ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 11-АПА19-17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 11 сентября 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова ОН. и Николаевой О.В.
при секретаре Касаткиной В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Челныводоканал» о признании недействующими постановлений Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14 декабря 2018 г. № 10-180/кс «О корректировке на 2019 год долгосрочных тарифов на техническую воду и водоотведение для Общества с ограниченной ответственностью «Челныводоканал», установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14.04.2017 № 10-10/кс», № 10-181 /кс «О корректировке на 2019 год долгосрочных тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение для Общества с ограниченной ответственностью «Челныводоканал», установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16.12.2016 № 10-52/кс»
по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 7 мая 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова ОН., объяснения представителя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царевой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей общества с ограниченной ответственностью «Челныводоканал» Макаровой И.Д. и Федотова Д.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная
коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также - Комитет, тарифный орган) от 14 апреля 2017 г. № 10-10/кс «Об установлении тарифов на техническую воду и водоотведение для Общества с ограниченной ответственностью «Челныводоканал» на 2017-2020 годы» (далее - Постановление № 10-10/кс) для общества с ограниченной ответственностью «Челныводоканал» (далее - ООО «Челныводоканал», Общество) установлены тарифы на техническую воду и водоотведение с календарной разбивкой согласно приложению 1 и долгосрочные параметры регулирования тарифов на техническую воду и водоотведение на 2017-2020 гг. согласно приложению 2.
Постановлением Комитета от 16 декабря 2016 г. № 10-52/кс «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение для Общества с ограниченной ответственностью «Челныводоканал» на 2017-2019 годы» (далее - Постановление № 10-52/кс) для ООО «Челныводоканал» установлены тарифы на питьевую воду, техническую воду и водоотведение с календарной разбивкой согласно приложению 1 и долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение на 2017-2019 гг. согласно приложению 2.
Постановлением Комитета от 14 декабря 2018 г. № 10-180/кс «О корректировке на 2019 год долгосрочных тарифов на техническую воду и водоотведение для Общества с ограниченной ответственностью «Челныводоканал», установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14.04.2017 № 10-10/кс» (далее - Постановление № 10-180/кс) в Постановление № 10-10/кс внесены изменения: приложения 1, 2 изложены в новой редакции.
Постановлением Комитета от 14 декабря 2018 г. № 10-181/кс «О корректировке на 2019 год долгосрочных тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение для Общества с ограниченной ответственностью «Челныводоканал», установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16.12.2016 № 10-52/кс» (далее - Постановление № 10-181/кс) в Постановление № 10-52/кс внесены изменения: приложения 1, 2 изложены в новой редакции.
ООО «Челныводоканал» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Постановления № 10-180/кс и Постановления № 10-181/кс недействующими, ссылаясь на их несоответствие Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также - Основы ценообразования), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». В обоснование указывается на экономическую необоснованность установленных оспариваемыми нормативными правовыми актами тарифов, поскольку
Комитетом неверно определены объемы отпуска воды на питьевое водоснабжение, неправомерно не включена в необходимую валовую выручку (далее также - НВВ) расчетная предпринимательская прибыль и доходы прошлых периодов регулирования (выполнение инвестиционной программы (питьевое водоснабжение)). По мнению административного истца, тарифный орган необоснованно исключил из необходимой валовой выручки амортизационные отчисления по объектам внешних сетей водопровода, канализации и сооружений к ним, сетей освещения, которые были переданы единственным участником ООО «Челныводоканал» - публичным акционерным обществом «КАМАЗ» (далее - ПАО «КАМАЗ») в качестве дополнительного вклада в уставный капитал.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 7 мая 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено: Постановление № 10-180/кс и Постановление № 10-181/кс признаны не действующими с даты вступления в законную силу судебного акта.
В апелляционной жалобе Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Не соглашается с выводом суда о неверном расчете Комитетом величины тарифа на питьевую воду для населения и иных потребителей ввиду неправильного определения расчетного объема воды, отпускаемого новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в 2019 г. Указывает, что расчетная предпринимательская прибыль обоснованно не включена в НВВ Общества на долгосрочный период регулирования 2017-2019 гг. по причине отсутствия расчетов по определению ее величины и отсутствия экономического обоснования. Комитет также полагает, что правомерно исключил из состава НВВ неосвоенные средства инвестиционной программы 2017 г., поскольку проект корректировки инвестиционной программы ООО «Челныводоканал» на 2017-2019 гг. в части мероприятий 2019 г. на согласование не поступал.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и ООО «Челныводоканал» представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с положениями Федерального
закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом (пункты 1.1, 4.4 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 г. № 468 «Вопросы Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам»), в установленной форме, официально опубликованы, и по этим основаниям не оспариваются.
В соответствии с положениями статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифы на водоотведение.
Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а»-«д» пункта 73, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
ООО «Челныводоканал» является гарантирующей организацией и оказывает услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Набережные Челны Республики Татарстан по тарифам, установленным методом индексации Постановлениями № 10-52/кс и № 10-10/кс.
На основании заявления Общества, поступившего в Комитет 26 апреля 2018 г., тарифным органом произведена корректировка долгосрочных
тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение на 2019 г. с применением метода индексации с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов, от их плановых значений; указанная корректировка утверждена на заседании правления Комитета 14 декабря 2018 г.
Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных ООО «Челныводоканал» документов и подготовлены экспертные заключения, согласно которым при установлении тарифов на 2019 г. из необходимой валовой выручки Общества исключены амортизационные отчисления по объектам внешних сетей водопровода, канализации и сооружений к ним, сетей освещения, которые были переданы в качестве дополнительного вклада в уставный капитал ООО «Челныводоканал» его единственным участником - ПАО «КАМАЗ»; не включены в НВВ расчетная предпринимательская прибыль, доходы прошлых периодов регулирования (выполнение инвестиционной программы (питьевое водоснабжение)), а объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в 2019 г., Комитет учел в размере 1866,7 тыс. м3 (с учетом объемов воды, отпускаемой абонентам, подключенным к сетям в 2018 г.) против заявленных Обществом 267,758 тыс. м3.
Разрешая административные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления, поскольку расчет тарифов произведен административным ответчиком с нарушением положений законодательства, регулирующего данные правоотношения, что свидетельствует о противоречии оспариваемых постановлений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушении прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод. Указанные объемы рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года (пункт 29 Основ ценообразования).
Расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг устанавливаются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год, исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и
прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод) (пункт 4 Методических указаний).
Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 Методических указаний, которая включает такие переменные, как объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году, предшествующему году, в котором устанавливается тариф; расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить); планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды.
Расчетные объемы определяются органом регулирования с учетом предоставленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6 (далее - Стандарты), на основе баланса водоснабжения, предоставляемого регулируемой организацией (пункт 5 Методических указаний), а также расчета объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Законом о водоснабжении и водоотведении, с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям (подпункт «з» пункта 17 Правил регулирования тарифов).
Объем отпуска питьевой воды по категориям потребителей на 2019 г. скорректирован Комитетом с учетом фактических показателей по балансу водоснабжения за отчетный период 2017 г., определенных с учетом представленной административным истцом в соответствии со Стандартами информации.
Объем реализации питьевой воды определялся тарифным органом по формулам, изложенным в пункте 5 Методических указаний.
При этом фактический объем отпуска воды за отчетный период (39 327,438 тыс. м3) и темп изменения (снижения) потребления воды (0,0030376) приняты Комитетом в тех же размерах, которые использовались при расчетах Обществом.
При определении расчетного объема воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в 2019 г., Комитет исходил из сведений, предоставленных административным истцом с тарифной заявкой (реестр договоров на технологическое присоединение).
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, при определении расчетного объема воды, отпускаемой новым абонентам, Комитетом были учтены как договоры с подключением новых абонентов в 2019 г., так и договоры с подключением абонентов в 2018 г., что не соответствует приведенным положениям Основ ценообразования и Методических указаний, и повлекло неверный расчет величины тарифа на питьевую воду для населения и иных потребителей.
Соглашается Судебная коллегия и с выводом суда первой инстанции о неправомерности невключения Комитетом в НВВ Общества на 2019 г. расчетной предпринимательской прибыли.
Из пункта 2 Основ ценообразования следует, что расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации является величиной, учитываемой при определении необходимой валовой выручки гарантирующей организации, используемой при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат или метода индексации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования - в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающейся в распоряжении гарантирующей организации и расходуемой ею по своему усмотрению.
В соответствии с пунктом 781 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 472 данного документа.
Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 данного документа (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Согласно положениям пункта 472 Основ ценообразования при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 г. и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации:
являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием;
владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.
Судебная коллегия полагает неправомерным невключение в НВВ Общества на 2019 г. тарифным органом расчетной предпринимательской прибыли, учитывая заявление административным истцом при корректировке тарифов расходов по названной статье, с предоставлением соответствующего
расчета, что подтвердил представитель Комитета в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Положения пункта 47 Основ ценообразования на административного истца в рассматриваемом случае не распространяются.
Согласно пунктам 78% 79 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; не относится к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, которые в течение долгосрочного периода регулирования не подлежат пересмотру; включается в состав необходимой валовой выручки при применении метода индексации, ежегодно корректируемой согласно пункту 80 Основ ценообразования, в соответствии с формулой, установленной в методических указаниях, следовательно, ежегодно пересматривается.
Из пункта 95 Методических указаний, содержащего формулу расчета необходимой валовой выручки, определяемой на 1-й год на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, следует, что НВВ определяется как сумма значений, в числе которых учитывается и расчетная предпринимательская прибыль.
Согласно части 26 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении правоотношения, возникающие в связи с соотнесением размера устанавливаемого тарифа с предельным уровнем изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, подлежат урегулированию уполномоченным органом субъекта Российской Федерации с учетом нормативных правовых актов в данной сфере, предусматривающих, в том числе, возможность установления льготных тарифов, выплаты субсидий в целях возмещения недополученной выручки организациям, осуществляющим деятельность по регулируемым ценам (тарифам).
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, невключение тарифным органом в НВВ Общества на 2019 г. - очередной год долгосрочного периода регулирования расчетной предпринимательской прибыли по той причине, что при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования 2017-2019 гг. расходы по названной статье не были учтены Комитетом ввиду непредставления административным истцом расчетов по определению ее величины и отсутствия экономического обоснования, является неправомерным.
Судебная коллегия полагает правильными выводы суда первой инстанции, признавшего правомерными действия Комитета относительно исключения из НВВ амортизационных отчислений по объектам внешних сетей водопровода, канализации и сооружений к ним, сетей освещения, которые были переданы ПАО «КАМАЗ» - единственным участником ООО «Челныводоканал» в качестве дополнительного вклада в уставный капитал Общества ввиду установленного вступившими в законную силу судебными актами нарушения административным истцом определенного действующим законодательством
порядка ценообразования путем экономически необоснованного увеличения суммы амортизационных отчислений в тарифном предложении. В этой части решение суда первой инстанции сторонами не обжалуется.
Как усматривается из экспертного заключения, тарифный орган исключил из состава НВВ Общества неосвоенные средства инвестиционной программы в 2017 г. ввиду непоступления проекта корректировки инвестиционной программы ООО «Челныводоканал» на 2017-2019 гг. в части мероприятий 2019 г. на согласование.
При этом Комитет сослался на пункт 17 Основ ценообразования, согласно положениям которого в случае если объекты централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, ввод которых в эксплуатацию в соответствии с утвержденной инвестиционной программой был предусмотрен в предыдущий период регулирования, не были введены в эксплуатацию и при этом регулируемая организация не осуществляет их фактическое использование, при установлении тарифов на очередной период регулирования из необходимой валовой выручки исключаются расходы, связанные со строительством, реконструкцией и (или) модернизацией таких объектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым тарифам в истекший период регулирования.
Исключенные расходы подлежат включению в необходимую валовую выручку на период регулирования, следующий за периодом регулирования, в течение которого осуществлен ввод объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию.
Как правильно установлено судом, в соответствии с требованиями Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 641 (далее - Правила), административный истец на основании технического задания на корректировку инвестиционной программы Общества разработал соответствующий проект названной программы на 2018 г. и направил на согласование в Комитет письмом от 22 мая 2018 г.
В ходе согласования проекта корректировки инвестиционной программы последняя была отклонена Комитетом ввиду ряда замечаний.
Письмом от 23 июля 2018 г. на выявленные замечания Обществом в Комитет направлен протокол разногласий, а также информация о переносе срока выполнения мероприятия «Реконструкция отстойников очистных сооружений системы водоснабжения» с 2017 г. на 2019 г. с указанием причин переноса сроков.
Ввиду неполучения административным истцом протокола разногласий к проекту корректировки инвестиционной программы, подписанного руководителем Комитета в семидневный срок, в соответствии с положениями пункта 14 Правил протокол разногласий к проекту был направлен Обществом 2 августа 2018 г. в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерство строительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее - Минстрой Республики Татарстан) на утверждение с протоколом разногласий к проекту корректировки инвестиционной программы без подписи руководителя тарифного органа.
Письмом от 22 августа 2018 г. Минстрой Республики Татарстан направил проект корректировки инвестиционной программы с замечаниями на доработку ООО «Челныводоканал» и после внесения в него административным истцом изменений приказом от 5 октября 2018 г. № 162/о утвердил корректировку инвестиционной программы регулируемой организации на 2017-2019 гг. в части мероприятий 2018-2019 гг.
При этом, поскольку корректировка инвестиционной программы обусловлена не исключением из нее неисполненного Обществом мероприятия «Реконструкция отстойников очистных сооружений системы водоснабжения», запланированного на 2017 г., а переносом срока его выполнения на 2019 г.; утверждена соответствующим приказом уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в предусмотренном Правилами порядке, данный приказ не оспорен и не отменен, является действующим, тарифный орган был с ним ознакомлен, соответственно, правовых оснований для исключения неосвоенных средств инвестиционной программы из состава НВВ Общества у Комитета не имелось.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, аргументированно изложенную в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии оснований не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и согласуются в полной мере с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 7 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи