НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 09.10.2019 № 49-АПА19-22

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 49-АПА19-22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 9 октября 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине АО.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по административному исковому заявлению общества с ограниченной  ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» о  признании недействующим постановления Государственного комитета  Республики Башкортостан по тарифам от 4 октября 2017 г. № 156 «Об  установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической  энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями обществом с  ограниченной ответственностью «Энергостройсервис» и обществом с  ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные  электрические сети» по апелляционной жалобе общества с ограниченной  ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» на  решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 апреля 2019 г.,  которым в удовлетворении административного искового заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., объяснения представителей общества с ограниченной  ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети»  Габитова РФ., Лукашова А.В., объяснения представителей Государственного  комитета Республики Башкортостан по тарифам Зиновьевой О.А.,  Фахретдиновой Р.Ш., заключение прокурора Генеральной прокуратуры 


Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Башкирские  распределительные электрические сети» обратилось в суд с  административным исковым заявлением о признании недействующим  постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по  тарифам от 4 октября 2017 г. № 156 «Об установлении индивидуальных  тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов  между сетевыми организациями общество с ограниченной ответственностью  «Энергостройсервис» и общество с ограниченной ответственностью  «Башкирские распределительные электрические сети». 

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 апреля  2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции,  административный истец обратился в Судебную коллегию по  административным делам Верховного суда Российской Федерации с  апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в  соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой  инстанции ввиду следующего. 

Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ  «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов),  надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами  ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике  (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного  регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике  (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением  Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178. 

В силу части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике общими  принципами организации экономических отношений и основами  государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе  соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей  электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных  условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере 


электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования  деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации  принципов, установленных данной нормой. 

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования при  использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат)  регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера  необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую  деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и  расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг)  за расчетный период регулирования. 

Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава  расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их  экономической обоснованности производятся в соответствии с  законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми  актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. 

Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических  указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии,  устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации  необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной  службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э, следует, что на основе  долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений  параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период  регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую  выручку регулируемой организации на каждый год очередного  долгосрочного периода регулирования. 

В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике и  пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования  тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми  Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной  финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги  по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим  на праве собственности или ином законном основании территориальным  сетевым организациям, и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми  организациями. 

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования и пунктом 49  Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на  электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке,  утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа  2004 г. № 20-э/2, индивидуальные тарифы на услуги по передаче  электрической энергии, которые территориальные сетевые организации  оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций  (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между  тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче 


электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической  энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с  учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и  средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций). 

Из материалов дела следует, что ООО «Энергостройсервис»  обратилось в Комитет с заявлением от 27 апреля 2017 г. № 73 об  установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018- 2020 гг. Ранее в отношении общества прекращалось государственное  регулирование тарифов, поэтому заявление организации рассмотрено как  для впервые регулируемой. Тарифы для ООО «Энергостройсервис»  установлены с учетом пункта 18 Правил регулирования. В отношении  организации применен метод экономически обоснованных расходов. 

Согласно пункту 29 Основ ценообразования при определении  фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в  порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен  по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на  очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены  (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному  регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в  результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на  организованных торговых площадках, в том числе биржах,  функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены,  предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о  рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных  средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических  информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. 

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов  определяются с использованием официальной статистической информации. 

В силу пункта 31 Основ при отсутствии нормативов по отдельным  статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок,  основанных на отчетных данных, представляемых организацией,  осуществляющей регулируемую деятельность. 

С учетом того, что для ООО «Энергостройсервис» тарифы не  устанавливались с начала 2017 года, при принятии оспариваемого  нормативного правового акта орган регулирования определял расчетные  значения расходов с использованием официальной статистической  информации и экспертных оценок, основанных на отчетных данных,  представляемых регулируемой организацией. 

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по  электрическим сетям в силу пункта 38 Основ ценообразования является  долгосрочным параметром регулирования и определяется в соответствии с  пунктом 40(1) Основ. 

Уровень потерь электрической энергии территориальной сетевой  организации устанавливается на каждый последующий год долгосрочного 


периода регулирования равным уровню потерь, установленному на первый  год долгосрочного периода регулирования. 

В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования для  территориальных сетевых организаций, при регулировании цен (тарифов)  которых используется метод экономически обоснованных расходов (затрат),  величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим  сетям, учитываемая в указанных ценах (тарифах), определяется в  соответствии с пунктом 40(1) Основ. 

Для территориальных сетевых организаций, расходы которых впервые  учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов на услуги  по передаче электрической энергии, а также для территориальных сетевых  организаций, предыдущий период регулирования которых составил менее 12  месяцев, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по  электрическим сетям должен быть определен исходя из условия  непревышения по соответствующим уровням напряжения нормативов потерь  электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям,  утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации, с учетом  показателей, по которым производится дифференциация нормативов потерь  электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, в  соответствии с методикой определения нормативов потерь электрической  энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной  Министерством энергетики Российской Федерации. 

В составе обосновывающих материалов ООО «Энергостройсервис» в  порядке пункта 57 Методических указаний по расчету регулируемых  тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном  (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по  тарифам от 6 августа 2004 г. № 20-э/2, представило следующие сведения:  расчет технологического расхода электрической энергии (потерь) в  электрических сетях (региональные электрические сети) (Таблица П1.3);  баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН2 и НН (Таблица П1.4);  электрическая мощность по диапазонам напряжения (Таблица П1.5);  структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам  потребителей (Таблица П1.6). 

Комитетом установлено, что регулируемая организация не приобретала  у гарантирующего поставщика ООО «ЭСКБ» в зоне деятельности ООО  «Энергостройсервис» электрическую энергию в целях компенсации  фактических потерь в сетях, поэтому административный ответчик не имел  возможности использовать в своих расчетах соответствующие величины,  установленные договором купли-продажи, который, в свою очередь, с  гарантирующим поставщиком, не заключался. 

Расход технологического расхода электрической энергии (потерь)  произведен Комитетом в соответствии с порядком, определенным  пунктами 38 и 40(1) Основ ценообразования, при этом учтен уровень  фактических потерь электрической энергии при ее передаче по 


электрическим сетям территориальной сетевой организации на  соответствующем уровне напряжения за последний истекший год и  величины отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой  организации за последний истекший год по соответствующему уровню  напряжения. 

В расчете орган регулирования использовал данные об объемах  электрической энергии, отраженные обществом по формам П1.4, П1.5, а  также данные по форме № 46-ЭЭ «Сведения об отпуске (передаче)  электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным  категориям потребителей», содержащей сведения об объеме потерь  электрической энергии. 

Нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по  электрическим сетям территориальных сетевых организаций, утвержденные  действовавшим на момент принятия оспариваемого нормативного правового  акта приказом Минэнерго России от 30 сентября 2014 г. № 674,  использованы органом регулирования с учетом производственного  оборудования соответствующего уровня напряжения (СН2 - 6,48%, НН - 7,27%). 

Уровень потерь по расчету Комитета составил 5,69%. Объем потерь  определен исходя из рассчитанного уровня (процента) потерь 5,69% и  планируемого поступления в сеть 27,26 млн.кВтч. и составил 1,55 кВтч. 

Затраты на покупку технологического расхода (потерь) электроэнергии  рассчитаны исходя из плановой среднегодовой стоимости электрической  энергии, приобретаемой в целях компенсации технологического расхода  (потерь) электроэнергии - ставки на покупку потерь электрической энергии,  принятой в размере 2072,238 руб./МВт* (без НДС), объема технологического  расхода электрической энергии (потерь) в электрических сетях  в размере 1,55 кВтч. 

Доводам о несоответствии информации относительно ставок  технологического расхода потерь, размещенной ООО «Энергостройсервис»  на официальном сайте, тарифному предложению регулируемой организации  - судом первой инстанции дана надлежащая оценка. Доводы, изложенные в  апелляционной жалобе ООО «Башкирские распределительные электрические  сети», выводы суда первой инстанции не опровергают. 

Расчет регулируемой организации расходов на оплату труда признан  экономически необоснованным. Административный ответчик  самостоятельно определил расходы на оплату труда исходя из  представленных документов с учетом пункта 26 Основ ценообразования.  Орган регулирования в том числе принял во внимание объем  обслуживаемого оборудования, условия производства, в частности,  удаленность объектов электросетевого хозяйства, проанализировал расходы  организаций с аналогичной структурой. 

Отчисления на социальные нужды приняты Комитетом исходя из  расчета расходов на оплату труда. 


Поскольку в ходе тарифного регулирования ООО «Энергостройсервис»  подтвердило факт наличия владения организацией на законном основании  объектами электросетевого хозяйства (трансформаторной подстанцией  ЗТП 10/0,4 кВ № 7080 и кабельными линиями в г. Давлеканово) на основании  представленного договора безвозмездного пользования от 1 сентября 2014 г.   № БП-004, административный ответчик, оценив достоверность сведений на  основании Правил регулирования и регламента установления тарифов, в  пределах своей компетенции учел в расчете тарифов указанное имущество.  Исключение экономически необоснованных доходов регулируемой  организации в следующем расчетном периоде регламентировано пунктом 7  Основ ценообразования. 

Расходы на обслуживание и содержание объектов электросетевого  хозяйства, арендуемых у прочих организаций, вопреки доводам  административного истца исключены из необходимой валовой выручки, что  подтверждается экспертным заключением органа регулирования, поэтому  ссылка на пункт 46 Методических указаний по расчету регулируемых  тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном  (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по  тарифам от 6 августа 2004 г. № 20-э/2, является необоснованной. 

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию  административного истца, проверены судом первой инстанции и получили  правильную оценку, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого  судебного акта не имеется. 

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 апреля 2019 г.  оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной  ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» 

без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи