НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 22.08.2019 № 11-АПА19-21

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 № 11-АПА 19-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва «22» августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Кириллова ВС.
при секретаре Виноградовой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе регионального отделения политической партии  «Справедливая Россия» в Республике Татарстан на решение Верховного  Суда Республики Татарстан от 9 августа 2019 года, которым отказано в  удовлетворении его административного иска об оспаривании решения  Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 1 августа  2019 года № 75/571 «О регистрации республиканского списка кандидатов в  депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва,  выдвинутого избирательным объединением региональное отделение  политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную  справедливость» в Республике Татарстан». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зинченко И.Н., объяснение представителя регионального отделения  политической партии «Справедливая Россия» в Республике Татарстан  ЯшиноваА.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения  против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Центральной  избирательной комиссии Республики Татарстан Григорьевой Е.Б. и  представителя регионального отделения политической партии «Российская  партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Татарстан  Прокофьева М.А., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от  5 июня 2019 года № 2668-У ГС на 8 сентября 2019 года назначены выборы  депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва. 

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики  Татарстан от 1 августа 2019 года № 75/571 зарегистрирован республиканский  список кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики  Татарстан шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением  «Региональное отделение политической партии «Российская партия  пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Татарстан в  количестве 10 человек. 

Региональное отделение политической партии «Справедливая Россия»  в Республике Татарстан, выступающее в качестве избирательного  объединения, республиканский список кандидатов которого зарегистрирован  по тому же избирательного округу 15 июля 2019 года, обратилось в суд с  требованием о признании незаконным и отмене названного выше  постановления. 

В обоснование своих требований с учетом дополнений  административный истец ссылался на то, что при выдвижении  республиканского списка кандидатов избирательным объединением  региональное отделение политической партии «Российская партия  пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Татарстан  нарушены положения пунктов 2, 7 статьи 25 Федерального закона от 11 июля  2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» и части 2 статьи 32 Устава  данной политической партии об обязательном предварительном  согласовании кандидатур и порядка их размещения в списке президиумом  или бюро президиума центрального совета партии. В частности, из  согласованного бюро президиума политической партии списка кандидатов  была исключена кандидатура Мухина СП., в связи с чем, все кандидатуры,  занимающие последующие места, в списке перемещены на одно место выше.  Такой порядок размещения кандидатур не был согласован бюро президиума  партии, поэтому такой список (без кандидата Мухина СП.) вновь подлежал  согласованию бюро и только затем мог быть выдвинут конференцией  регионального отделения политической партии. Также административным  истцом указано на отсутствие в республиканском списке кандидатов  сведений об идентификационном номере налогоплательщика каждого из  кандидатов. По мнению заявителя, приведенные нарушения являются  основанием для отказа в регистрации списка кандидатов в соответствии с  подпунктами «а» и «6.1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от  12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 9 августа  2019 года в удовлетворении административного иска отказано. 


В апелляционной жалобе региональное отделение политической  партии «Справедливая Россия» в Республике Татарстан просит решение суда  отменить и принять по административному делу новое решение об  удовлетворении административного иска. 

Относительно доводов апелляционной жалобы Центральной  избирательной комиссией Республики Татарстан представлены письменные  возражения. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы и возражений против ее удовлетворения, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации пришла к следующему выводу. 

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной  комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть  отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации  кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке,  предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению  зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной  комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых  вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же  избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов  которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет  установлено, что решение было принято избирательной комиссией с  нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38  настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных  настоящим Федеральным законом, иным законом. 

В соответствии с подпунктами «а» и «6.1» пункта 25 статьи 38 этого же  федерального закона основаниями отказа в регистрации списка кандидатов,  отказа в проведении референдума являются: 

несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов,  предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», за  исключением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 36  указанного федерального закона; 

наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной  комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка  кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о  выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с  нарушением требований настоящего федерального закона, иного закона  (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в  отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов). 

Выдвижение кандидата - инициатива избирательного объединения в  определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную  или муниципальную должность (подпункт 10 статьи 2 Федерального закона  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в 


референдуме граждан Российской Федерации»). Список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на  выборах в законодательный (представительный) орган государственной  власти, представительный или иной выборный орган местного  самоуправления, а также указанный список, заверенный либо  зарегистрированный организующей выборы избирательной комиссией  (пункт 59 этой же статьи). 

Вопросы выдвижения списков кандидатов политическими партиями  регламентированы статьей 35 Федерального закона «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации», пунктом 2 которой определено, что выдвижение  осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических  партиях». 

Порядок выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты  законодательного (представительного) органа государственной власти  субъекта Российской Федерации регламентирован статьей 32 Устава  политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную  справедливость», содержащей следующие положения: к компетенции  конференции (общего собрания) регионального отделения при  осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов,  относится, в том числе, выдвижение тайным голосованием кандидатов и  (или) списка кандидатов в депутаты законодательного (представительного)  органа государственной власти субъекта Российской Федерации,  кандидатуры которых, а в случае выдвижения списка кандидатов - кандидатуры и порядок их размещения в списке, предварительно  согласованы президиумом или бюро президиума. 

При разрешении дела суд установил, что постановлением Центральной  избирательной комиссией Республики Татарстан от 29 апреля 2019 года   № 55/391 одобрены перечни и образцы документов, представляемых  избирательными объединениями в Центральную избирательную комиссию  Республики при проведении выборов депутатов Государственного Совета  Республики, утверждена форма республиканского списка кандидатов в  депутаты на бумажном носителе и в машиночитаемом виде. 

На заседании бюро президиума центрального совета политической  партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость»,  проведенном 6 июня 2019 года в соответствии с подпунктом «б» пункта 2  части 2 статьи 32 устава партии, был согласован республиканский список  кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан  шестого созыва в составе 12 человек. 

На конференции регионального отделения политической партии  15 июня 2019 года выдвинут список кандидатов в депутаты  Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва в  количестве 11 человек из числа согласованных бюро президиума 6 июня  2019 года (применительно к списку из 12 человек в последнем списке  отсутствовал Мухин СП. - № 5 в первом списке). 


Постановлением Центральной избирательной комиссией Республики  Татарстан от 1 июля 2019 года № 63/468 заверен республиканский список  кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан  шестого созыва, выдвинутый региональным отделением политической  партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в  Республике Татарстан, в количестве 10 человек (в списке из 10 человек  исключен Билалов А.М. из числа выдвинутых 11 кандидатов). 

Разрешая спор, суд на основании представленных письменных  доказательств и объяснений председателя правления регионального  отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за  социальную справедливость» в Республике Татарстан пришел к выводу о  добровольном снятии Мухиным СП. своей кандидатуры в период между  согласованием списка кандидатов бюро президиума и выдвижением списка  кандидатов из 11 человек на конференции. При этом, проанализировав  положения статьи 21 Федерального закона «О политических партиях», устава  политической партии, суд указал, что отсутствует обязательность и  необходимость формального закрепления отказа лица, уже включенного в  согласованный список, от выдвижения в составе данного списка, устав  партии и правовые нормы не содержат обязательности повторного  согласования уточненного списка в связи с выбытием кандидата. Кроме того,  установлено, что все выдвинутые в итоге кандидатуры были согласованы  бюро президиума, последовательность их размещения в списке не изменена.  Принимая во внимание изложенное, суд признал несостоятельными  утверждения административного истца о противоречии порядка выдвижения  списка кандидатов уставу политической партии и требованиям  законодательства о выборах, Федерального закона «О политических  партиях», соответственно, у Центральной избирательной комиссии  Республики Татарстан отсутствовали основания для отказа в регистрации  выдвинутого списка по данным мотивам. 

Оценивая доводы административного иска об отсутствии в  республиканском списке регионального отделения политической партии  «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в  Республике Татарстан сведений об идентификационном номере  налогоплательщика, суд на основании пункта 14 статьи 35 Федерального  закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации» и части 1 статьи 40  Избирательного кодекса Республике Татарстан пришел к выводу о том, что в  распоряжении Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан  имелись письменные сведения об идентификационном номере  налогоплательщика каждого выдвинутого кандидата, которые были указаны  каждым из них в заявлении о согласии баллотироваться. Отсутствие в  республиканском списке кандидатов, представленном избирательным  объединением на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, сведений об  идентификационном номере налогоплательщика каждого кандидата  обусловлено технической ошибкой при использовании программного 


изделия «Подготовка сведений о кандидатах, уполномоченных  представителях, доверенных лицах» ГАС «Выборы», что не может являться  достаточным основанием для отказа в регистрации выдвинутого списка. 

Выводы решения о правомерности оспариваемого постановления  Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации признает соответствующими обстоятельствам дела, они  подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по  правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права,  регулирующими спорное правоотношение. 

Доводы апелляционной жалобы сводятся к правовой позиции  административного истца в суде первой инстанции, им дана надлежащая  оценка в обжалуемом решении, оснований для несогласия с которой не  имеется. 

Нарушений норм материального и процессуального права, которые  привели к неправильному разрешению дела, не допущено. 

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда законным и  обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам  апелляционной жалобы не имеется. 

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 августа 2019 года  оставить без изменения, апелляционную жалобу регионального отделения  политической партии «Справедливая Россия» в Республике Татарстан - без  удовлетворения. 

Председательствующий