ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 81-АПА19-8
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ город Москва 22 мая 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими отдельных предписаний Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», утверждённого постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2006 года № 177 «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», Положения об удостоверении «Ветеран труда» и инструкции о порядке заполнения, выдачи и учёта удостоверений «Ветеран труда», по апелляционной жалобе административного истца на решение Кемеровского областного суда от 17 декабря 2018 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
пунктом 1 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2006 года № 177, опубликованного в изданиях «Кузбасс», № 190, 11 октября 2006 года, «Информационный бюллетень Администрации Кемеровской области», № 9, 2006 год, утверждено Положение о порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Кемеровской области (далее - Положение).
Подпунктом «в» пункта 1.3 Положения установлено, что звание «Ветеран труда» присваивается гражданам, имеющим стаж работы, учитываемый при установлении страховой пенсии, не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин и достигшим возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости.
В соответствии с предписаниями пункта 2.2.3 Положения граждане, указанные в приведённой выше региональной норме, дополнительно к документам, перечисленным в пункте 2.2 Положения, предоставляют документы, подтверждающие страховой стаж работы, учитываемой при установлении страховой пенсии (не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин), которыми являются:
- справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о трудовом (страховом) стаже застрахованного лица с указанием его продолжительности, в том числе учтённого на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица, на дату обращения за указанной справкой;
- справка (справки) работодателя (работодателей), подтверждающая (подтверждающие) период работы, но не более чем за один год до даты обращения гражданина в уполномоченный орган за присвоением звания «Ветеран труда», а также подтверждающая (подтверждающие) за указанный период работы в отношении этого гражданина начисление страховых взносов в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее в настоящем подпункте - справка работодателя). Справка работодателя подписывается работодателем и заверяется печатью. Справка работодателя представляется в случае, если в справке территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о трудовом (страховом) стаже застрахованного лица продолжительность трудового (страхового) стажа менее продолжительности, установленной для присвоения звания «Ветеран труда», но не более чем на один год от даты, по состоянию на которую указывается трудовой (страховой) стаж в справке территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о трудовом (страховом) стаже застрахованного лица.
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2.2.3 Положения в части обязания предоставления в подтверждение трудового (страхового) стажа, справки территориального органа Пенсионного фонда Российской
Федерации о трудовом (страховом) стаже застрахованного лица с указанием его продолжительности, в том числе учтённого на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица, на дату обращения за указанной справкой, считая, что оспариваемая норма не соответствует Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Правилам ведения и хранения трудовых книжек изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225, Правилам подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённым постановлением правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015.
Решением Кемеровского областного суда от 17 декабря 2018 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить судебный акт ввиду неправильного применения норм материального права и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором представлены возражения о законности судебного решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о принятии Положения Коллегией администрации Кемеровской области в соответствии с её полномочиями и компетенцией, о соответствии пункта 2.3.3 в оспариваемой части имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам и отсутствии нарушений прав и законных интересов ФИО1
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, регулирующих отношения в сфере присвоения звания «Ветерана труда».
Вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон № 5-ФЗ), который, как следует из его преамбулы и статьи 1, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов, в том числе и ветеранов труда, с учётом их заслуг перед обществом и государством.
Согласно пункту 1 статьи 7 поименованного закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (подпункт 1), лица, награждённые орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые почётными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, а также лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подпункт 2).
В пункте 4 приведённой статьи федеральный законодатель установил, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счёт средств субъекта Российской Федерации (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Исходя из приведённых федеральных положений суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют порядок и условия присвоения указанного звания.
Законом Кемеровской области от 16 июня 2006 года № 78-03 «Об установлении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» (далее - Закон № 78-03) в статье 2 определено, что такое звание
присваивается наряду с гражданами, указанными в статье 7 Федерального закона № 5-ФЗ, лицам, имеющим стаж работы, учитываемый при установлении страховой пенсии не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин и достигшим возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, а также предусмотрено право Коллегии Администрации Кемеровской области устанавливать порядок и условия присвоения звания.
Согласно положениям статьи 4 Закона Кемеровской области от 20 декабря 2004 года № 105-03 «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» меры социальной поддержки ветеранам труда на территории Кемеровской области предоставляются после назначения страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ).
Статьёй 4 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных поименованным федеральным законом (часть 1).
Абзацем четвёртым статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определено, что трудовой стаж - это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом № 400-ФЗ.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ).
Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», определяя правовую основу и принципы организации поименованного учёта в том числе в целях обеспечения реализации прав в системе обязательного пенсионного страхования, под индивидуальным (персонифицированным) учётом понимает организацию и ведение учёта сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает, что Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение
указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статьи 1 и 8.1).
Исходя из приведённых законоположений суд первой инстанции правомерно констатировал, что индивидуальный (персонифицированный) учёт содержит сведения о страховом стаже конкретного застрахованного лица, сделал верное заключение, что установленное оспариваемой региональной нормой условие о предоставлении в подтверждении страхового стажа именно справки территориального органа Пенсионного фонда не противоречит имеющему большую юридическую силу законодательству, поскольку оценка пенсионных прав с целью назначения страховой пенсии производится указанным органом в силу его исключительной компетенции на основании всех представленных гражданами документов, в том числе трудовой книжки и документов о прохождении обучения, как и констатация факта выплаты определённого вида пенсии.
При таком положении решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на ошибочном толковании норм материального права, выводы суда не опровергают и не содержат оснований для отмены решения суда.
Ввиду изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кемеровского областного суда от 17 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.