НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 25.09.2019 № 84-АПА19-12

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 84-АПА19-12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 25 сентября 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,  судей Кириллова В.С. и Корчашкиной Т.Е. 

при секретаре - помощнике судьи

ФИО1.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционной жалобе ФИО2 на решение  Новгородского областного суда от 8 апреля 2019 года, которым отказано в  удовлетворении его административного иска о признании недействующими  пунктов 111 и 122 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в  подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в  отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на  2018 год, определенного приказом департамента имущественных отношений и  государственных закупок Новгородской области от 28 декабря 2017 года   № 3402. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы  представителей министерства инвестиционной политики Новгородской области  ФИО3, правительства Новгородской области Поморжанского- ФИО4, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению  без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации 


установила:

приказом департамента имущественных отношений и государственных  закупок Новгородской области от 28 декабря 2017 года № 3402 определен  перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2  статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых  налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - перечень), в который включены: нежилое помещение с кадастровым номером  53:23:0000000:8940 (пункт 111) и нежилое помещение с кадастровым номером  53:23:7009402:493 (пункт 122), расположенные по адресу: <...>. 

В приведенный перечень также включены: нежилое здание с кадастровым  номером 53:23:8223601:573 по адресу: <...> д.З (пункт 161), нежилое здание с  кадастровым номером 53:23:0000000:1376 по адресу: <...> (пункт 1260) и нежилое здание с  кадастровым номером 53:23:8101202:112 по адресу: <...> (пункт 1266). 

ФИО2 обратился в суд с административным иском о признании  недействующими приведённых норм, обосновывая требования тем, что здания  и помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в  отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость,  включение их в перечень не соответствует положениям статьи 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, поскольку  влечёт увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.  Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением  установленного порядка и не опубликован надлежащим образом. 

Решением Новгородского областного суда от 8 апреля 2019 года отказано в  удовлетворении административного иска. 

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой  инстанции верно установил, что оспариваемый нормативный правой акт принят  в пределах полномочий департамента имущественных отношений и  государственных закупок Новгородской области (в настоящее время  министерство инвестиционной политики Новгородской области) с  соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового  акта, порядку принятия и введения его в действие. 

Проверяя соответствие содержания перечня в оспариваемой части  нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд  первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности включения  нежилых помещений и зданий в оспариваемый акт. 

Налог на имущество физических лиц является местным налогом,  устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом  Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных  органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях 


этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта  1 статьи 399 названного Кодекса). 

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются  физические лица, обладающие правом собственности на имущество,  признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого  же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание,  строение, сооружение, помещение. 

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации  установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения,  включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2  названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости. 

Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса  Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая  стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как  административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и  помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2  пункта 1). 

В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации  торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание  (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или  нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих  условий: 

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях  размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или)  объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20  процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. 


Как следует из материалов дела и установлено судом, объект  недвижимости с кадастровым номером 53:23:8223601:573, является  двухэтажным нежилым зданием, общей площадью 8758,2 кв.м, имеет  назначение - нежилое, наименование - торгово-развлекательный комплекс,  расположен на земельном участке с видом разрешенного использования - спортивные площадки, спортивно-оздоровительные сооружения, кафе,  закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных  напитков) в отдельно стоящем здании. 

Из технического паспорта на указанное здание, составленного ФГУП  «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов  недвижимости - Федеральное «БТИ» отделение по городу Великий Новгород,  по состоянию на 30 июля 2011 года, и экспликации к нему видно, что данный  объект недвижимости имеет наименование: спортивно-развлекательный  комплекс с встроенными магазинами, более 20 процентов расположенных в нем  помещений имеют назначение: торговый зал общей площадью 3495,4 кв.м,  кафе общей площадью 579,4 кв.м. 

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости  объект недвижимости с кадастровым номером 53:23:0000000:1376 представляет  собой трехэтажное здание, имеет назначение - нежилое, наименование - административное здание, расположен на земельном участке с видом  разрешенного использования - для эксплуатации административного здания,  зданий склада и гаража. 

Из технического паспорта, составленного Бюро технической  инвентаризации Великого Новгорода Новгородской области, и экспликации к  нему, видно, что здание общей площадью 1026,3 кв.м, имеет назначение - административное, состоит в том числе из помещений имеющих наименование  и назначение: торговый зал общей площадью 315,1 кв.м. 

Объект недвижимости с кадастровым номером 53:23:8101202:112 является  четырехэтажным нежилым зданием, общей площадью 1483 кв.м, имеет  наименование - офисно-торговый центр, расположен на земельном участке с  видом разрешенного использования - для завершения строительства здания  фитнес-центра, для эксплуатации офисно-торгового центра. 

Из технического паспорта, составленного ГОУП Бюро технической  инвентаризации Великого Новгорода, по состоянию на 13 марта 2009 года, и  экспликации к нему видно, что здание общей площадью 1483 кв.м, имеет  назначение: офисно-торговый центр, расположенные в нем помещения имеют  назначение: офисы общей площадью 683,1 кв.м, торговый зал общей площадью  194,4 кв.м. 

Кроме того, под пунктом 103 перечня включено здание, а также  расположенные в нем помещения с кадастровыми номерами  53:23:0000000:8940 (пункт 112) и 53:23:7009402:493 (пункт 122). 

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости,  техническому паспорту на встроенное помещение магазина, составленному  Бюро технической инвентаризации Великого Новгорода, объект недвижимости  с кадастровым номером 53:23:0000000:8940 является нежилым встроенным 


помещением, общей площадью 166,3 кв.м, включает в себя торговые залы  общей площадью 161,3 кв.м, находится в подвале здания, расположенного на  земельном участке с видом разрешенного использования - для эксплуатации  административных помещений, офисов и магазинов. 

Объект недвижимости с кадастровым номером 53:23:7009402:493 является  нежилым встроенным помещением, общей площадью 280,6 кв.м, находится в  подвале здания, расположенного на земельном участке с видом разрешенного  использования - для эксплуатации административных помещений, офисов и  магазинов. Данное встроенное помещение согласно техническому паспорту  состоит из: комнаты приема пищи, кухни-мойки, зала, бара, кухни, общей  площадью 174,6 кв.м. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой  инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные нежилые здания и  помещения правомерно отнесены к объектам недвижимости, в отношении  которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, как  на основании сведений, содержащихся в документах технического учета  (инвентаризации), которыми подтверждается, что более 20 процентов общей  площади зданий и помещений предназначено для использования в целях  размещения торговых объектов, объектов общественного питания, так и по  виду разрешенного использования земельных участков, в границах которых  названные объекты располагаются. 

Позиция суда основана на правильном применении норм материального  права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам. 

В этой связи Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации считает, что суд первой инстанции пришел к  верному выводу о законности включения нежилых помещений с кадастровыми  номерами 53:23:0000000:8940, 53:23:7009402:493 и нежилых зданий с  кадастровыми номерами 53:23:8223601:573, 53:23:0000000:1376,  53:23:8101202:112 в оспариваемый перечень, поскольку они предназначены для  использования в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса  Российской Федерации. 

При таких обстоятельствах не имеют правового значения доводы  апелляционной жалобы о непроведении обследования на предмет установления  вида фактического использования названных выше зданий и помещений,  поскольку для включения объектов недвижимости в оспариваемый перечень  достаточно того, чтобы они отвечали хотя бы одному из условий,  предусмотренных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие в Новгородской области  нормативного правового акта, определяющего вид фактического использования  зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом  положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской  Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта  Российской Федерации, не имеет правового значения по настоящему  административному делу ввиду того, что спорные объекты включены в  перечень не по фактическому их использованию. 


На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

определила:

решение Новгородского областного суда от 8 апреля 2019 года  оставить без изменения, апелляционную жалобу Славного ВО. - без  удовлетворения. 

Председательствующий