НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 09.10.2019 № 44-АПА19-36

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 44-АПА19-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 9 октября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе Думы Чайковского городского округа на решение  Пермского краевого суда от 17 июня 2019 года об удовлетворении  административного искового заявления исполняющего обязанности  прокурора Пермского края о признании не действующими со дня вступления  решения суда в законную силу пунктов 1.2, 2.2, 2.3 Положения о  компенсации за время осуществления полномочий депутата Чайковской  городской Думы, утвержденного решением Чайковской городской Думы от  23 января 2019 года № 146. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и  обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации 

установила:

решением Чайковской городской Думы от 23 января 2019 года № 146  утверждено Положение о компенсации за время осуществления полномочий  депутата Чайковской городской Думы. 

Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что компенсация за время  осуществления полномочий депутата Чайковской городской Думы  осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты на возмещение  расходов депутатов Чайковской городской Думы, связанных с  осуществлением депутатской деятельности. 


Компенсация депутатам устанавливается в размере 6255 рублей  (пункт 2.2 Положения). Председателю Думы устанавливается доплата  компенсации в размере 8995 рублей (пункт 2.3 Положения). 

Положение опубликовано 25 января 2019 года в официальном  печатном издании - газете «Огни Камы» Вестник местного самоуправления   № 2. 

Исполняющий обязанности прокурора Пермского края обратился в суд  с административным исковым заявлением о признании приведённых выше  пунктов Положения противоречащими статьям 33, 34 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, статье 40 Федерального закона от 6 октября  2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации», статье 8 Закона Пермского края  от 10 мая 2011 года № 767-ПК «О гарантиях осуществления полномочий  депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления в Пермском крае» и пункту 6  статьи 26 Устава Чайковского городского округа. 

Заявление мотивировано тем, что ежемесячная денежная выплата  депутату Чайковской городской Думы, обусловленная периодичностью и  единым для всех, кроме председателя Думы, размером, представляет собой  денежное вознаграждение за осуществление депутатских полномочий и не  несет компенсационный характер, тогда как ежемесячная оплата труда может  быть установлена только депутату, осуществляющему полномочия на  постоянной основе. 

Решением Пермского краевого суда от 17 июня 2019 года заявленные  требования удовлетворены. 

В апелляционной жалобе Дума Чайковского городского округа  (19 июня 2019 года Чайковская городская Дума была переименована)  просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с  нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение  об отказе в удовлетворении заявленных требований. 

Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Пермского края  поданы возражения. 

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации полагает решение суда не подлежащим отмене. 

В силу статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года   № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» депутату, члену выборного органа местного  самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления  обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих  полномочий (часть 1), гарантии осуществления полномочий депутата, члена  выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица  местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных  образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации (часть 5.1). 


Статьёй 8 Закона Пермского края от 10 мая 2011 года № 767-ПК «О  гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа  местного самоуправления, выборного должностного лица местного  самоуправления в Пермском крае» предусмотрено, что уставом  муниципального образования депутату, члену выборного органа, выборному  должностному лицу, осуществляющим полномочия на непостоянной основе,  устанавливается компенсация за время осуществления полномочий за счёт  средств местного бюджета в размере, определённом решением  представительного органа муниципального образования. 

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой  инстанции посчитал заслуживающими внимания доводы прокурора о том,  что оспоренные пункты Положения предусматривают, по сути, не  компенсацию понесенных расходов в связи с депутатской деятельностью, а  ежемесячную выплату депутатам Чайковской городской Думы независимо от  понесённых ими расходов в связи с осуществлением депутатских  полномочий и без представления документов, подтверждающих сумму таких  расходов, а также о том, что выплата, указанная в пункте 1.2 Положения,  хоть и поименована «компенсацией на возмещение расходов, связанных с  осуществлением депутатской деятельности», но фактически с учётом её  безусловности, периодичности и единого для всех размера представляет  собой денежное вознаграждение за осуществление депутатских полномочий. 

Выводы суда согласуются с нормами материального права,  регулирующими спорное правоотношение. 

Федеральный законодатель, наделяя орган местного самоуправления  нормотворческими полномочиями по установлению гарантий осуществления  полномочий депутата, одновременно определил объёмы и границы их  реализации, указав в абзаце первом пункта 5.1 статьи 40 Федерального  закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, что такие гарантии определяются не  произвольно, а в соответствии с федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации. 

Законодатель Пермского края урегулировал установление такой  гарантии осуществления полномочий депутата, как выплата денежных сумм,  с целью компенсировать именно понесённые депутатами расходы. 

Однако оспариваемыми положениями муниципального нормативного  правового акта установлена необоснованная обязанность по выплате  депутатам Чайковской городской Думы ежемесячной денежной суммы, что,  как верно отмечено судом первой инстанции, не соответствует принципу  эффективности использования бюджетных средств. 

Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов,  влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в  апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации,  руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, 


определила:

решение Пермского краевого суда от 17 июня 2019 года оставить без  изменения, апелляционную жалобу Думы Чайковского городского округа - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи

/