НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 14.08.2019 № 11-АПА19-13

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 11-АПА19-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 14 августа 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П. и Нефедова ОН.
при секретаре Гроховской В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью жилищно- эксплуатационного участка «Темп», общества с ограниченной  ответственностью «Надежда», общества с ограниченной ответственностью  жилищно-эксплуатационного участка «Успех» о признании не действующим в  части постановления Государственного комитета Республики Татарстан по  тарифам от 7 октября 2016 г. № 6-79/тп «Об утверждении нормативов  потребления коммунальной услуги по электроснабжению и нормативов  потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в  многоквартирном доме населением на территории Республики Татарстан» 

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью  жилищно-эксплуатационного участка «Темп», общества с ограниченной  ответственностью «Надежда», общества с ограниченной ответственностью  жилищно-эксплуатационного участка «Успех» на решение Верховного Суда  Республики Татарстан от 26 февраля 2019 г., которым в удовлетворении  административного искового заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Нефедова ОН., возражения представителя Государственного комитета  Республики Татарстан по тарифам Гиниятуллина И.И., заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова ИВ., полагавшего,  что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам  (далее также - Комитет) от 7 октября 2016 г. № 6-79/тп «Об утверждении  нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению и  нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего  имущества в многоквартирном доме населением на территории Республики  Татарстан» (далее - Постановление № 6-79/тп) утверждены и введены в  действие с 1 ноября 2016 г.: нормативы потребления коммунальной услуги по  электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых  домах, в том числе общежитиях квартирного типа согласно приложению 1;  нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых  помещениях в многоквартирных домах, включающих общежития квартирного  типа, общежития коридорного, гостиничного и секционного типов согласно  приложению 2; нормативы потребления электрической энергии в целях  содержания общего имущества в многоквартирном доме согласно приложению  3; нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при  использовании надворных построек, расположенных на земельном участке,  согласно приложению 4. 

Общество с ограниченной ответственностью жилищно-эксплуатационный  участок «Темп» (далее - ООО ЖЭУ «Темп»), общество с ограниченной  ответственностью «Надежда» (далее - ООО «Надежда»), общество с  ограниченной ответственностью жилищно-эксплуатационный участок «Успех»  (далее - ООО ЖЭУ «Успех»), осуществляющие деятельность по управлению  многоквартирными домами на территории Республики Татарстан, обратились в  суд с административным исковым заявлением о признании недействующими  пунктов 1 и 2 приложения 3 «Нормативы потребления электрической энергии в  целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» к  Постановлению № 6-79/тп (далее - приложение 3 к Постановлению № 6-79/тп)  в редакции постановления Государственного комитета Республики Татарстан  по тарифам от 21 июля 2017 г. № 6-66/тп «О внесении изменений в  Постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам  от 07.10.2016 № 6-79/тп «Об утверждении нормативов потребления  коммунальной услуги по электроснабжению и нормативов потребления  электрической энергии в целях содержания общего имущества в  многоквартирном доме населением на территории Республики Татарстан»  (далее - Постановление № 6-66/тп), как противоречащих Правилам  установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и  нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего  имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением  Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее - Правила   № 306). В обоснование требований указано на неправомерное применение  расчетного метода. Подтверждение невозможности применения метода  аналогов отсутствует. Оспариваемые нормативы потребления рассчитаны без 


учета сведений по всем многоквартирным домам на территории Республики  Татарстан. В группах оборудования не учтены системы противопожарного  оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители  телеантенн коллективного пользования. 

Определением Верховного Суда Республики Татарстан  от 26 февраля 2019 г. производство по делу в части требований об оспаривании  строк первой-пятой и седьмой-пятнадцатой пункта 1, строк первой-третьей и  шестой-двенадцатой пункта 2 приложения 3 к Постановлению № 6-79/тп  прекращено. 

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 26 февраля 2019 г. в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

В апелляционной жалобе ООО ЖЭУ «Темп», ООО «Надежда», ООО ЖЭУ  «Успех» просят отменить решение суда, как незаконное и необоснованное,  принять новый судебный акт об удовлетворении административного искового  заявления. В обоснование доводов указывают на неправильное определение  судом обстоятельств включения в расчет оспариваемого норматива  электроэнергии, потребляемой дверными запирающими устройствами. В  многоквартирных домах, управляемых административными истцами, общие  собрания по включению указанных устройств в перечень общего имущества не  проводились, проектной документацией в составе многоквартирных домов они  также предусмотрены не были. Следовательно, электроэнергия, потребленная  данными устройствами, не может приниматься при расчете нормативов  потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в  многоквартирном доме и подлежит оплате жителями отдельно. 

Административные истцы не соглашаются с выводом суда о  достаточности проведенной административным ответчиком выборки  многоквартирных домов для расчета спорных нормативов. В расчете  использована информация по многоквартирным домам, составляющим около  2% от всех таких домов, при этом из 48 муниципальных районов республики  сведения были учтены только по 8. В жалобе также указывается на  необоснованное отклонение судом ходатайства о проведении судебной  экспертизы экономической целесообразности расчета оспариваемых  нормативов. 

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов  Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам представлены  возражения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в  соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ). 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры 


Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему. 

Исходя из положений части 92 статьи 156 и части 2 статьи 157 Жилищного  кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные ресурсы,  поставленные в многоквартирные дома в целях содержания общего имущества  в многоквартирном доме, рассчитывается по тарифам, установленным  органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,  определенном федеральным законом, с учетом нормативов потребления  соответствующих видов коммунальных ресурсов, утверждаемых органами  государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,  установленном Правительством Российской Федерации. 

Порядок установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в  целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к  их формированию определяются Правилами № 306. 

Нормативы потребления коммунальных ресурсов утверждаются органами  государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в  порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов  Российской Федерации (пункт 3 Правил № 306). 

Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемое в  части Постановление № 6-79/тп и внесшее в него изменения Постановление   № 6-66/тп приняты уполномоченным на дату их принятия органом (пункты 1.1,  4.1.26 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по  тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики  Татарстан от 15 июня 2010 г. № 468 «Вопросы Государственного комитета  Республики Татарстан по тарифам»), в установленной форме, официально  опубликованы, и по этим основаниям не оспариваются. 

В строке шестой пункта 1 приложения 3 к Постановлению № 6-79/тп  установлен норматив потребления электрической энергии в целях содержания  общего имущества в многоквартирном доме для многоквартирных домов, не  оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными  установками для целей горячего водоснабжения с группой оборудования,  являющегося общим имуществом многоквартирного дома: осветительные  установки подъездного и надподъездного освещения, лампы освещения  придомовой территории, расположенные на фасаде многоквартирного дома и  запитанные от домовых сетей, мощностью свыше 60 Вт и иное оборудование  (системы противопожарного оборудования и (или) дымоудаления, и (или)  дверные запирающие устройства, и (или) усилители телеантенн коллективного  пользования), в размере 0,464 кВт. ч в месяц на кв. метр. 

В строках четвертой и пятой пункта 2 указанного приложения приведены  следующие нормативы потребления электрической энергии в целях содержания  общего имущества в многоквартирном доме для многоквартирных домов,  оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и  электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения с  группами оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного 


дома: 

осветительные установки подъездного и надподъездного освещения с  использованием энергосберегающих ламп мощностью до 10 Вт и (или) с  применением датчиков движения, или акустических выключателей, или  аналогичного энергосберегающего оборудования, насосное оборудование  (1 насос), силовое оборудование лифтов и иное оборудование (системы  противопожарного оборудования и (или) дымоудаления, и (или) дверные  запирающие устройства, и (или) усилители телеантенн коллективного  пользования) - в размере 0,772 кВт.ч в месяц на кв. метр;  

осветительные установки подъездного и надподъездного освещения с  использованием ламп накаливания, не оборудованных датчиками движения,  или акустическими выключателями, или аналогичным оборудованием,  насосное оборудование (1 насос), силовое оборудование лифтов и иное  оборудование (системы противопожарного оборудования и (или)  дымоудаления, и (или) дверные запирающие устройства, и (или) усилители  телеантенн коллективного пользования) - в размере 0,983 кВт. ч в месяц  на кв. метр. 

Административные истцы, осуществляющие управление  многоквартирными домами указанных категорий на территории  г. Альметьевска Республики Татарстан, обращаясь в суд с данным  административным иском, в обоснование заявленных требований ссылались в  том числе на экономическую необоснованность установленных нормативов  потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в  многоквартирном доме в связи с неправомерным, по их мнению, применением  Комитетом расчетного метода. 

В соответствии с пунктами 13, 19 Правил № 306 в редакции,  действовавшей до 1 января 2017 г., нормативы потребления коммунальных  услуг на общедомовые нужды устанавливались с применением метода аналогов  или расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1  к данным правилам. 

В случае невозможности применить метод аналогов по причине отсутствия  или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных  услуг в многоквартирных или жилых домах, отвечающих условиям  представительности выборки для проведения необходимых измерений,  применялся расчетный метод, при котором нормативы определяются по  формулам, предусмотренным разделом II приложения № 1 (пункты 22, 43  Правил № 306 в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г.). 

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг  и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Постановление № 1498) в Правила № 306 внесены изменения, согласно  которым с 1 января 2017 г. нормативы потребления коммунальных ресурсов в  целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются  только с применением расчетного метода. 


Учитывая, что утвержденные Постановлением № 6-79/тп нормативы  потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в  многоквартирном доме в действующей редакции установлены Постановлением   № 6-66/тп и применяются с 18 августа 2017 г., доводы административных  истцов о допущенных Комитетом нарушениях при выборе метода их  установления правомерно отклонены судом. 

Признавая несостоятельными доводы административных истцов об  определении Комитетом оспариваемых нормативов без учета таких групп  оборудования, как системы противопожарного оборудования и дымоудаления,  дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного  пользования, суд первой инстанции указал, что указанные нормативы  дифференцированы в соответствии с категориями многоквартирных домов,  предусмотренными в таблице 10 приложения № 2 к Правилам № 306, а также  исходя из количества и типов потребляющих электроэнергию оборудования и  устройств, перечисленных в пункте 37 приложения № 1 к названным правилам,  с учетом упомянутых административными истцами групп оборудования,  предусматривая отдельные нормативы как с включением такого оборудования,  так и без него. 

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с данным выводом  суда первой инстанции, поскольку он основан на нормах действующего  законодательства и подтверждается материалами дела. 

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд  первой инстанции, ссылаясь на системное толкование положений  подпункта «б» пункта 41 , абзаца первого пункта 11 Правил № 306, пункта 37  приложения № 1 к Правилам № 306, отклонил доводы административных  истцов о необходимости при определении оспариваемых нормативов учета  сведений по всем без исключения многоквартирным домам на территории  Республики Татарстан, допуская проведение уполномоченным органом при  определении названных нормативов выборочного наблюдения показателей,  используемых в формуле, предусмотренной в пункте 37 приложения № 1  к Правилам № 306, при соблюдении репрезентативности (представительности)  выборки (для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов,  имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень  благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических  условиях) с распространением выводов по выборке на всю генеральную  совокупность, и полагая представленные в Комитет крупными агломерациями  Республики Татарстан сведения по названным категориям домов  достаточными. 

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой  инстанции, поскольку формирование выборки из общего объема генеральной  совокупности многоквартирных домов предусмотрено при определении  нормативов с применением метода аналогов (формула 1 приложения № 1 к  Правилам № 306), тогда как в рассматриваемом случае оспариваемые  нормативы определены с применением расчетного метода, в соответствии с 


изменениями, внесенными в Правила № 306 Постановлением № 1498. 

В соответствии с пунктом 5 Правил № 306 нормативы потребления  коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в  многоквартирном доме определяются в расчете на месяц потребления  соответствующего коммунального ресурса. При выборе единицы измерения  нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего  имущества в многоквартирном доме в отношении электрической энергии  используются следующие показатели: кВт. час на 1 кв. м общей площади  помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме  (подпункт «в» пункта 71 Правил № 306). 

Согласно пункту 43 Правил № 306 и пункту 37 приложения № 1 к  названным правилам определение нормативов потребления коммунальных  ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с  применением расчетного метода производится по формуле 34, в которой  суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт. ч)  соответствующей группой оборудования, входящего в состав общего  имущества в многоквартирных домах, является делимым, а общая площадь  помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, - делителем. 

Таким образом, исходя из содержания формулы 34, при расчете  нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на  общедомовые нужды используется совокупность общих площадей помещений,  входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах  соответствующей категории, и суммарное потребление электрической энергии  оборудованием, относящимся к такому имуществу. 

Согласно положениям пункта 11 Правил № 306 нормативы потребления  коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления  коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в  многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов  и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические  параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных  климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических  параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в  которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные  нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в  соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов,  предусмотренными приложением № 2 к данным правилам. 

При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и  жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень  благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений,  определенными в приложении № 2 к данным Правилам, по решению  уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов  могут быть дополнены. 


Тем самым, по смыслу положений пункта 11 Правил № 306 и пункта 37  приложения № 1 к названным правилам нормативы рассчитываются в  отношении всех домов, к которым предполагается их применить в дальнейшем,  и в расчете должны учитываться данные по всем этим домам; исключений,  допускающих расчет нормативов исходя из данных лишь части домов,  входящих в соответствующую группу, Правила № 306 не содержат. При  различиях в конструктивных и технических параметрах, степени  благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены  многоквартирные дома или жилые дома, при определении норматива  указанные дома не подлежат исключению из расчета, а нормативы потребления  коммунальных ресурсов дифференцируются в соответствии с категориями  домов. 

Как усматривается из протокола рабочего совещания Государственного  комитета Республики Татарстан по тарифам от 27 апреля 2017 г. по вопросу  установления нормативов потребления электрической энергии в целях  содержания общего имущества в многоквартирном доме, заключения по  вопросу установления нормативов потребления электрической энергии в целях  содержания общего имущества в многоквартирном доме, составленного для  внесения изменений в Постановление № 6-79/тп по состоянию  на 1 июня 2017 г., Комитетом были запрошены исходные данные для расчета  нормативов в исполнительных комитетах части муниципальных образований  Республики Татарстан (г. Казань, г. Набережные Челны, г. Бугульма,  г. Альметьевск, г. Елабуга, г. Нижнекамск, г. Чистополь, Зеленодольский  район). 

В результате анализа представленных материалов Комитетом были  исключены некорректные и недостоверные данные, исключены  многоквартирные дома, имеющие отличные от типовых и часто встречающихся  в Республике Татарстан домов конструктивные и технические параметры,  степень благоустройства. В расчете учитывались данные всего по 488  многоквартирным домам (г. Набережные Челны, г. Казань, г. Нижнекамск,  г. Елабуга). 

Кроме того, несмотря на имеющиеся у Комитета данные о  многоквартирных домах, в отношении которых административные истцы  осуществляют управление, регулирующий орган при расчете нормативов  сведения по этим домам не применил. 

Тем самым, Комитетом при определении оспариваемых нормативов  учитывались сведения не по всем многоквартирным домам, входящим в  определенную категорию; расчет нормативов произведен не из всех данных  многоквартирных домов муниципальных образований республики, а лишь по  части; исключены из расчета нормативов многоквартирные дома, имеющие  отличные от типовых и часто встречающихся в Республике Татарстан домов  конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не смотря  на то, что абзацем вторым пункта 11 Правил № 306 закреплено право  уполномоченного органа субъекта Российской Федерации определять иные 


категории жилых помещений, имеющих конструктивные и технические  параметры, отличные от тех, которые перечислены в приложении № 2 к  Правилам № 306. 

Таким образом, устанавливая оспариваемые нормативы для населения в  Республике Татарстан применительно ко всем многоквартирным домам  определенной категории с применением расчетного метода, предполагающего  учет сведений по всем многоквартирным домам этой категории, Комитет  осуществил расчет лишь в отношении 488 многоквартирных домов  (г. Набережные Челны, г. Казань, г. Нижнекамск, г. Елабуга), что противоречит  Правилам № 306 (формула 34). 

Оснований полагать, что изменение количества многоквартирных домов в  расчетах существенно не повлияло на итоговую величину оспариваемых  нормативов, не имеется. 

Доводы административного ответчика о том, что при расчете нормативов  Комитетом не использовались сведения по ряду многоквартирных домов ввиду  предоставления исполнительными комитетами муниципальных образований  Республики Татарстан неполной (противоречивой) информации в отношении  них, не могут быть приняты во внимание, поскольку Правилами № 306  источник получения уполномоченным органом названных сведений,  необходимых для установления нормативов потребления электрической  энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома,  не определен. Уполномоченный орган вправе направлять запросы и получать  необходимые сведения для проведения расчетов, как у органов местного  самоуправления, так и у ресурсоснабжающих и управляющих организаций.  Каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии Комитетом  исчерпывающих мер для получения необходимой информации,  обеспечивающей полноту и правильность произведенных при определении  нормативов расчетов, материалы дела не содержат. 

Фактически при определении оспариваемых нормативов Комитетом был  применен иной метод расчета нормативов, чем это предусмотрено  действующим законодательством. 

Учитывая изложенное, решение суда об отказе в удовлетворении  заявленных требований основано на неправильном определении обстоятельств,  имеющих значение для дела, неправильном толковании и применении норм  материального права, что является основанием для отмены судебного акта  и вынесения нового решения о признании не действующим Постановления   № 6-79/тп в оспариваемой части. 

С учетом положений статьи 215 КАС РФ и разъяснений, содержащихся в  пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании  нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения  законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку  Постановление № 6-79/тп до принятия данного апелляционного определения  применялось и на основании указанного нормативного правового акта были 


реализованы права граждан и организаций, оно подлежит признанию  не действующим в оспариваемой части со дня вступления в силу настоящего  апелляционного определения. 

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 февраля 2019 г.  отменить. 

Принять по делу новое решение, которым признать не действующими с  даты принятия настоящего определения строку шестую пункта 1, строки  четвертую и пятую пункта 2 приложения 3 «Нормативы потребления  электрической энергии в целях содержания общего имущества в  многоквартирном доме» к постановлению Государственного комитета  Республики Татарстан по тарифам от 7 октября 2016 г. № 6-79/тп «Об  утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по  электроснабжению и нормативов потребления электрической энергии в целях  содержания общего имущества в многоквартирном доме населением на  территории Республики Татарстан».

Председательствующий
Судьи