НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 23.08.2019 № 9-АПА19-30

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 9-АПА19-30

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 23 августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе: 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой ЕВ.
при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению общества с ограниченной  ответственностью «Эстейт-С» о признании частично недействующими  Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая  база определяется как кадастровая стоимость, на 2016, 2017, 2018, 2019 годы  по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью  «Эстейт-С» (далее - ООО «Эстейт-С») на решение Нижегородского  областного суда от 29 апреля 2019 года, которым отказано в удовлетворении  административного искового заявления ООО «Эстейт-С». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя ООО «Эстейт-С» - Ким К.А.,  поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Будлова И.М.,  полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 


установила:

Приказом Министерства государственного имущества и земельных  ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года № 311-05-11-111/15  утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении  которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016  год. Данный приказ размещен на официальном сайте Правительства  Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети  «Интернет» и на официальном сайте Министерства государственного  имущества и земельных ресурсов Нижегородской области 10 октября 2015  года. 

Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных  отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года № 326-13- 303/16 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении  которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017  год. Данный приказ размещен на официальном сайте Правительства  Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети  «Интернет» и на официальном сайте Министерства инвестиций, земельных и  имущественных отношений Нижегородской области 27 октября 2016 года. 

Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных  отношений Нижегородской области от 14 сентября 2017 года № 326-13- 463/17 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении  которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018  год. Данный приказ размещен на официальном сайте Правительства  Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети  «Интернет» и на официальном сайте Министерства инвестиций, земельных и  имущественных отношений Нижегородской области 12 октября 2017 года. 

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений  Нижегородской области от 12 ноября 2018 года № Сл-326-25615/18  утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении  которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019  год. Данный приказ размещен на официальном сайте Правительства  Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети  «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и  земельных отношений Нижегородской области 27 ноября 2018 года. 

ООО «Эстейт-С» обратилось в Нижегородский областной суд с  административным исковым заявлением о признании недействующими со  дня принятия пункты 14554, 14551 раздела «Нижний Новгород» Перечня на  2016 год; пункты 8924, 8926, 8914, 8939, 8927, 8933, 8931 раздела «Нижний  Новгород» Перечня на 2017 год; пункты 11516, 11518, 11503, 11530, 11519,  11525, 11523 раздела «Нижний Новгород» Перечня на 2018 год; пункты  14094, 14096, 14080, 14108, 14097, 14103, 14101 раздела «Нижний Новгород»  Перечня на 2019 год. 


В обоснование заявленных требований административный истец указал,  что ООО «Эстейт-С» является собственником объектов недвижимости: 

- нежилого помещения общей площадью 10,9 кв.м, кадастровый номер  52:18:00600077:56; 

- нежилого помещения общей площадью ИЗ кв.м, кадастровый номер  52:18:00600077:42; 

- нежилого помещения общей площадью 21 кв.м, кадастровый номер  52:18:00600077:49; 

- нежилого помещения общей площадью 187,2 кв.м, кадастровый номер  52:18:00600077:47; 

- нежилого помещения общей площадью 15,8 кв.м, кадастровый номер  52:18:00600077:43; 

- нежилого помещения общей площадью 26,9 кв.м, кадастровый номер  52:18:00600077:302; 

- нежилого помещения общей площадью 141,7 кв.м, кадастровый номер  52:18:00600077:40, 

находящихся по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород,  Нижегородский район, ул. Семашко, д. 37. Полагал, что включенные в  вышеуказанные Перечни объекты недвижимости не обладают признаками,  указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Решением Нижегородского областного суда от 29 апреля 2019 года в  удовлетворении административного искового заявления ООО «Эстейт-С»  отказано. 

В апелляционной жалобе административного истца поставлен вопрос  об отмене решения суда и удовлетворении заявленных требований. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  прокуратурой Нижегородской области представлены возражения. 

Административный ответчик, извещенный о времени и месте  рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме,  в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, своего  представителя не направил. На основании части 1 статьи 307 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации с учетом  положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит  возможным рассмотрение дела в его отсутствие. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  решения суда. 

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что  оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий  Министерства государственного имущества и земельных ресурсов 


Нижегородской области, с соблюдением требований законодательства к их  форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие. 

Налог на имущество организаций является региональным налогом,  устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом  Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с  момента введения в действие обязателен к уплате на территории  соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372  Налогового кодекса Российской Федерации). 

Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации  предписано, что налоговая база в отношении отдельных объектов  недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по  состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей  378.2 этого кодекса. 

Федеральный законодатель указал, что налоговая база определяется с  учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса  Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении  такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом  налогообложения, предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372  названного кодекса право субъектов Российской Федерации при  установлении налога законами устанавливать особенности определения  налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. 

На территории Нижегородской области в соответствии с пунктом 1  статьи 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-3 «О  налоге на имущество организаций» введен налог на имущество организаций  исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. 

В соответствии с положениями Закона Нижегородской области от 5  ноября 2014 года № 140-3 «О применении с 1 января 2015 года на территории  Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на  имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов  налогообложения» установлена единая дата начала применения на  территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы  исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на  имущество физических лиц - 1 января 2015 года. 

Решением городской Думы г. Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014  года № 169 на территории города Нижнего Новгорода был установлен налог  на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости  объекта налогообложения. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской  Федерации к объектам недвижимого имущества, в отношении которых  налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, относятся  в том числе административно-деловые центры и торговые центры  (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), нежилые помещения,  назначение, разрешенное использование или наименование которых в  соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном 


реестре недвижимости, или документами технического учета  (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение  офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового  обслуживания либо которые фактически используются для размещения  офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового  обслуживания (подпункт 2). 

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Налогового кодекса  Российской Федерации административно-деловым центром признается  отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в  котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое  отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение,  сооружение) расположено на земельном участке, один из видов  разрешенного использования которого предусматривает размещение  офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;  2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или  фактически используется в целях делового, административного или  коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение)  признается предназначенным для использования в целях делового,  административного или коммерческого назначения, если назначение,  разрешенное использование или наименование помещений общей площадью  не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения)  в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном  реестре недвижимости, или документами технического учета  (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает  размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая  централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч,  офисное оборудование, парковки); 

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях  делового, административного или коммерческого назначения признается  использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения  офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая  централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч,  офисное оборудование, парковки). 

Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее  нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат  одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному  из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на  земельном участке, один из видов разрешенного использования которого  предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного  питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение)  предназначено для использования или фактически используется в целях  размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или)  объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) 


признается предназначенным для использования в целях размещения  торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов  бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или  наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей  площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями,  содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или  документами технического учета (инвентаризации) таких объектов  недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; 

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях  размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или)  объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20  процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. 

Как установлено судом и следует из материалов дела, перечисленные  выше объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ООО  «Эстейт-С» представляют собой нежилые помещения, находящиеся в  административно-торговом здании с кадастровым номером 52:18:0060077:30,  площадью 8142,3 кв.м., которое расположено на земельном участке с  кадастровым номером 52:18:0060077:291, площадью 2569+/-18 кв.м,  категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного  использования: «под административным зданием с подземной автостоянкой  и прилегающей территорией». 

Судом установлено, что основанием для включения объектов  недвижимости в Перечни послужили сведения, содержащиеся в  государственном кадастре недвижимости (по совокупности сведений об  объектах капитального строительства) и документах технического учета  административно-торгового здания. 

Исследовав представленный в материалы дела Технический паспорт на  нежилое здание от 26 января 2009 года, выписку из Единого  государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и  зарегистрированных правах на объект недвижимости, суд пришел к выводу о  том что данное нежилое здание имеет наименование «административно- торговое здание», состоит из помещений офисного и технического  (вспомогательного) назначения, общая площадь которых составляет 4147,3  кв.м, что превышает 50% от общей площади здания, что позволяло отнести  данный объект недвижимости к административно-деловому центру. 

Вышеуказанные нежилые помещения, включенные в пункты Перечней,  входят в состав этого нежилого здания, обладающего признаками  административно-делового центра, являются вспомогательными  помещениями, обеспечивающие деятельность административного делового  центра. 

Проанализировав положения подпункта 2 пункта 1, пунктов 3, 4 статьи  378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакциях, действующих 


на момент принятия всех оспариваемых Перечней, суд пришел к  правильному выводу о том, что по смыслу этих положений нежилое  помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого  исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания,  обладающего признаками административно-делового или торгового центра,  или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в  подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской  Федерации, в связи с чем принадлежащие административному истцу  нежилые помещения, по мнению суда, являются объектами  налогообложения, налоговая база которых исчисляется из их кадастровой  стоимости. 

Кроме того, суд первой инстанции, вопреки доводам  административного истца, правильно указал, что в силу положений пунктов  4-6 Порядка определения вида фактического использования зданий  (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения,  утвержденного постановлением правительства Нижегородской области от 02  октября 2015 года № 635, не предусмотрена обязанность уполномоченного  органа определять вид фактического использования зданий (строений,  сооружений) и помещений для целей налогообложения путем осмотра  объектов недвижимости и последующим составлением актов осмотра в  случае наличия других оснований для включения объектов недвижимости в  указанные Перечни. 

При таких обстоятельствах, когда нормы материального права  применены судом правильно, нарушений процессуальных прав лиц,  участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об  отказе в удовлетворении административного иска следует признать  законным и обоснованным. 

По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не  может, поскольку они не содержат ссылок на нарушения судом норм  материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

определила:

решение Нижегородского областного суда от 29 апреля 2019 года  оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Эстейт-С» - без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи