кандидата Антонова Р.В., из числа подписей, подлежавших  проверке, участвовала член участковой избирательной комиссии с правом  решающего голоса - Павленко Е.А., из указанных 50 подписей собранных ею,  ранее 5 были учтены как недействительные, в связи с чем 45 подписей  избирателей, собранных Павленко Е.А., в дополнение к ранее признанным  комиссией недействительными подписям, подлежали признанию  недействительными, на основании подпункта «к» пункта 6.4 статьи 38  Федерального закона № 67-ФЗ, которым предусмотрено, что  недействительными признаются, в том числе подписи избирателей, участников  референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом  6 статьи 37 данного Федерального закона. Данный пункт, в свою очередь  предусматривает, что участие членов избирательных комиссий с правом  решающего голоса в сборе подписей не допускается, подписи, собранные с  нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными. 

Кроме того, суд согласился с доводами административного истца о том,  что подпись избирателя Хайс Н.Е. является недействительной, так как на дату  проставления подписи избиратель Хайс Н.Е. отбывала наказание в ФКУ ИК-<...>  УФСИН России по Республике Мордовия. 

Таким образом, суд пришел к выводу, что дополнительно к ранее  признанным недействительными подписям подлежат признанию  недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «к» пункта  6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ подписи 45 избирателей,  собранных Павленко Е.А., а также одна подпись (избиратель Хайс Н.Е.) по  основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 6.4 статьи 38  Федерального закона № 67-ФЗ. 

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии  94 недействительных подписей избирателей в поддержку кандидата Антонова  Р.В., что составляет 19,2 % от общего количества подписей, отобранных для  проверки, в связи с чем имелись основания для отказа в регистрации кандидата  Антонова Р.В., предусмотренные подпунктом «г.1» пункта 24 статьи 38  Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 6.1 части 10 статьи 34 Закона  Саратовской области от 20 июня 2007 года № 105-ЗСО - выявление 10 и более  процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего  количества подписей, отобранных для проверки, и удовлетворения заявленных  требований. 

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что  Павленко Е.А. членом участковой избирательной комиссии с правом  решающего голоса не являлась, ее включение в число членов участковой  избирательной комиссии с правом решающего голоса являлось незаконным,  участковая избирательная комиссия в связи со смертью ее председателя должна  была быть расформирована, судебная коллегия находит несостоятельными,  поскольку, как правильно установлено судом первой инстанции, и 


подтверждается материалами дела, решением территориальной избирательной  комиссии Заводского района города Саратова от 23 мая 2018 года № 78-01 «О  формировании участковых избирательных комиссий Заводского района  муниципального образования «Город Саратов» сформированы участковые  избирательные комиссии избирательных участков, в том числе и участка № 54  на территории Заводского района муниципального образования «город  Саратов» для проведения выборов и референдумов. Решением территориальной  избирательной комиссии Заводского района города Саратова от 28 августа 2018  года № 89-04 членом участковой избирательной комиссии с правом решающего  голоса назначена Павленко Е.А. Данное решение территориальной  избирательной комиссии о назначении Павленко Е.А. членом участковой  избирательной комиссии с правом решающего голоса никем не оспорено, не  отменено, незаконным не признано. Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального  закона. № 67-ФЗ срок полномочий участковой избирательной комиссии  составляет 5 лет. 

Учитывая, что участковая избирательная комиссия избирательного  участка № 54, членом которой является Павленко Е.А., сформирована в мае  2018 года решением территориальной избирательной комиссии Заводского  района города Саратова от 23 мая 2018 года № 78-01 «О формировании  участковых избирательных комиссий Заводского района муниципального  образования «город Саратов», срок полномочий указанной избирательной  комиссии, а также ее членов истекает в мае 2023 года. 

Кроме того судом также установлено фактическое исполнение Павленко  Е.А. с августа 2018 года обязанностей члена участковой избирательной  комиссии с правом решающего голоса. 

С доводами апелляционной жалобы административного ответчика о том,  что суд не учел то обстоятельство, что 11 июля 2019 года Павленко Е.А.  подавала заявление о прекращении полномочий заместителю председателя  участковой избирательной комиссии № 54, судебная коллегия согласиться не  может, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 29 Федерального закона от   № 67-ФЗ член комиссии с правом решающего голоса освобождается от  обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по  решению органа, его назначившего, в случае подачи членом комиссии  заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. 

При этом суд верно указал, что заместитель председателя участковой  избирательной комиссии не уполномочен на принятие и рассмотрение таких  заявлений, а в территориальную избирательную комиссию Павленко Е.А.  подала соответствующее заявление лишь 08 августа 2019 года, после  регистрации кандидата Антонова Р.В. Кроме того, решение о прекращении  полномочий Павленко Е.А. территориальной избирательной комиссией не  принималось, в связи с чем ее полномочия как члена участковой избирательной  комиссии с правом решающего голоса, в период сбора ею подписей в  поддержку кандидата Антонова Р.В., прекращены не были. 

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что  в число 48 недействительных подписей избирателей незаконно включены  подписи Ахмедова М.К. и Рагимовой ИМ., которые зарегистрированы по 


адресам, указанным в подписных листах, не могут повлечь отмену решения  суда, поскольку из представленной адресной справки в отношении избирателя  Ахмедова М.К. усматривается, что он зарегистрирован по указанному в ней  адресу в г.Саратов временно, на период пребывания с 26 марта 2019 года по 26  марта 2020 года, а Рагимова И.М. включена в подписном листе с отчеством  «Мовлудовна», в то время, как согласно адресной справке ее отчество  «Мав луд овна». 

Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений,  свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм  процессуального права, повторяют позицию административного ответчика в  суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и  получили правильную оценку в его решении. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации  

определила:

решение Саратовского областного суда от 13 августа 2019 года оставить  без изменения, апелляционную жалобу Антонова Романа Викторовича - без  удовлетворения 

Председательствующий