НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 13.09.2019 № 18-АПА19-50

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 18-АПА 19-50

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Москва 13 сентября 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе: 

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е. 

при секретаре Горенко А.А. 

рассмотрела административное дело по административному иску общества с  ограниченной ответственностью «Русь-91» о признании недействующими  пункта 41 819 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в  подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской  Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как  кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента  имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 г.   № 2745 и пункта 38 158 Перечня объектов недвижимого имущества,  указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса  Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется  как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента  имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 г.   № 3008 по апелляционной жалобе общества с ограниченной  ответственностью «Русь-91» на решение Краснодарского краевого суда от  15 апреля 2019 г., которым в удовлетворении административного иска  отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры 


Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего решение суда  подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

Нормативные правовые акты размещены на официальном сайте  департамента имущественных отношений Краснодарского края в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 

В Перечни на 2017 и 2018 годы под пунктами 41819 и 38158  соответственно включено нежилое здание общей площадью 1721,2 кв.м с  кадастровым номером 23:47:0111001:34, расположенное по адресу:  Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Котовского, 6. 

Общество с ограниченной ответственностью «Русь-01» (далее - ООО  «Русь», Общество) обратилось в суд с административным исковым  заявлением о признании недействующими пункта 41 819 Перечня на 2017 год  и пункта 38 158 Перечня на 2018 год, ссылаясь на то, что является  собственником указанного нежилого здания, включение которого в Перечни  на 2017 и 2018 годы неправомерно возлагает на административного истца  обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном  размере.  

Решением Краснодарского краевого суда от 15 апреля 2019 г. в  удовлетворении административного иска отказано. 

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью  «Русь-91» просит решение суда отменить и вынести новое решение об  удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное  применение судом норм материального и процессуального права, неверное  определение обстоятельств, имеющих значение для дела. 

Прокуратурой Краснодарского края и департаментом имущественных  отношений Краснодарского края представлены возражения на  апелляционную жалобу. 


ООО «Русь-91», административный ответчик и заинтересованное лицо  в судебное заседание не явились, своевременно и надлежащим образом  извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. На  основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть  дело в их отсутствие. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  решения суда. 

При рассмотрении данного административного дела суд первой  инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты  приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений  Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме  нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.  Решение суда в указанной части не обжалуется. 

Проверяя соответствие содержания перечней объектов недвижимого  имущества в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим  большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о  правомерности включения здания с кадастровым номером 23:47:0111001:34 в  оспариваемые акты. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации соглашается с указанными выводами суда первой  инстанции. 

Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым  кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской  Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом  Российской Федерации (далее - НК РФ) законами субъектов Российской  Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на  территории соответствующего субъекта Российской Федерации. 

Согласно статье 373 НК РФ налогоплательщиками налога на  имущество организаций признаются организации, имеющие имущество,  признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374  настоящего Кодекса. 

В соответствии со статьей 374 НК РФ объектами налогообложения для  российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на  балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для  ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378,  378.1 и 378.2 настоящего Кодекса. 

В силу статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных  объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая  стоимость с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей,  предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса. 


Законом Краснодарского края от 4 апреля 2016 г. № 3368-КЗ  «Об установлении единой даты начала применения на территории  Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на  имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов  налогообложения» такой датой определено 1 января 2017 года (статья 1). 

Федеральный законодатель указал в статье 378.2 НК РФ, что налоговая  база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого  вида недвижимого имущества, как торговые центры (комплексы) и  помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2  пункта 1). 

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ (в редакции,  действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 года №  401-ФЗ) торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее  нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат  одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному  из следующих условий: 

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным  для использования в целях размещения торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если  назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей  площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с  кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или  документами технического учета (инвентаризации) таких объектов  недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. 

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях  размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или)  объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20  процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. 

Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ (в редакции Федерального  закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части  первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные  законодательные акты Российской Федерации») здание (строение,  сооружение) признается предназначенным для использования в целях  размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или)  объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное 


использование или наименование помещений общей площадью не менее 20  процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в  соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном  реестре недвижимости, или документами технического учета  (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает  размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или)  объектов бытового обслуживания. 

Судом установлено и следует из материалов дела, что принадлежащее  административному истцу здание включено в перечни объектов  недвижимого имущества на основании пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, исходя  из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно  расположено, а также его наименования - «Магазин». При этом данный  объект недвижимости является отдельно стоящим нежилым зданием, которое  расположено на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0204055:14 с  видом разрешенного использования - под существующим зданием магазина. 

Названный вид разрешенного использования земельного участка  предусматривает размещение на нем объекта торговли, следовательно, вывод  суда о том, что указанное в подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ условие  отнесения объекта недвижимости к торговому центру дает основание для  включения его в Перечень, является правильным. 

Земельный кодекс Российской Федерации установил, что правовой  режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной  категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием  территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного  использования из предусмотренных зонированием территорий  самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования,  указав, что виды разрешенного использования земельных участков  определяются в соответствии с классификатором, утвержденным  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по  выработке государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7). 

Приказом Министерства экономического развития Российской  Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов  разрешенного использования земельных участков. 

В названном классификаторе под кодом 4.4 значится вид разрешенного  использования земельного участка «магазины», который предполагает  размещение объектов капитального строительства, предназначенных для  продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м. 

Таким образом, на момент утверждения оспариваемых Перечней,  принадлежащее административному истцу здание, располагалось на  земельном участке, вид разрешенного использования которого  предусматривает размещение на нем магазина и, соответственно, объекта  торговли, следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали правовые 


основания для признания недействующими оспариваемых положений  нормативного правового акта. 

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом  норм материального права, являются несостоятельными, поскольку для  признания включения объекта недвижимости в Перечень законным  достаточно установить его соответствие одному из условий, указанных в  пунктах 3, 4, 4.1 (в отношении отдельно стоящих зданий, строений,  сооружений) или подпункте 2 пункта 1 и пункте 5 (в отношении нежилых  помещений, находящихся вне административно-деловых или торговых  центров) статьи 378.2 НК РФ

Учитывая изложенное, Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что  решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. 

Доводы апелляционной жалобы о недоказанности вида разрешенного  использования земельного участка опровергаются материалами дела.  Согласно выписке из ЕГРН названный выше земельный участок имеет вид  разрешенного использования «под существующим зданием магазина» и в  установленном порядке не изменялся. 

При таком положении суд первой инстанции, оценив все  представленные в материалы дела доказательства, правомерно отказал в  удовлетворении заявленных требований. Оснований для отмены решения  суда не имеется. Нарушения материального и процессуального права, судом  не допущено. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда. 

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 15 апреля 2019 года оставить  без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной  ответственностью «Русь-91» - без удовлетворения. 

Председательствующий