НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 23.08.2019 № 5-АПА19-72

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АПА19-72

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 23 августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л. А. и Кириллова ВС.
при секретаре Виноградовой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского  городского суда от 16 мая 2019 года, которым удовлетворён  административный иск акционерного общества «Атомэнергопроект» о  признании недействующим пункта 16534 Перечня объектов недвижимого  имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых  налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого  постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП, в  редакции от 27 ноября 2018 года № 1425-ПП. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л А., объяснения представителя Правительства Москвы  ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашяна К.И.,  полагавшего решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим  отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

установила:

постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года   № 700-ПП, размещённым 28 ноября 2014 года на официальном сайте  Правительства Москвы (п11р://\УЛУЛУ.тоз.ш) и опубликованным 2 декабря  2014 года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы» № 67,  утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении  которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 


2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1  Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество  организаций» (приложение 1). 

Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года   № 1425-ПП Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении  которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен  в редакции, действующей с 1 января 2019 года, и в пункт 16534 Перечня  включено здание с кадастровым номером 77:05:0007003:1180, площадью  10 600,4 кв.м., расположенное по адресу: <...>. 

Административный истец, являясь собственником здания с  кадастровым номером 77:05:0007003:1180, обратился в суд с  административным иском о признании недействующим названного выше  пункта, ссылаясь на то, что включение здания в Перечень объектов  недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как их кадастровая стоимость на 2019 год, привело к увеличению налоговой  нагрузки, тогда как правовых оснований для его включения в Перечень не  имелось, поскольку здание не обладает теми признаками, что определены  положениями Закона города Москвы «О налоге на имущество организаций»  и статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Решением Московского городского суда от 16 мая 2019 года  административный иск удовлетворён. 

В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение  отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении  заявленных требований. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  решения суда и считает его правильным. 

Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество  организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве  которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьёй 378  Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение  предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого  имущества включаются в том числе административно-деловые центры и  торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1  статьи 378 ). 


сооружение) предназначено для использования или фактически используется  в целях делового, административного или коммерческого назначения. При  этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях  делового, административного или коммерческого назначения признаётся  использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения  офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая  централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч,  офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3). 

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 1.1 Закона города  Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций»,  устанавливающими особенности определения налоговой базы по налогу на  имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого  имущества, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого  имущества определяется в том числе в отношении отдельно стоящих  нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м  и помещений в них, фактически используемых в целях делового,  административного или коммерческого назначения, а также в целях  размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или)  объектов бытового обслуживания. 

Порядок определения вида фактического использования зданий  (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения  утверждён постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года   № 257-ПП. 

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что акты  Государственной инспекции по контролю за использованием объектов  недвижимости города Москвы от 8 сентября 2015 года № 90008327 и от  7 декабря 2018 года № 9000205/2ОФИ, послужившие основанием для  включения в Перечень на 2019 год здания с кадастровым номером  77:05:0007003:1180, содержат недостоверную информацию относительно  фактического использования отдельных помещений и не могут являться  доказательством, подтверждающим использование объекта недвижимости  для размещения офисов, поскольку составлены с нарушением требований  порядка определения вида фактического использования зданий (строений,  сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения,  утверждённых постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года   № 257-ПП. 

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела,  подтверждаются доказательствами, правильно оценёнными судом по  правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права,  регулирующими спорное правоотношение. 

АО «Атомэнергопроект» является режимным предприятием и  генеральным проектировщиком атомных электростанций в России и за  рубежом, входит в состав инжинирингового дивизиона госкорпорации  «Росатом», обеспечивающей полный цикл производства в сфере ядерной 


энергии, от добычи урана до строительства АЭС и выработки  электроэнергии. 

Здание с кадастровым номером 77:05:0007003:1180, собственником  которого является АО «Атомэнергопроект», представляет собой «инженерно- лабораторный корпус» и составляет инфраструктуру научного предприятия,  в котором располагаются административный и научно-исследовательский  персонал, проектные производства, специальные научно-технические  подразделения, управление безопасности, режимно-секретные и другие  отделы, осуществляющие уставную деятельность административного истца. 

Очевидно, что при таких обстоятельствах отнесение Государственной  инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города  Москвы помещений общей площадью 7406,64 кв. м (в 2015 году) и 8176,31  кв. м (в 2018 году), где размещены подразделения АО «Атомэнергопроект»,  осуществляющие разработку проектной документации и выполняющие  научно-исследовательские работы, к офисам является не обоснованным,  поскольку данные помещения не используются для осуществления  самостоятельной деловой, административной или коммерческой  деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением  производственной (научной) деятельности предприятия. 

Учитывая изложенное выше, а также, что вид разрешённого  использования земельного участка, на котором расположено здание, не  предусматривает размещение на нём офисных зданий делового,  административного и коммерческого назначения, торговых объектов,  объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, суд  разумно признал пункт 16534 Перечня объектов недвижимого имущества  (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база  определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением  Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП, в редакции от 27  ноября 2018 года № 1425-ПП, не действующим с 1 января 2019 года. 

При таких данных, принимая во внимание, что доводов, влекущих  безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не  приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и  311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 

определила:

решение Московского городского суда от 16 мая 2019 года оставить без  изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи