НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10.10.2019 № 81-АПА19-19

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 81-АПА19-19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 10 октября 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине АО.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по административному исковому заявлению общества с ограниченной  ответственностью «Кузбасская энергокомпания» о признании  недействующим постановления Региональной энергетической комиссии  Кемеровской области от 17 декабря 2018 г. № 567 «О внесении изменений в  постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области  от 01.07.2016 № 95 «Об установлении ООО «Кузбасская Энергокомпания»  долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на  тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на  2016- 2019 годы», в части 2019 года» по апелляционной жалобе  Региональной энергетической комиссии Кемеровской области на решение  Кемеровского областного суда от 8 мая 2019 г., которым административное  исковое заявление удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., объяснения представителя ООО «Кузбасская  Энергокомпания» Шина С.А., представителей Региональной энергетической 


компании Кемеровской области Толкачевой Л.И., Шипачевой Е.Б.,  заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации 

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергокомпания»  обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым  заявлением о признании не действующим постановления Региональной  энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской  области, Комиссия) от 17 декабря 2018 г. № 567 «О внесении изменений в  постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области  от 01.07.2016 № 95 «Об установлении ООО «Кузбасская Энергокомпания»  долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на  тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на  2016-2019 годы» в части 2019 года» со дня принятия. 

Решением Кемеровского областного суда от 8 мая 2019 г.  административное исковое заявление удовлетворено. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комиссия  обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит  указанный судебный акт отменить. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в  соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит  оставлению без изменения исходя из следующего. 

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию  осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г.   № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении),  постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г.   № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе  утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), Правила регулирования  цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования),  Правила установления долгосрочных параметров регулирования  деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской 


Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере  теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые  подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей  8 Федерального закона «О теплоснабжении», Методическими указаниями по  расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения,  утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013  г. № 760-э. 

Согласно подпункту «а» пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении  реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением  установленных названным федеральным законом случаев, при которых  допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора,  в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую  энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию  (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей  организацией в ценовых зонах теплоснабжения, относится к регулируемому  виду деятельности в сфере теплоснабжения, при ведении которой расчеты за  товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам),  подлежащим в соответствии с названным федеральным законом  государственному регулированию. 

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию  (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями  потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом  исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в  сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным)  уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию  (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим  теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования  цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1  части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении). 

Оспариваемое постановление принято РЭК Кемеровской области в  пределах предоставленных полномочий, в установленной форме на  заседании коллегии правления (пункты 1.2, 3.18, 5.2-5.5 Положения о  Региональной энергетической комиссии Кемеровской области,  утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской  области от 6 сентября 2013 г. № 371), опубликовано 18 декабря 2018 г. на  Интернет-сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической  комиссии Кемеровской области» чу\у\у.геско.т, который является  официальным источником опубликования актов Региональной  энергетической комиссии Кемеровской области (пункт 2 постановления  Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. № 218  «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора  Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области, иных  исполнительных органов государственной власти Кемеровской области»). 


Из материалов дела следует, что ООО «Кузбасская Энергокомпания»  осуществляет деятельность по теплоснабжению на территории г. Полысаево  Кемеровской области на основании заключенного с органом местного  самоуправления Полысаевского городского округа концессионного  соглашения от 8 июня 2016 г. № 1 в отношении объектов теплоснабжения,  находящихся в муниципальной собственности. Производственная  деятельность общества регулируется путем установления долгосрочных  тарифов на тепловую энергию методом индексации на долгосрочный период  2016-2019 гг. 

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из  методов регулирования тарифов является метод индексации установленных  тарифов. 

Особенности расчета тарифов с применением метода индексации  установлены пунктами 71-75 Основ ценообразования в сфере  теплоснабжения и главой V Методических указаний. 

На основе заявления общества от 28 апреля 2018 г. орган  регулирования произвел корректировку необходимой валовой выручки и  установил тарифы на тепловую энергию на 2019 год. 

По результатам проведенной экспертизы отдельные расходы,  предлагаемые обществом для включения в необходимую валовую выручку,  исключены как экономически необоснованные. 

При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции  сделал вывод о правильности расчетов органа регулирования и оценки  последним экономической обоснованности заявленных административным  истцом затрат (расходы на топливо на работу котельных при срезке  температурного графика для открытой системы горячего водоснабжения, на  выплату процентов по договорам займа, операционные расходы на оплату  труда с отчислениями, предпринимательская прибыль, а также отдельные  расходы по факту 2017 года). 

В отношении амортизационных отчислений, подлежащих включению в  расчет тарифов на основании итога деятельности регулируемой организации  за 2017 год, суд первой инстанции указал на отсутствие в экспертном  заключении анализа экономической обоснованности амортизации,  невозможность конкретизировать по расчету административного ответчика,  на какие объекты основных средств она начислена, и отсутствие обоснования  ее исключения из необходимой валовой выручки. 

В указанной части выводы суда первой инстанции являются  правильными, соответствуют требованиям действующего федерального  законодательства в сфере теплоснабжения и подтверждаются материалами  дела. 

В соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской  Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы  за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов  изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 


муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных  высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации  (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти  субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, предельные индексы  утверждаются по согласованию с представительными органами  муниципальных образований. 

Необходимость соблюдения предельных индексов обусловлена  ограничением повышения размера вносимой гражданами платы за  коммунальные услуги, предусмотренным названной нормой Жилищного  кодекса Российской Федерации и принятым во ее исполнение  постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г.   № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за  коммунальные услуги в Российской Федерации». 

Установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные  услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги  (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение,  газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду  коммунальных услуг может составить величину, отличную (большую или  меньшую) от утвержденных показателей. 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября  2018 г. № 2490-р утверждены индексы изменения размера вносимой  гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам  Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным  муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019- 2023 годы. 

Из экспертного заключения административного ответчика следует, что  экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования в  связи с ограничением роста платы граждан на 2019 год, в сумме 34 556,57  тыс. руб. (в ценах 2019 года), будут учтены в необходимой валовой выручке  регулируемой организации в последующих периодах регулирования с учетом  процентов и инфляции. 

Судебная коллегия отмечает, что мотивированный расчет превышения  предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за  коммунальные услуги в материалы дела не представлен. В экспертном  заключении в нарушение пункта 29 Правил регулирования соответствующий  экономический анализ не содержится. 

При таких обстоятельствах уменьшение РЭК Кемеровской области  необходимой валовой выручки по этому основанию является  необоснованным. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 


определила:

решение Кемеровского областного суда от 8 мая 2019 г. оставить без  изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии  Кемеровской области - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи