ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 46-АПА19-3
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 19 апреля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Самарского областного суда от 11 декабря 2018 года об отказе в удовлетворении его административного искового заявления о признании недействующей части 4 статьи 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 года № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой ЛА., объяснения представителей Самарской Губернской Думы ФИО2, Губернатора Самарской области ФИО3., Министерства управления финансами Самарской области ФИО4, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО5, возражавших против удовлетворения заявленных требований, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Негановой Г.В., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
пунктом 5 части 1 статьи 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 года № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой
Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» в числе мер социальной поддержки ветеранов труда из числа лиц, указанных в статье 7 Федерального закона «О ветеранах», граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, пенсия которым установлена (назначена) в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности, указана ежемесячная денежная выплата в размере 450 рублей.
В силу части 4 статьи 2 данного Закона в редакции от 5 марта 2018 года № 15-ГД указанная ежемесячная денежная выплата предоставляется гражданам, перечисленным в статье 1 этого закона и не осуществляющим трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в статье 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что размер их пенсии не превышает 20 221,5 руб.
ФИО1, являясь пенсионером, состоящим на учёте в пенсионном отделении военного комиссариата Советского и Железнодорожного районов г. Самары и получающим пенсию за выслугу лет, размер которой по состоянию на апрель 2018 года составил <...> руб. <...> коп., обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением (уточнённым в ходе рассмотрения дела) о признании не действующей части 4 статьи 2 данного регионального закона, считая, что в этой части правовое регулирование, ставя предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки в зависимость от размера получаемого ими пенсионного обеспечения, тем самым снижает ему достигнутый уровень гарантий в области социальной поддержки как ветерана труда и противоречит положениям Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Решением Самарского областного суда от 11 декабря 2018 года административное исковое заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Самарской Губернской Думой, министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области, министерством управления финансами Самарской области и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда не подлежащим отмене.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого положения, суд первой инстанции пришёл к выводу, что поскольку ежемесячная денежная выплата является дополнительной мерой социальной поддержки из регионального бюджета, а её предоставление - прерогатива субъекта Российской Федерации, то законодатель вправе был установить условия предоставления этой меры социальной поддержки исходя из критериев нуждаемости ветеранов труда и граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, чем, по сути, является оспариваемое правовое регулирование.
Выводы суда согласуются с нормами подпункта 24 пункта 2, пунктов 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которыми к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, жертв политических репрессий, малоимущих граждан.
В силу статьи 26.3-1 названного федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе при наличии такой возможности устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости вне зависимости от наличия в федеральных законах предписаний, устанавливающих указанное право.
Доводы административного истца, сводящиеся к тому, что условие предоставления ежемесячной денежной выплаты не соответствует принципам равенства, социальной справедливости, устойчивости правового положения гражданина, недопустимости произвольного лишения его ранее установленных социальных гарантий, суд разумно посчитал неубедительными.
Суд справедливо указал в решении, что установление в региональном законе оспариваемого критерия нуждаемости, зависящего от размера получаемой гражданином пенсии, призванного уравнять условия
обеспечения достойной жизни для всех лиц, относящихся к категории ветеранов труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, не может рассматриваться как снижение или как нарушение прав граждан на получение меры социальной поддержки.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Самарского областного суда от 11 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.