НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 03.06.2021 № АПЛ21-170

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АПЛ21-170

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 3 июня 2021 г. 

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в  составе 

председательствующего Манохиной Г.В.,  членов коллегии Зайцева В.Ю., 

ФИО1

при секретаре Шолгиной Н.И.  с участием прокурора Власовой Т.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению ФИО2,  ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11,  ФИО12, ФИО13, ФИО14 о признании частично недействующим абзаца второго  главы VII приложения № 1 к приложению № 2 к приказу Министра обороны  Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда  гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций  Вооружённых Сил Российской Федерации» 

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской  Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 марта  2021г. по делу № АКПИ20-1011, которым административное исковое  заявление удовлетворено. 


Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зайцева В.Ю., объяснения представителей Министерства обороны Российской  Федерации Носенко ВО., Леонтьева С.С. и Качалова Е.В., поддержавших  доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей  апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

Министром обороны Российской Федерации издан приказ  от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского  персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил  Российской Федерации» (далее - Приказ). 

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции  Российской Федерации (далее также - Минюст России) 28 ноября 2019 г.   № 56650, размещён на «Официальном интернет-портале правовой  информации» ( № р:/Лу\у\у.ргауо.§оу.т) 29 ноября 2019 г. 

Абзацем вторым главы VII приложения № 1 к приложению № 2 к  Приказу Пинежский район Архангельской области отнесён к районам, где к  заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций  применяется коэффициент 1,30. 

Работники военного комиссариата Пинежского района Архангельской  области ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5,  ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9,  ФИО10, ФИО18, ФИО12, ФИО13, ФИО14  обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным  исковым заявлением, в котором просили признать недействующим абзац  второй главы VII приложения № 1 к приложению № 2 к Приказу.  Административные истцы ссылались на то, что в оспариваемой части Приказ  устанавливает районный коэффициент в размере 1,3, а это противоречит  статьям 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлению  Правительства РСФСР от 27 ноября 1991 г. № 25 «Об отнесении городов и  районов Архангельской области к районам Крайнего Севера и местностям,  приравненным к районам Крайнего Севера», распоряжению Президента  Российской Федерации от 24 апреля 1993 г. № 293-рп, распоряжению  Правительства Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 176-р  «О дополнении к постановлению Правительства РСФСР от 27 ноября 1991 г.   № 25», а также иным нормативным правовым актам, имеющим большую  юридическую силу, и нарушает их трудовые права, так как Пинежский район  Архангельской области отнесён к районам Крайнего Севера и к нему должен  применяться районный коэффициент 1,4. 


В заявлении указано, что до вступления в силу Приказа  административные истцы получали заработную плату с учётом районного  коэффициента 1,4, но после 11 декабря 2019 г. военный комиссариат  Архангельской области уведомил их, что районный коэффициент изменился  с 1,4 до 1,3, в результате чего заработная плата уменьшилась на 10%. 

В суде первой инстанции представители Министерства обороны  Российской Федерации (далее также - Минобороны России) возражали против  удовлетворения заявленных требований, полагая, что оспариваемый в части  Приказ издан в пределах полномочий федерального органа исполнительной  власти, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и  законные интересы административных истцов. 

Представитель заинтересованного лица - Министерства юстиции  Российской Федерации просил административный иск удовлетворить,  пояснив, что оплата на работах в местностях с особыми климатическими  условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных  трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами,  содержащими нормы трудового права. 

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 марта 2021 г.  административное исковое заявление ФИО2 и других удовлетворено. 

Не согласившись с таким решением, Министерство обороны Российской  Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и  принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в  связи с неправильным применением судом норм материального и норм  процессуального права. 

В суд апелляционной инстанции административные истцы,  представитель Минюста России не явились, о месте и времени судебного  заседания извещены в установленном законом порядке. В письменных  возражениях на апелляционную жалобу административные истцы просят в её  удовлетворении отказать, считая доводы административного ответчика  несостоятельными, а решение суда первой инстанции законным и  обоснованным; ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие. 

Минюст России направил в адрес Апелляционной коллегии письмо, в  котором поддержал свою позицию по данному делу, изложенную в суде  первой инстанции, просил рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя  и оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу  административного ответчика без удовлетворения. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда  Российской Федерации оснований для её удовлетворения и отмены  обжалуемого судебного решения не находит. 

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации основанием для признания  нормативного правового акта не действующим полностью или в части 


является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему  большую юридическую силу. 

Проанализировав содержание оспариваемого положения Приказа, суд  первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что такие  основания для удовлетворения заявленного требования по настоящему делу  имеются. 

Подпунктом «в» пункта 8 постановления Правительства Российской  Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты  труда работников федеральных бюджетных, автономных и казённых  учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского  персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных  органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и  приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе  Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных  государственных учреждений» федеральным органам исполнительной власти,  в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба,  делегированы полномочия по утверждению условий, размеров и порядка  осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу  в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера,  утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития  Российской Федерации, но не ниже размеров, установленных в соответствии с  законодательством. 

Проанализировав приведённые в решении нормы Положения о  Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом  Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, суд первой  инстанции сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемый в части  Приказ издан Министром обороны Российской Федерации в рамках его  компетенции, порядок принятия, государственной регистрации и  официального опубликования также соблюдён. 

В то же время с доводом апелляционной жалобы о том, что  оспариваемое положение Приказа соответствует нормативным правовым  актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает трудовые права  административных истцов, согласиться нельзя. 

С целью компенсировать отрицательные последствия отклонения  условий работы от нормальных и предоставить право на справедливую  заработную плату труд работников, занятых на работах в местностях с  особыми климатическими условиями, согласно части 2 статьи 146 Трудового  кодекса Российской Федерации, оплачивается в повышенном размере. 

В силу статей 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации оплата  труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,  осуществляется с применением районного коэффициента и процента надбавок  к заработной плате. Размер районного коэффициента и порядок его  применения для расчёта заработной платы работников организаций, 


расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним  местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей  для целей предоставления гарантий и компенсаций также устанавливается  Правительством Российской Федерации (статья 2 Закона Российской  Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и  компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего  Севера и приравненных к ним местностях»). 

В связи с тем, что Правительство Российской Федерации данное  полномочие не реализовало, суд первой инстанции правильно  руководствовался частью 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской  Федерации, согласно которой впредь до приведения законов и иных  нормативных правовых актов, действующих на территории Российской  Федерации, в соответствие с данным кодексом законы и иные правовые акты  Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные  правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской  Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией  Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР  от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании  Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку  они не противоречат названному кодексу. 

Пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации  от 29 января 1992 г. № 176-р «О дополнении к постановлению Правительства  РСФСР от 27 ноября 1991 г. № 25» с 1 января 1992 г. введён единый районный  коэффициент на территориях Архангельской области, отнесённых к районам  Крайнего Севера, в размере 1,4.  

Согласно распоряжению Президента Российской Федерации  от 24 апреля 1993 г. № 293-рп Пинежский район Архангельской области  отнесён к районам Крайнего Севера. 

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных  к районам Крайнего Севера, определён постановлением Совета Министров  СССР от 3 января 1983 г. № 12 «О внесении изменений и дополнений  в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к  районам Крайнего Севера, утверждённый постановлением Совета Министров  СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029» (с последующими изменениями и  дополнениями). Распоряжением Совета Министров - Правительства  Российской Федерации от 12 июля 1993 г. № 1245-р данный перечень  дополнен положением об отнесении Пинежского района Архангельской  области к районам Крайнего Севера. 

Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, суд  первой инстанции правомерно учёл положения статьи 349 Трудового кодекса  Российской Федерации, согласно которой на работников, заключивших  трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных  образовательных организациях высшего образования и военных 


профессиональных образовательных организациях, иных организациях  Вооружённых Сил Российской Федерации, федеральных органов  исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых  законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а  также на работников, проходящих заменяющую военную службу  альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое  законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с  особенностями, установленными данным кодексом, другими федеральными  законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,  а также подпункта «в» пункта 8 постановления Правительства Российской  Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты  труда работников федеральных бюджетных, автономных и казённых  учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского  персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных  органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и  приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе  Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных  государственных учреждений», предусматривающего, что утверждая условия,  размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера  гражданскому персоналу, федеральные органы исполнительной власти, в  которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба,  должны исходить из того, что размеры этих выплат не могут быть ниже  размеров, установленных в соответствии с законодательством. 

Проанализировав действующее законодательство, регулирующее  рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции правильно  установил, что Пинежский район Архангельской области отнесён к районам  Крайнего Севера, на территории которого введён единый районный  коэффициент в размере 1,4, что не согласуется с размером районного  коэффициента в размере 1,30 к заработной плате гражданского персонала  воинских частей и организаций Пинежского района Архангельской области,  установленным оспариваемым Приказом. При таких обстоятельствах,  руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, суд принял законное и  обоснованное решение об удовлетворении административного искового  заявления административных соистцов. При этом суд правильно указал в  мотивировочной части решения на то, что Приказ в оспариваемой части  подлежит признанию не действующим, как нарушающий права работников на  оплату труда, со дня его вступления в силу - с 10 декабря 2019 г., поскольку  именно с этой даты оспариваемое предписание не соответствовало  нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. 

Учитывая, что по смыслу пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной  части решения суда по административному делу об оспаривании  нормативного правового акта должно содержаться указание на признание 


оспариваемой нормы правового акта не действующей полностью или в части с  даты, отражённой в мотивировочной части решения, суд апелляционной  инстанции полагает необходимым изменить резолютивную часть обжалуемого  решения, согласовав его с мотивировочной частью данного решения. 

Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправильно определил  обстоятельства, имеющие значение для административного дела,  несостоятелен. 

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении  административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд  выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы  административного истца или лиц, в интересах которых подано  административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных  правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации,  должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и  вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать  нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого  нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых  актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной  регистрации (если государственная регистрация данных нормативных  правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и  вступления их в силу. 

При рассмотрении настоящего дела все указанные обстоятельства судом  первой инстанции были в полном объёме выполнены. 

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд признал недействующим  весь абзац оспариваемого положения, устанавливающий районный  коэффициент на территории Лешуконского, Онежского, Приморского,  Холмогорского и Пинежского районов Архангельской области, в то время как  административными истцами данное положение оспаривалось лишь в части  Пинежского района, и суд не исследовал применение Приказа в части  установления районного коэффициента на территории иных районов  Архангельской области, не соответствует действительности и противоречит  содержанию решения суда, из которого следует, что разрешён вопрос лишь в  части районного коэффициента на территории Пинежского района  Архангельской области. 

Вопреки доводам административного ответчика каких-либо норм  материального права и норм процессуального права при вынесении  обжалуемого решения судом первой инстанции не допущено. 

Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в  апелляционном порядке не имеется. 


Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия  Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 марта 2021 г.  изменить, изложив абзац второй резолютивной части данного решения в  следующей редакции: «признать не действующим с 10 декабря 2019 г. абзац  второй главы VII приложения № 1 к приложению № 2 к приказу Министра  обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе  оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и  организаций Вооружённых Сил Российской Федерации», предусматривающий  применение коэффициента 1,30 к заработной плате гражданского персонала  воинских частей и организаций в Пинежском районе Архангельской области. 

В остальной части названное решение оставить без изменения,  апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без  удовлетворения. 

Председательствующий Г.В. Манохина  Члены коллегии В.Ю. Зайцев 

ФИО1