НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 04.06.2020 № АПЛ20-88

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АПЛ20-88

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 4 июня 2020 г. 

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в  составе 

председательствующего Манохиной Г.В.,  членов коллегии Зайцева В.Ю., 

ФИО1

при секретаре Шолгиной НИ.  с участием прокурора Степановой Л.Е. 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению общества с ограниченной  ответственностью «Продовольственная безопасность» о признании частично  недействующими пунктов 9, 11 Положения о федеральном государственном  пожарном надзоре в лесах, утверждённого постановлением Правительства  Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476, пункта 81 Административного  регламента исполнения государственной функции по осуществлению  федерального государственного лесного надзора (лесной охраны),  утверждённого приказом Министерства природных ресурсов и экологии  Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. № 233, 

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью  «Продовольственная безопасность» на решение Верховного Суда Российской  Федерации от 29 января 2020 г. по делу № АКПИ19-889, которым в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Манохиной Г.В., объяснения представителя общества с ограниченной  ответственностью «Продовольственная безопасность» ФИО2, 


поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов  апелляционной жалобы представителя Правительства Российской Федерации и  Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации  Сорокина И.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу  необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской  Федерации 

установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г.   № 476 утверждено Положение о федеральном государственном пожарном  надзоре в лесах (далее - Положение), (действует в редакции постановления  Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 г. № 762). 

Нормативный правовой акт размещён на «Официальном интернет- портале правовой информации» (лу\у\у.ргауо.§оу.ш) 10 июня 2013 г.,  опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 17 июня  2013 г., № 24. 

Пунктом 9 Положения предусмотрено, что к отношениям, связанным с  осуществлением государственного надзора, организацией и проведением  проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»  (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), Федерального закона от 21 декабря  1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон   № 69-ФЗ) и Лесного кодекса Российской Федерации. 

Согласно пункту 11 Положения государственный надзор осуществляется  посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных  проверок в соответствии со статьями 9-13 и 14 Федерального закона № 294-ФЗ,  мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных  требований в лесах, а также систематического наблюдения, анализа и  прогнозирования исполнения обязательных требований при осуществлении  юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами  своей деятельности. 

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской  Федерации (далее - Минприроды России) от 12 апреля 2016 г. № 233  утверждён Административный регламент исполнения государственной  функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора  (лесной охраны), (далее - Административный регламент), который  зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 30 августа 2016 г., № 43484 и размещён на «Официальном  интернет-портале правовой информации» (\у\у\у.ргауо.§оу.ги) 31 августа 2016 г. 

Пункт 81 Административного регламента устанавливает, что при  выявлении в ходе проверки или мероприятий по контролю в лесах нарушений 


требований лесного законодательства, за которые предусмотрена  административная ответственность, должностным лицом, осуществляющим  федеральный государственный лесной надзор, возбуждается дело об  административном правонарушении, в установленном законодательством  Российской Федерации порядке. 

Общество с ограниченной ответственностью «Продовольственная  безопасность» (далее также - ООО «Продовольственная безопасность»)  обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным  исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 9, 11  Положения и пункта 81 Административного регламента. В обоснование  заявленного требования ссылалось на противоречие оспариваемых положений  нормативных правовых актов статьям 8, 17 Федерального закона № 294-ФЗ и  на недопустимость применения мер административной ответственности в  рамках мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной  безопасности в лесах, полагая, что такая ответственность может применяться  исключительно в рамках соответствующих проверок при осуществлении  государственного контроля (надзора), муниципального контроля. 

Нарушение своих прав административный истец связывает с тем, что в  рамках осуществления федерального государственного лесного надзора и  федерального государственного пожарного надзора в лесах постановлением  должностного лица Комитета лесного хозяйства Московской области от  1 августа 2018 г. № 03-059/2018 ООО «Продовольственная безопасность»  признано виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в связи с нарушением пункта 9 Правил  пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства  Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417, и ему назначено наказание в  виде административного штрафа. Впоследствии законность данного  постановления была подтверждена различными судебными инстанциями. 

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2020 г. в  удовлетворении административного искового заявления административному  истцу отказано. 

В апелляционной жалобе ООО «Продовольственная безопасность»  просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и  необоснованное, вынести по административному делу новое решение.  Ссылается на недопустимость применения мер административной  ответственности в рамках мероприятий по контролю за соблюдением  требований пожарной безопасности в лесах, в частности при патрулировании,  поскольку возбуждение административного дела возможно исключительно  уполномоченным на составление административного протокола должностным  лицом при проведении соответствующих проверок в рамках Федерального  закона № 294-ФЗ. 

Представитель Минюста России, привлечённого к участию в деле в  качестве заинтересованного лица, в судебное заседание Апелляционной 


коллегии Верховного Суда Российской Федерации не явился, о времени и месте  судебного разбирательства извещён в установленном законом порядке. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской  Федерации оснований для её удовлетворения и отмены решения суда не  находит. 

Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего  исполнительного органа государственной власти определены Федеральным  конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве  Российской Федерации», в силу статьи 23 которого Правительство Российской  Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,  федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных  указов Президента Российской Федерации издаёт постановления и  распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный  характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской  Федерации. 

В силу пункта 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации  установление порядка организации и осуществления федерального  государственного пожарного надзора в лесах относится к полномочиям органов  государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений. 

Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется  уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных  полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального  государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции в  соответствии с названным кодексом и законодательством Российской  Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального  государственного лесного надзора (лесной охраны) в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 97 Лесного кодекса  Российской Федерации). 

Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство  Российской Федерации издало постановление от 5 июня 2013 г. № 476,  которым утвердило оспоренное в части Положение. 

Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает передачу  Российской Федерацией отдельных полномочий органам государственной  власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений,  включая охрану лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности  и тушения лесных пожаров). При этом уполномоченный федеральный орган  исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по  вопросам осуществления переданных органам государственной власти  субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные  регламенты предоставления государственных услуг и исполнения  государственных функций в сфере переданных полномочий (часть 10  статьи 83). 


Минприроды России согласно пункту 1, подпункту 5.2.133 Положения о  данном министерстве, утверждённого постановлением Правительства  Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219, является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере  изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов,  включая леса; самостоятельно принимает нормативные правовые акты по  вопросам осуществления переданных органам государственной власти  субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в  области лесных отношений, в том числе административные регламенты  предоставления государственных услуг и исполнения государственных  функций в сфере переданных полномочий. 

Во исполнение приведённых выше предписаний закона и на основании  предоставленных полномочий приказом Минприроды России от 12 апреля  2016 г. № 233 утверждён Административный регламент. 

Положения Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г.   № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента  Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных  правовых актов федеральных органов исполнительной власти» при издании  Положения и Административного регламента нарушены не были. 

С учётом изложенного выше суд первой инстанции пришёл к  правильному выводу о том, что оспоренные в части нормативные правовые  акты утверждены компетентными органами государственной власти в пределах  предоставленных полномочий с соблюдением формы и порядка введения в  действие. 

На основании пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении  административного дела об оспаривании нормативного правового акта  выясняет соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам,  имеющим большую юридическую силу. 

Эти требования закона были выполнены судом первой инстанции, в  решении суда дан подробный анализ оспариваемых положений нормативных  правовых актов на соответствие нормативным правовым актам, имеющим  большую юридическую силу. 

Федеральный закон № 294-ФЗ регулирует отношения в области  организации и осуществления государственного контроля (надзора),  муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора),  муниципального контроля (часть 1 статьи 1); устанавливает порядок  организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление  государственного контроля (надзора), муниципального контроля (пункт 1  части 2 статьи 1). 

В пункте 17 части 4 статьи 1 названный закон предусматривает, что при  осуществлении определённых видов государственного контроля (надзора), в 


частности федерального государственного пожарного надзора, особенности  организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета,  оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения,  уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования  проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут  устанавливаться другими федеральными законами. 

Федеральный закон № 69-ФЗ определяет общие правовые, экономические  и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской  Федерации, регулирует в этой области отношения между органами  государственной власти, органами местного самоуправления, общественными  объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в  том числе индивидуальными предпринимателями. 

Раскрывая основные понятия, применяемые в указанных выше целях,  Федеральный закон № 69-ФЗ определяет, что федеральный государственный  пожарный надзор - это деятельность уполномоченных федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской  Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также  подведомственных им государственных учреждений, направленная на  предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и  гражданами требований, установленных законодательством Российской  Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения  проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых  (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков,  продаваемой пожарно-технической продукции, проведения мероприятий по  контролю на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ,  при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации  взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия  предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по  пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность  указанных уполномоченных органов государственной власти по  систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной  безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных  требований при осуществлении организациями и гражданами своей  деятельности (абзац двенадцатый статьи 1). 

Таким образом, государственный надзор включает как организацию и  проведение проверок деятельности организаций и граждан, состояния  используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий,  земельных участков, так и проведение мероприятий по контролю на лесных  участках. 

К отношениям, связанным с осуществлением федерального  государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с  частью 1 статьи б1 названного федерального закона применяются положения  Федерального закона № 294-ФЗ с учётом особенностей организации и  проведения проверок, установленных данной статьёй и включающих 


применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется  отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определённой  категории риска, в том числе с учётом результатов независимой оценки  пожарного риска (аудита пожарной безопасности), предусмотренной  Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о  требованиях пожарной безопасности», если независимая оценка пожарного  риска (аудит пожарной безопасности) проводилась. Согласно части 8 названной  нормы закона мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной  безопасности в лесах проводятся должностными лицами органов  государственного надзора, уполномоченными на осуществление федерального  государственного лесного надзора (лесной охраны), на основании плановых  заданий. 

К числу мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется  взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа  муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями, Федеральный закон № 294-ФЗ относит плановые  (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных  средств, административные обследования объектов земельных отношений,  исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды  (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного  экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в  порядке, установленном законодательством Российской Федерации, другие  виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными  законами (часть 1 статьи 83). 

Пункт 9 Положения перечисляет законодательные акты, которые  подлежат применению к отношениям, связанным с осуществлением  государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей - Федеральный закон № 294-ФЗ,  Федеральный закон № 69-ФЗ и Лесной кодекс Российской Федерации. 

Пункт 11 Положения содержит перечень мероприятий по контролю за  соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в лесах. 

Приведя в решении подробный анализ законодательства, регулирующего  правоотношения в рассматриваемой сфере, и отказывая в удовлетворении  заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что  каких-либо предписаний, противоречащих федеральному законодательству,  регулирующему правоотношения в рассматриваемой сфере, пункты 9 и 11 не  содержат. Оспоренные правовые нормы Положения соответствуют  законодательству о пожарной безопасности, лесному законодательству,  законодательству в области организации и осуществления государственного  контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  контроля (надзора), муниципального контроля. 

Под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной)  Лесной кодекс Российской Федерации понимает деятельность уполномоченных  федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти 


субъектов Российской Федерации, направленную на предупреждение,  выявление и пресечение нарушений органами государственной власти,  органами местного самоуправления, юридическими лицами, их  руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными  предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами  требований, установленных данным кодексом, другими федеральными  законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными  правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования,  охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и  проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в  лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации  мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и  деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по  систематическому наблюдению за исполнением требований лесного  законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения  требований лесного законодательства при осуществлении органами  государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими  лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей  деятельности (часть 1 статьи 96). 

При этом поводом к возбуждению дела об административном  правонарушении является непосредственное обнаружение должностными  лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных  правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события  административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях). 

Правомочия должностных лиц государственных учреждений,  осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную  охрану) и пожарный надзор в лесах, составлять протоколы об  административных правонарушениях определены статьями Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности  пунктами 8, 9 части 5 статьи 28.3. 

Оспоренное правовое регулирование в пункте 81 Административного  регламента, предусматривающее полномочие должностного лица,  осуществляющего государственный лесной надзор, возбуждать дело об  административном правонарушении в установленном законодательством  Российской Федерации порядке, также соответствует лесному  законодательству, законодательству об административных правонарушениях. 

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу,  который бы по-иному регулировал вопросы привлечения к ответственности за  нарушение лесного законодательства, не имеется. 

Довод в апелляционной жалобе о том, что применение мер  административной ответственности уполномоченным на составление  административного протокола должностным лицом возможно исключительно  при проведении соответствующих проверок на основании 


статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ, а не в рамках иных мероприятий по  контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах, в  частности при патрулировании, основан на неверном толковании норм  материального права, поскольку меры, принимаемые должностными лицами  органа государственного надзора (контроля) в отношении фактов нарушений,  выявленных при проведении проверки, в рамках названной выше статьи закона  не исключают полномочия должностных лиц по делам об административных  правонарушениях при проведении других видов и форм мероприятий по  контролю за соблюдением обязательных требований в лесах. 

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения  административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд  принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если  оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся  соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую  юридическую силу. 

Установив, что какому-либо федеральному закону или иному  нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу,  оспоренное правовое регулирование, осуществлённое в установленном законом  порядке, не противоречит, суд первой инстанции правомерно отказал  административному истцу в удовлетворении заявленных требований. 

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы  суда о законности пунктов 9, 11 Положения и пункта 81 Административного  регламента, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется. 

Несогласие ООО «Продовольственная безопасность» с привлечением к  административной ответственности за нарушение правил пожарной  безопасности в лесах в рамках конкретного дела об административном  правонарушении, на что административный истец указывает в апелляционной  жалобе, само по себе не может свидетельствовать о неоднозначности  толкования оспоренных по данному административному делу правовых норм и  о незаконности обжалованного решения суда, которым в порядке абстрактного  нормоконтроля проверялось и было подтверждено соответствие оспоренного  правового регулирования нормативным правовым актам, имеющим большую  юридическую силу. 

Положения оспариваемых предписаний не допускают какой-либо  двусмысленности, отвечают общеправовому критерию формальной  определённости, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и  судом. 

Судом первой инстанции не установлено, что по своему содержанию  оспариваемые положения допускают неоднозначное толкование в  правоприменительной практике, поэтому оснований для применения  положений части 3 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации о необходимости указания в решении на то, что  применение на практике оспариваемого положения нормативного правового  акта не соответствует истолкованию, выявленному судом, не имелось. 


Указания в апелляционной жалобе на необоснованность обжалованного  решения суда ошибочны, так как при рассмотрении и разрешении  административного дела судом первой инстанции правильно были определены  обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в решении  приведены и в системе проанализированы нормы права, подлежащие  применению в данном деле, а выводы суда, изложенные в решении,  соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. 

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм  процессуального права и при правильном применении норм материального  права. Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в  апелляционном порядке не имеется. 

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия  Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2020 г.  оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной  ответственностью «Продовольственная безопасность» - без удовлетворения. 

Председательствующий Г.В. Манохина  Члены коллегии В.Ю. Зайцев 

ФИО1