ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 58-АПА19-21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 16 августа 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Кириллова ВС. и Горчаковой Е.В. при секретаре Луговой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Богомяковой Анны Петровны и Рошка Юрия Александровича на решение Хабаровского краевого суда от 23 июля 2019 года, которым удовлетворен административный иск Богомяковой Анны Петровны о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 9 от 12 июля 2019 года № 4/10 «О регистрации Рошка Юрия Александровича кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 9».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С, объяснения представителя Богомяковой А.П. - Рудакова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы административного истца, мнение представителя регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Хабаровском крае Матюшкиной О.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 30 мая 2019 года № 2087 назначены выборы депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва на 8 сентября 2019 года.
Постановлением окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 9 от 12 июля 2019 года № 4/10 кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по названному избирательному округу зарегистрирован Рошка Юрий Александрович, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Хабаровском крае».
Богомякова А.П., также зарегистрированная кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу, выдвинутая избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Хабаровском крае», обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене указанного выше постановления окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 9 от 12 июля 2019 года № 4/10.
В обоснование своих требований административный истец указал на то, что конференция, на которой принято решение о выдвижении кандидата в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края, была проведена местным отделением политической партии Справедливая Россия, хотя в соответствии с Уставом политической партии такие решения вправе принимать только региональные отделения. В нарушение требований подпункта «в» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в заявлении о согласии баллотироваться Рошка Ю.А. указал, что имеет высшее профессиональное образование, которое получил в ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», окончив его в 1992 году, указал номер и дату выдачи диплома, однако документ об образовании не представил. Кроме того, сведения об образовании не соответствуют действительности, так как указанное учебное учреждение было создано только в 2002 году. В заявлении о согласии баллотироваться Рошка Ю.А. указал место работы и должность, представил подтверждающую справку с места работы, однако согласно общедоступным источникам в указанный заявителем период он работал в ином месте и занимал иную должность.
Решением Хабаровского краевого суда от 23 июля 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
На решение суда поданы апелляционные жалобы Богомяковой А.П. и Рошка Ю.А.
В апелляционной жалобе Богомякова А.П. просит решение суда изменить, указав в мотивировочной части решения на наличие иных приведенных ею оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.
В своей апелляционной жалобе Рошка Ю.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе административного истца, представлены возражения избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Хабаровском крае».
Относительно доводов апелляционной жалобы заинтересованного лица представлены возражения административного истца и прокурора, участвующего в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В соответствии с пунктами 2, 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться кандидат в депутаты указывает, в том числе сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации; основное место работы или службы, занимаемую должность. Вместе с заявлением представляется заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не
позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно части 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» (подпункт «б»); отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт «в.1»); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт «в.2»).
Согласно статье 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии (пункт 2).
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции при его рассмотрении и разрешении, Рошка Ю.А. в заявлении о согласии баллотироваться указал, что имеет профессиональное образование, которое получил в 1992 году, окончив Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», диплом <...>, выдан 30 марта 1992 года.
В подтверждение наличия высшее профессионального образования Рошка Ю.А. представил справку № 3377 от 3 июля 2014 года и справку № 5746 от 29 декабря 2008 года, выданные Дальневосточным институтом управления - филиалом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
В справках указано, что Рошка Ю.А. является выпускником Дальневосточного социально-политического института, 31 марта 1992 года ему выдан диплом <...>, регистрационный №<...>.
Части 1, 2, 4, 7 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяют, что в Российской Федерации выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации. Такие документы оформляются на государственном языке Российской Федерации, и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, в подтверждение получения профессионального образования определенного уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, выдается: о высшее образовании - диплом. Образцы документов об образовании, документов об образовании и о квалификации и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что получение профессионального образования может быть подтверждено дипломом об образовании или в случае его утраты - дубликатом диплома об образовании.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным, так как он согласуется с положениями статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и принятым в соответствии с ними Порядком заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденным приказом Минобрнауки России от 13 февраля 2014 года № 112, согласно которому лицам, освоившим образовательные программы высшего образования, выдается соответствующий диплом. В случае ликвидации образовательной организации учредителем организации выдается дубликат диплома об образовании, а в случае его отсутствия - государственным органом или органом местного самоуправления, в ведении которого находится (структурным подразделением которого является) государственный или муниципальный архив, в который переданы на хранение личные дела выпускников организации. Дубликат выдается на основании личного заявления обладателя диплома в месячный срок после подачи указанного заявления, в том числе в случае утраты или порчи диплома и (или) приложения к нему либо утраты или порчи дубликата.
Однако, кандидатом в депутаты не был представлен ни диплом, ни дубликат диплома в качестве документа, подтверждающего указанные административным истцом в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа кандидату в его регистрации в силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
С учетом изложенного, представленные заинтересованным лицом документы, обосновывающие наличие (отсутствие) у него профессионального образования, являющиеся одновременно противоречивыми, не могут быть приняты во внимание.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований и отмене оспариваемого постановления окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 9 от 12 июля 2019 года № 4/10 «О регистрации Рошка Юрия Александровича кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 9».
Вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что нарушений избирательного законодательства при выдвижении заинтересованного лица не имеется, поскольку Рошка Ю.А. выдвинут непосредственно региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Хабаровском крае, что подтверждается решением Совета регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Хабаровском крае от 10 июня 2019 года № 20 СРО, которым созвана конференция регионального отделения партии с местом проведения в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края, определена норма представительства, в повестку дня конференции включен вопрос о выдвижении тайным голосованием кандидатов в депутаты
Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва, в том числе по Кировскому одномандатному избирательному округу № 9; решением Президиума Центрального совета политической партии Справедливая Россия от 28 июня 2019 года № 353ПР, которым согласована кандидатура Рошка Ю.А. для выдвижения кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 9; протоколом конференции регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Хабаровском крае от 30 июня 2019 года, из которого следует проведение конференции в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края, участие 14 делегатов, избранных от 323 членов регионального отделения политической партии, а также единогласное голосование за выдвижение Рошка Ю.А. кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 9; обстоятельством того, что на конференции регионального отделения политической партии присутствовал представитель избирательной комиссии Хабаровского края, фиксировавший порядок выдвижения кандидатов на конференции регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Хабаровском крае; справкой (отчетом) о результатах прошедшей конференции, представленной избирательной комиссией Хабаровского края.
Доводы апелляционной жалобы Богомяковой А.П. о том, что заинтересованным лицом в заявлении о согласии баллотироваться были указаны противоречивые сведения о месте работы, как обоснованно указал суд, опровергаются материалами дела.
Так, в качестве места работы в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом указано «Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию», должность «руководитель регионального исполкома Общероссийского Народного Фонда».
Как следует из справки с места работы от 11 июня 2019 года № ОНФ/2-ЗЗОК/2019, Рошка Ю.А. работает по основному месту работы в Исполкоме Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию» в должности руководителя регионального исполкома Общероссийского Народного Фронта в Хабаровском крае.
Согласно трудовому договору от 14 февраля 2019 года № 1072 Рошка Ю.А. работает в Общероссийском общественном движении «Народный Фронт «За Россию».
В выданной на имя Рошка Ю.А. трудовой книжке указано, что с 18 февраля 2019 года по настоящее время он работает в региональном Исполкоме Общероссийского Народного Фронта в Хабаровском крае в должности руководителя регионального исполкома.
Обстоятельство того, что в заявлении о согласии баллотироваться в поименованной должности кандидатом указано «Фонда», а не «Фронта» - не искажает смыслового содержания данных сведений, не влияет на содержание представленных данных и на объем изложенной информации. Указание места работы и должности в заявлении о согласии баллотироваться не противоречит представленным в подтверждение этого документам.
Таким образом, приведенные сведения в заявлении кандидата о месте работы не могут признаваться как оформленные с нарушением требований федерального законодательства, в связи с чем не могли быть расценены судом в качестве наличия основания, предусмотренного подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, не влияют на правильность выводов суда, повторяют позицию участвующих в деле лиц в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 23 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Богомяковой Анны Петровны и Рошка Юрия Александровича - без удовлетворения.