НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 14.08.2019 № 80-АПА19-5

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 80-АПА19-5

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва 14 августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Кириллова ВС.
при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Герасимова Сергея Алексеевича о  признании недействующими пункта 14476 перечня объектов недвижимого  имущества, в отношении которых налоговая база определяется как  кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства  государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области   № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, пункта 7369 перечня объектов  недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства  государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области   № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года по апелляционной жалобе  административного истца Герасимова С.А. на решение Ульяновского  областного суда от 24 апреля 2019 года, которым в удовлетворении  административного искового заявления Герасимова С.А. отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Агбашяна К.И., полагавшего решение суда  подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

Пунктом 14476 Перечня на 2018 год и пунктом 7369 Перечня на 2019  год включен объект недвижимости с кадастровым номером <...>,  расположенный по адресу: город <...>,  принадлежащий на праве собственности Герасимову С.А. 

Герасимов С.А. обратился в Ульяновский областной суд с  административным исковым заявлением о признании недействующими  пункта 14476 Перечня на 2018 год и пункта 7369 Перечня на 2019 год,  ссылаясь на противоречие обжалуемых норм положениям статьи 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации и нарушение его прав, как  налогоплательщика, в результате чего на него неправомерно возложена  обязанность по уплате налога на недвижимое имущество в завышенном  размере. 

В обоснование заявленных требований административный истец  ссылался на то, что согласно технической документации на объект  недвижимости нежилое помещение не предназначено для ведения торгово- офисной деятельности. 

Решением Ульяновского областного суда от 24 апреля 2019 года в  удовлетворении административного искового заявления Герасимова С.А.  отказано. 

В апелляционной жалобе административный истец просит решение  отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных  требований. 

Относительно доводов апелляционной жалобы Прокуратурой  Ульяновской области представлены возражения. 

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения  апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное  заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 1  статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской 


Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему. 

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно  исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты были  приняты уполномоченным органом в пределах предоставленных ему  полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к порядку  принятия, правил введения в действие и опубликования. 

Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество  отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает  их кадастровая стоимость, установлены статьёй 378.2 Налогового кодекса  Российской Федерации. 

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса  Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя  из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно- деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также  нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или  наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в  Едином государственном реестре недвижимости, или предусматривает  размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и  бытового обслуживания, либо которые фактически используются для  размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и  бытового облуживания. 

В силу подпункта 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым  центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее  нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат  одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном  участке, один из видов разрешенного использования которого  предусматривает размещение офисных зданий делового, административного  и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) бытового обслуживания. 

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации  установлено, что вид фактического использования зданий (строений,  сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с  порядком определения вида фактического использования зданий (строений,  сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3,  4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной  власти субъекта Российской Федерации. 


В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской  Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом. 

Налог на имущество физических лиц устанавливается названным  Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов  муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать  в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами  представительных органов муниципальных образований и обязателен к  уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399  Налогового кодекса Российской Федерации). 

В соответствии с положениями статьи 1 Закона Ульяновской области  от 22 сентября 2017 года № 112-30 «О единой дате начала применения на  территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по  налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости  объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на  территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы  исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на  имущество физических лиц - 1 января 2018 года. 

Законом Ульяновской области от 02 сентября 2015 года № 99-30 «О  налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области»  установлен налог на имущество организаций. Законом определяются  особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов  недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по  этому налогу и основания для их использования. 

Судом установлено, что объект недвижимости, принадлежащий  административному истцу на праве собственности, с кадастровым номером  <...>, расположенный по адресу: город <...>, общей площадью 850,7 кв.м, наименование и назначение - нежилое помещение. Расположен объект недвижимости на земельном  участке, находящемся также в собственности административного истца, с  кадастровым номером <...>, общей площадью 48 060,2 кв.м,  категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного  использования на момент принятия оспариваемых нормативных правовых  актов - «объекты торговли, досуга и развлечений». 

Как установил суд первой инстанции, объект недвижимости включён в  оспариваемые пункты перечней на основании данных из Единого  государственного реестра недвижимости о земельном участке и  расположенных на нем объектах, в соответствии с которыми вид  разрешенного использования земельного участка предусматривает  размещение торгового объекта. 

В тоже время судом не приводится ссылок на доказательства, которые  указывали бы на то, что указанный объект (нежилое помещение) входит в  состав отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения), которое  расположено на земельном участке, один из видов разрешенного  использования которого предусматривает размещение офисных зданий 


делового, административного и коммерческого назначения и (или) бытового  обслуживания и которое в силу подпункта 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4  статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации может быть  отнесено к административно-деловому центру или торговому центру. 

В материалах дела также такие доказательства отсутствуют, как и  отсутствуют доказательства того, что принадлежащий административному  истцу объект недвижимости является отдельно стоящим нежилым зданием  (строением, сооружением), расположенным на вышеуказанном земельном  участке с названным видом разрешенного использования земельного участка. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из  того, что поскольку нежилое помещение находится на земельном участке,  один из видов разрешенного использования которого предусматривает  размещение на нем объектов торговли, включение этого нежилого  помещения в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении  которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость по виду  разрешенного использования земельного участка не противоречит статье  378.2. Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей  особенности определения налоговой базы по налогу на имущество в  отношении отдельных объектов недвижимого имущества. 

Также суд в своем решении указал, что, несмотря на довод  административного истца о том, что согласно технической документации на  объект недвижимого имущества нежилое помещение не предназначено для  ведения торгово-офисной деятельности, вид разрешенного использования  земельного участка является самостоятельным основанием для включения  помещения в перечни. 

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции  согласиться не может. 

Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база  определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1  статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе  указаны нежилые помещения назначение, разрешенное использование или  наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в  Едином государственном реестре недвижимости, или документами  технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости  предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов  общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически  используются для размещения поименованных объектов (подпункт 2, в  редакции на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов). 

В силу положений пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса  Российской Федерации, фактическим использованием нежилого помещения  для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного  питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование  не менее 20 процентов его общей площади для таких объектов. 


Пунктом 2 статьи 1.1. Закона Ульяновской области от 02 сентября 2015  года № 99-30 «О налоге на имущество организаций на территории  Ульяновской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов  недвижимого имущества определяется в отношении: нежилых помещений,  назначение, разрешенное использование или наименование которых в  соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном  реестре недвижимости, или документами технического учета  (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение  офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового  обслуживания либо которые фактически используются для размещения  офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового  обслуживания, при условии, что площадь указанных нежилых помещений  составляет 150 и более квадратных метров. 

Согласно имеющимся в материалах дела плану недвижимого  имущества, сведениям из Единого государственного реестра недвижимости,  вышеуказанный объект недвижимости по наименованию, назначению  является нежилым помещением, и по своим признакам не относится к  объектам торговли. 

В соответствии с экспликацией к плану строения объекта недвижимости,  части нежилого помещения имеют следующие характеристики:  «хранилище», «подсобное» (в количестве трех частей помещения), «тамбур»,  из чего следует, что назначение и разрешенное использование данного  нежилого помещения, а также наименование входящих в его состав частей не  предусматривают размещение объектов в целях, установленных статьей  378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Из материалов настоящего дела также усматривается, что обследование  вышеназванного нежилого помещения с целью установления вида его  фактического использования перед принятием оспариваемых нормативных  правовых актов административным ответчиком не проводилось. 

Таким образом, предназначение объекта недвижимости без  установления вида фактического использования нежилого помещения и  предоставления дополнительных сведений и расчетов о количестве площадей  этого объекта, предусматривающих размещение офисов или торговых  объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового  обслуживания, не позволяли отнести данный объект к объектам  недвижимого имущества, поименованным в пункте 1 статьи 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая  база определяется как их кадастровая стоимость. 

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  административный ответчик обязан доказать законность включения объекта  в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых  налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. 


Агентством государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области относимых и допустимых доказательств, с  достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванного объекта  недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской  Федерации и необходимым для включения его в перечни, не представлено,  не содержится их и в материалах дела. 

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и  обоснованным, оно подлежит отмене, а административный иск - удовлетворению. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

определила:

решение Ульяновского областного суда от 24 апреля 2019 года  отменить. Принять по административному делу новое решение, которым  административное исковое заявление Герасимова Сергея Алексеевича  удовлетворить. 

Признать не действующим с 1 января 2018 года пункт 14476 перечня  объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база  определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного  приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года. 

Признать не действующим с 1 января 2019 года пункт 7369 перечня  объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база  определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного  приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года. 

Настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в  законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой  службы по Ульяновской области, а также размещению на официальном сайте  Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети  Интернет. 

Председательствующий
Судьи