НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 18.09.2019 № 56-АПА19-13

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 56-АПА19-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 18 сентября 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова ОН. и Никифорова СБ.
при секретаре Дарькине АО.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению Блохиной Натальи Петровны о признании не  действующим в части решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г.   № 505 «Об установлении величин корректирующего и функционального  коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе  Владивостоке» 

по апелляционным жалобам Думы города Владивостока и администрации  города Владивостока на решение Приморского краевого суда  от 1 апреля 2019 г., которым административное исковое заявление  удовлетворено частично. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Нефедова ОН., возражения представителя Блохиной Н.П. по доверенности  Ивановой В.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

установила:

решением Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. № 505 «Об  установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов,  применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке»  (далее - Решение № 505) установлены величины коэффициента 


функционального использования, применяемого при расчете арендной платы за  землю в городе Владивостоке (приложение 1) и величины корректирующего  коэффициента, применяемого при расчете арендной платы за землю в городе  Владивостоке (приложение 2). 

Пунктом 1.2.1 приложения 1 к Решению № 505 определены значения  коэффициента функционального использования в отношении земельных  участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой  застройки, на период строительства: в течение первых десяти лет включительно  с момента предоставления земельного участка и свыше десяти лет с момента  предоставления земельного участка. 

ФИО1, являющаяся арендатором земельного участка с кадастровым  номером <...>, предоставленного для использования в целях  индивидуального жилищного строительства, обратилась в Приморский краевой  суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с  даты принятия пункта 1.2.1 приложения 1 к Решению № 505 в части  установления коэффициента функционального использования в отношении  земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной  жилой застройки, на период строительства свыше десяти лет с момента  предоставления земельного участка в размере 350, указывая на его  несоответствие основным принципам определения арендной платы,  установленным постановлением Правительства Российской Федерации  от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной  платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной  платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли,  находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее также - Постановление № 582), статье 397 Земельного кодекса Российской Федерации  (далее также - ЗК РФ). 

Решением Приморского краевого суда от 1 апреля 2019 г.  административное исковое заявление удовлетворено частично: пункт 1.2.1  приложения 1 к Решению № 505 в части установления значения коэффициента  функционального использования (Кфи), применяемого при расчете арендной  платы за землю в городе Владивостоке на земельные участки для размещения  объектов индивидуального жилищного строительства на период строительства  свыше десяти лет с момента предоставления земельного участка, в размере 350,  признан не действующим со дня вступления в законную силу судебного акта. 

В апелляционных жалобах Дума города Владивостока и администрация  города Владивостока, ссылаясь на нарушение норм материального права,  просят отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в  удовлетворении административного искового заявления. Не соглашаются с  выводом суда о несоответствии оспариваемого положения принципу  экономической обоснованности. При этом указывают, что одним из элементов  формулы при расчете арендной платы является кадастровая стоимость  земельного участка, которая определяется в соответствии с принципами  проведения государственной кадастровой оценки, в том числе принципом 


экономической обоснованности. Обращают внимание, что значение  оспариваемого коэффициента соответствует ранее установленному другими  актами органов местного самоуправления и не менялось с 2006 г. 

Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов  административным истцом представлены возражения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в  соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ). 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и  возражений на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой  инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего. 

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации  земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской  Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из  данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними  законов субъектов Российской Федерации. 

На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации,  федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской  Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов  Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих  полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт  4 статьи 2 ЗК РФ). 

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, пунктом 3 части 1 статьи 16  Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение,  пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной  собственности городского округа относятся к вопросам местного значения  городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты,  которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации,  федеральным конституционным законам, названному федеральному закону,  другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам  Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным  нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. 

Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации  является платным. Формами платы за использование земли являются  земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная  плата. 

Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39 ЗК РФ, порядок  определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в  государственной или муниципальной собственности и предоставленные в 


аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в  отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. 

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки,  находящиеся в собственности Владивостокского городского округа,  предоставленные в аренду без торгов, установлен муниципальным правовым  актом города Владивостока от 10 августа 2015 г. № 208-МПА «Порядок  определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в  собственности Владивостокского городского округа, предоставленные в аренду  без торгов», принятым Думой города Владивостока 30 июля 2015 г. (далее - Порядок). 

Согласно пункту 2.4 Порядка размер арендной платы за использование  земельного участка определяется по ставке арендной платы от кадастровой  стоимости земельного участка. Ставка арендной платы рассчитывается по  формуле как произведение ставки земельного налога (Сзн), коэффициента  функционального использования (Кфи) и корректирующего коэффициента  (Ккор). 

Коэффициент функционального использования (Кфи) устанавливается  Думой города Владивостока по предложению главы города Владивостока в  зависимости от основного вида использования земельного участка, указанного  в договоре аренды земельного участка (пункт 2.5 Порядка). 

Величины коэффициента функционального использования, применяемого  при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке, в том числе в  отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов  индивидуальной жилой застройки, установлены Решением № 505. 

Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемое  Решение № 505 принято уполномоченным органом в рамках предоставленной  компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов,  порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования, и  по этим основаниям не обжалуется. 

Пунктом 1.2.1 приложения 1 к Решению № 505 значение коэффициента  функционального использования (Кфи) в отношении земельных участков,  предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки,  установлено: на период строительства в течение первых десяти лет  включительно с момента предоставления земельного участка - 2, на период  строительства свыше десяти лет с момента предоставления земельного участка  -350. 

Суд первой инстанции, проанализировав представленные Думой города  Владивостока документы и установив, что финансово-экономическое  обоснование к проекту Решения № 505 не подтверждает выполнения каких- либо расчетов в целях экономического обоснования установления  повышающего значения коэффициента функционального использования в  отношении земельных участков для размещения объектов индивидуального  жилищного строительства на период строительства свыше десяти лет с момента  предоставления земельного участка, анализ и оценка экономических,  природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных 


участков, не проводились, пришел к обоснованному выводу о наличии  оснований для удовлетворения административного искового заявления. 

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он  основан на правильном применении норм закона и соответствует  обстоятельствам дела. 

Согласно пункту 1 статьи 39 ЗК РФ размер арендной платы за земельный  участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности,  определяется в соответствии с основными принципами определения арендной  платы, установленными Правительством Российской Федерации. 

Правительством Российской Федерации принято постановление  от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной  платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной  платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли,  находящиеся в собственности Российской Федерации», которое является  общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в  соответствии с законом размер платы подлежит установлению  соответствующими компетентными органами. 

Одним из принципов определения арендной платы Постановление № 582  указывает принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым  арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности  земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой  земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом  государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги)  организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком  земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям,  осуществляющим деятельность на таком земельном участке. 

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской  Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. № 424-0,  государственным органам и органам местного самоуправления надлежит  руководствоваться принципом экономической обоснованности при  установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками,  находящимися в государственной или муниципальной собственности, в  частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на  основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень  доходности земельных участков. 

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны  устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за  аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню  коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю,  развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление  в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически  справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных  участков. 


Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо  оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков  земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов,  влияющих на уровень их доходности. 

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным  государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем  представления соответствующих расчетов (показывающих доходность  земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный  анализ оценочных характеристик земельных участков. 

Экономическое обоснование для установления оспариваемым пунктом  1.2.1 приложения 1 к Решению № 505 повышенного значения коэффициента в  случае строительства объекта индивидуального жилищного строительства  свыше десяти лет отсутствует. 

В отсутствие экономического обоснования само по себе использование  земельного участка под строительство столь длительный срок не может  рассматриваться как основание для повышения арендной платы за такой  земельный участок. 

При таких обстоятельствах оспариваемое значение коэффициента является  произвольным, не связанным с многофакторным анализом доходности  земельного участка, что противоречит основным принципам определения  арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в  государственной или муниципальной собственности. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы определение арендной платы на  основании кадастровой стоимости земельного участка, характеризующей его  экономическую ценность и доходность, не исключает требования о  необходимости экономического обоснования увеличения арендной платы  применительно к земельным участкам, индивидуальное жилищное  строительство на которых ведется свыше десяти лет. 

Ссылки в жалобе на соответствие значения оспариваемого коэффициента  применявшимся с 2006 г. значениям аналогичных коэффициентов, которые  ранее были установлены другими актами органов местного самоуправления  Владивостокского городского округа, подлежат отклонению, поскольку  предметом проверки в порядке формального нормоконтроля является только  оспариваемое Решение № 505. 

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они  аналогичны позиции Думы города Владивостока и администрации города  Владивостока в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую  оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для  удовлетворения жалоб. 

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм  федерального законодательства, Судебная коллегия приходит к выводу, что суд  первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал  представленные документы и, оценив собранные доказательства в их  совокупности, правомерно признал нормативный правовой акт 


не действующим в оспариваемой части, что соответствует положениям части 2  статьи 215 КАС РФ. 

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм  процессуального права и при правильном применении норм материального  права. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке,  предусмотренные статьей 310 КАС РФ, отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Приморского краевого суда от 1 апреля 2019 г. оставить без  изменения, апелляционные жалобы Думы города Владивостока и  администрации города Владивостока - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи