ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 46-АПА19-19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 20 сентября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Афониной Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Гадючки Андрея Васильевича на решение Самарского областного суда от 17 мая 2019 года об отказе в удовлетворении его административного искового заявления о признании недействующими: пункта 14288 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, определённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 (в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265); пункта 20020 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, определённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907; пункта 22534 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых
налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, определённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 (в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265) определён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 определён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 определён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
В пункт 14288 Перечня на 2016 год, в пункт 20020 Перечня на 2017 год и в пункт 22534 Перечня на 2018 год включено нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0513002:610, расположенное по адресу: Самарская обл., г. Самара, Ленинский р-н, ул. Ленинская, д. 149.
Гадючка А.В., являясь собственником указанного нежилого помещения, обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании пунктов 14288, 20020 и 22534 Перечней на 2016, 2017 и 2018 годы недействующими, указав в обоснование заявленных требований, что нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0513002:610 не подпадает под критерии, установленные статьёй 3782 Налогового кодекса Российской Федерации; включение его в Перечни на 2016, 2017 и 2018 годы неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Самарского областного суда от 17 мая 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Гадючка А.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Самарской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, что обусловлено следующим.
Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, одновременно определяет критерии объекта налогообложения, с которыми связывает включение его в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц (статьи 378 , 402, 406 Налогового кодекса Российской Федерации).
В частности, таким критериям соответствуют нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 3782).
Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в подпункте 2 пункта 1 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации слова «которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости» заменены словами «, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости,».
Обязанность доказывания законности включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из правомерности включения помещения с кадастровым номером 63:01:0513002:610 в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, поскольку документы технического учета (инвентаризации) данного объекта недвижимости предусматривают
размещение офисов. В основу данного вывода судом был положен технический паспорт, составленный по состоянию на 24 декабря 2008 года государственным унитарным предприятием Самарской области «Центр технической инвентаризации».
Однако каких-либо относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих бесспорное соответствие объекта недвижимого имущества условиям, установленным подпункт 2 пункта 1 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации необходимым для включения его в Перечень, суду не представлено.
Как следует из материалов дела, помещение с кадастровым номером 63:01:0513002:610 имеет площадь 179,1 кв. м, расположено на 1-2 этажах многоквартирного дома и согласно кадастровому паспорту от 23 января 2015 года и техническому паспорту, составленному по состоянию на 24 декабря 2008 года Государственным унитарным предприятием Самарской области «Центр технической инвентаризации», имеет назначение «нежилое» (л.д. 33, 130). При этом в материалах дела имеются два технических паспорта, составленных по состоянию на одну и туже дату (24 декабря 2008 года), но содержащих разные данные в наименовании комнат, входящих в состав помещения с кадастровым номером 63:01:0513002:610.
Представленный Министерством имущественных отношений Самарской области акт осмотра помещения, подготовленный уполномоченной организацией государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр размещения рекламы», не может подтверждать использование в юридически значимый период помещения с кадастровым номером 63:01:0513002:610 в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, так как он составлен 1 марта 2019 года, то есть после утверждения оспариваемых перечней. Фактическое обследование в юридически значимый период не проводилось.
Таким образом, представленные доказательства не позволяют с достоверностью отнести нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0513002:610 к объекту недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем оспариваемые нормы нельзя признать соответствующими налоговому законодательству, которое в качестве одного из основных начал правового регулирования в названной сфере закрепило принцип толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (пункт 7 статьи 3 НК РФ).
Исходя из изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Самарского областного суда от 17 мая 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать не действующим со дня принятия пункт 14288 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, определённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 (в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265), пункт 20020 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, определённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, пункт 22534 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, определённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 ноября 2017 года № 1647.