ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № АПЛ20-169
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 16 июля 2020 г.
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зайцева В.Ю.,
членов коллегии Тютина Д.В.,
Шамова А.В.
при секретаре Горбачевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт»
по апелляционной жалобе политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» на решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. по делу № АКПИ20-3, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» Дорофеева И.Н. и Тюлькина В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей административного истца Анохиной Е.С. и Харламовой А.М., возражавших против доводов апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт» (далее - Партия) создана на учредительном съезде 20 апреля 2012 г. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических
лиц (далее также - ЕГРЮЛ) 5 декабря 2012 г. под основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1127799025221.
Устав Партии действует в редакции, утвержденной решением внеочередного съезда Партии от 27 октября 2012 г.
Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, является первый секретарь Центрального комитета Партии Тюлькин Виктор Аркадьевич.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 25 декабря 2019 г. обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений на основании подпункта «в» пункта 3 статьи 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Закон о политических партиях). В обоснование заявления ссылалось на то, что согласно информации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее также - ЦИК России) Партия в течение семи лет подряд не принимала участие в выборах в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 37 Закона о политических партиях.
Партия административный иск не признала, указав в письменных возражениях, что принимала практическое участие методом партийной работы в выборах всех уровней - от президентского до местных. По ее мнению, основанное на положениях пунктов 1 и 2 статьи 37 и подпункта «в» пункта 3 статьи 41 Закона о политических партиях требование Минюста России представляет собой явное ограничение права на свободу объединения (ассоциации) и противоречит статьям 11, 17, 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Исчисление Минюстом России предусмотренного статьей 37 Закона о политических партиях семилетнего срока с даты внесения сведений о создании Партии в ЕГРЮЛ, то есть с 5 декабря 2012 г., основано на ошибочном применении норм данного закона, без учета положений пункта 2 статьи 36, предусматривающих возможность участия Партии в выборах региональных отделений политической партии после представления в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию региональных отделений политической партии не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, которая в соответствии с пунктом 4 статьи 15 названного федерального закона должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии. Регистрация региональных отделений Партии не менее чем в половине субъектов Российской Федерации состоялась 10 июня 2013 г. Именно с этой даты Партия приобрела право участвовать в выборах и с нее подлежит исчислению семилетний срок неучастия в выборах, позволяющий ликвидировать политическую партию.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. административное исковое заявление Минюста России
удовлетворено, Партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения ликвидированы.
В апелляционной жалобе Партия, не соглашаясь с таким решением, просит его отменить и принять по делу новое решение в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права, а именно неправильным истолкованием закона, нарушением норм процессуального права. В обоснование жалобы указано, что суд не принял во внимание доводы административного ответчика о том, что регистрацию региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации Партия произвела лишь 10 июня 2013 г., когда региональные отделения были зарегистрированы в Пензенской области и в г. Москве. Следовательно, предусмотренный частью 2 статьи 37 Закона о политических партиях семилетний срок в данном случае течет для административного ответчика с 10 июня 2013 г. по 10 июня 2020 г.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Минюст России просит в ее удовлетворении отказать, считая, что судом первой инстанции в полном объеме установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы подтверждающие их доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Законом о политических партиях (статья 1).
В силу пункта 1 статьи 38 данного закона контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.
Согласно подпункту «в» пункта 3, пункту 4 статьи 41 Закона о политических партиях политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае неучастия политической партии в выборах в соответствии со статьей 37 названного закона; заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд Российской Федерации федеральным уполномоченным органом.
Таким федеральным уполномоченным органом является Минюст России, который в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в
том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (подпункт 30.10 пункта 7).
Пунктом 2 статьи 37 Закона о политических партиях предусмотрено, что партия, не принимавшая в течение семи лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 данной статьи, подлежит ликвидации согласно статье 41 этого закона.
Как следует из материалов административного дела, в ходе осуществления контроля соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями действующего законодательства Минюстом России установлено, что Партия в течение семи лет подряд не принимала участия в выборах. Данное обстоятельство и послужило основанием для обращения в суд с заявлением о ее ликвидации.
Пунктом 1 статьи 37 Закона о политических партиях предусмотрено, что политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за: выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт «а»); выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации (подпункт «в»); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации (подпункт «г.1»); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации (подпункт «д»); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации (подпункт «е»).
Согласно части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации в состав Российской Федерации входит 85 субъектов Российской Федерации.
Из информации о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) Партии на выборах всех уровней в период с 5 декабря 2012 г. по 5 декабря 2019 г., предоставленной ЦИК России 6 декабря 2019 г. (л.д. 77-83), следует, что Партия за указанный период не участвовала в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации в трех
субъектах Российской Федерации (Республике Дагестан, Тюменской области, городе Санкт-Петербурге), что составляет менее 20 процентов субъектов Российской Федерации; выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления в 33 субъектах Российской Федерации (Республике Алтай, Республике Дагестан, Республике Калмыкия, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Марий Эл, Краснодарском крае, Приморском крае, Владимирской области, Волгоградской области, Воронежской области, Иркутской области, Калининградской области, Кировской области, Костромской области, Курганской области, Ленинградской области, Московской области, Нижегородской области, Новгородской области, Новосибирской области, Омской области, Оренбургской области, Псковской области, Самарской области, Томской области, Тюменской области, Челябинской области, городе Москве, городе Санкт-Петербурге, Ханты- Мансийском автономном округе - Югре, Забайкальском крае, Республике Крым), что составляет менее половины субъектов Российской Федерации.
Приведенные выше обстоятельства подтверждаются материалами административного дела, надлежащим образом исследованными судом первой инстанции.
С учетом изложенного, оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющиеся по делу доказательства, суд сделал обоснованный вывод о том, что Партия в течение семи лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона о политических партиях не принимала, в связи с чем имеются правовые основания для ее ликвидации, а также ликвидации региональных отделений и иных структурных подразделений Партии на основании пункта 1 статьи 42 названного закона.
Довод апелляционной жалобы о недостоверности данных об участии Партии в выборах несостоятелен. Суд первой инстанции при вынесении решения подробно исследовал обстоятельства, касающиеся регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Кудзеевского сельского поселения первого созыва от 31 июля 2018 г., и пришел к выводу, что данный кандидат был зарегистрирован не от Партии, а в порядке самовыдвижения. В решении суда приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Довод апелляционной жалобы о необходимости исчисления семилетнего срока, установленного статьей 37 Закона о политических партиях, со дня регистрации региональных отделений Партии в половине субъектов Российской Федерации (10 июня 2013 г.), когда, по мнению административного ответчика, Партия приобрела право принимать участие в выборах, нельзя признать состоятельным.
В силу пункта 1 статьи 15 Закона о политических партиях политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» с учетом установленного данным федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.
Такие сведения в отношении Партии были внесены 5 декабря 2012 г. С этой даты возникают права и обязанности Партии, установленные как Законом о политических партиях, так и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», то есть с момента государственной регистрации политическая партия осуществляет свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридическое лицо.
Согласно пункту 2 статьи 36 Закона о политических партиях политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
При этом пунктом 4 статьи 15 данного закона установлен срок в шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии, не позднее которого должна быть осуществлена государственная регистрация региональных отделений политической партии не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 указанной статьи в случае, если политическая партия в течение месяца со дня истечения шестимесячного срока со дня государственной регистрации политической партии не представит в федеральный уполномоченный орган копии документов о государственной регистрации ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, документ о государственной регистрации политической партии признается федеральным уполномоченным органом утратившим силу, а данная политическая партия и ее региональные отделения по решению федерального уполномоченного органа исключаются из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующих записей.
Таким образом, шестимесячный срок для регистрации региональных отделений политической партии установлен законом для соблюдения партией требований, предъявляемых к ней в том числе подпунктом «а» пункта 2 статьи 3 Закона о политических партиях, в силу которого политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Ссылка административного ответчика на отказ суда первой инстанции в направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации для проверки конституционности части 2 статьи 37 Закона о политических партиях не может повлечь отмену обжалуемого решения суда, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данный запрос направляется по инициативе суда, в случае если при разрешении административного дела суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом административном деле Конституции Российской Федерации.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что деятельности Партии со стороны административного истца и иных государственных органов с момента ее учреждения чинились препятствия, не нашло своего подтверждения при рассмотрении настоящего административного дела.
Суд первой инстанции принял решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые отношения, при правильном их толковании. Выводы суда о наличии оснований для ликвидации Партии подробно мотивированы и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Решение суда принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Предусмотренных законом оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь частью 7 статьи 150, частью 1 статьи 292, статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» - без удовлетворения.
Председательствующий В.Ю. Зайцев
Члены коллегии Д.В. Тютин
А.В. Шамов