ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 11-АПА 19-8
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 25 июня 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н., судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Луговой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 февраля 2019 года, которым удовлетворен административный иск автономной некоммерческой организации дошкольная образовательная организация «Счастливое детство» о признании недействующими отдельных положений пункта 18 Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан на возмещение затрат по предоставлению дошкольного образования частными дошкольными образовательными организациями, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования частными общеобразовательными организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 марта 2017 года № 132.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства образования и науки Республики Татарстан
Абдуллина Д.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей автономной некоммерческой организации дошкольная образовательная организация «Счастливое детство» Федоровой ЭР. и Шумаковой Е.Р., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Текст документа размещен 10 марта 2017 года на официальном портале правовой информации Республики Татарстан (пп.р://ргауо.1а1ж51:ап.ги) и опубликован 14 марта 2017 года в печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан» № 20, ст. 0770.
Подпунктом 1 пункта 18 Порядка предусмотрена формула, по которой определяется размер субсидии для частной дошкольной организации, индивидуального предпринимателя.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 ноября 2018 года № 1023 в Порядок внесены изменения, в том числе подпункт 1 пункта 18 дополнен абзацем следующего содержания:
«Для расчета размера субсидии норматив финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования для разновозрастных групп от двух месяцев до трех лет, трехвозрастных групп от трех до семи лет применяется только при функционировании в частной дошкольной образовательной организации, у индивидуального предпринимателя по одной группе соответствующего возраста (от двух месяцев до трех лет, от трех до семи лет). В случае если в частной дошкольной образовательной организации, у индивидуального предпринимателя функционируют более 1 группы соответствующих возрастов (от двух месяцев до трех лет, от трех до семи лет), для расчета размера субсидии применяется норматив финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования для одновозрастных групп».
Автономная некоммерческая организация дошкольная образовательная организация «Счастливое детство» обратилась в суд с административным иском о признании не действующим абзаца шестого подпункта 1 пункта 18 Порядка (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 ноября 2018 года № 1023), ссылаясь на его противоречие актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку им вводится дополнительный критерий для определения размера норматива финансового обеспечения частных дошкольных образовательных организаций, а именно количество разновозрастных групп.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 20 февраля 2019 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Кабинет Министров Республики Татарстан просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания оспариваемой нормы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за
исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 13);
финансового обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в подпункте 13 приведенного пункта (подпункт 13.2).
Аналогичные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования закреплены в пунктах 3 и 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 данного Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (подпункт 2 пункта 3 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155, устанавливает, что реализация образовательной программы дошкольного образования (далее - программа) обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно- хозяйственными работниками дошкольной образовательной организации (пункт 3.4.1).
Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом, должны быть достаточными и необходимыми для осуществления организацией расходов на оплату труда работников, реализующих программу; расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в том числе специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья; расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности; иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации программы дошкольного образования (пункт 3.6.3).
Из указанного следует, что субъект Российской Федерации при определении окончательного размера субвенций и субсидий для целей реализации образовательных программ дошкольного образования должен исходить из одних и тех же критериев в расчете на численность воспитанников.
Разрешая заявленные требования, суд, проанализировав Методику расчета указанных субвенций (приложение 9.2.1 к Бюджетному кодексу Республики Татарстан) установил, что Порядок, в связи с наличием в нем оспариваемого абзаца шестого подпункта 1 пункта 18, не обеспечивает равного объема финансирования указанной выше деятельности в муниципальных и частных дошкольных образовательных организациях, а потому снижает уровень гарантий реализации права на получение
дошкольного образования в частных организациях, чем нарушает как их права, так и права педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей), и, следовательно, в оспариваемой части не соответствует принципу равенства образовательных организаций, реализующих идентичные образовательные программы. При этом суд принял во внимание, что Стандарт не содержит запрета на функционирование в дошкольном образовательном учреждении одновременно двух и более разновозрастных групп соответствующих возрастов (от двух месяцев до трех лет, от трех до семи лет).
Установив, что отдельные положения регионального нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд обоснованно признал нормативный правовой акт не действующим в указанной части.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных правил при рассмотрении дела судом не допущено, решение суда об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи