НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 02.10.2019 № 49-АПА19-31

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 49-АПА 19-31

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 2 октября 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Калининой Л.А.,
судей Горчаковой ЕВ. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Виноградовой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционным жалобам Правительства Республики Башкортостан,  Министерства земельных и имущественных отношений Республики  Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1  июля 2019 года об удовлетворении административного искового заявления  общества с ограниченной ответственностью «НИПИ «НЕФТЕГАЗ» о  признании недействующим пункта 704 Перечня объектов недвижимого  имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется  как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением  Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л.А., объяснения представителя общества с ограниченной  ответственностью «НИПИ «НЕФТЕГАЗ» Матвеева А.Ю., возражавшего  относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А.,  полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим  отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

установила:

постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24  декабря 2018 года № 636 утвержден перечень объектов недвижимого  имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется  как их кадастровая стоимость. 


В пункт 704 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в  отношении которого в 2019 году налоговая база определяется как его  кадастровая стоимость включено нежилое здание с кадастровым номером  02:46:090407:1101, расположенное по адресу: Республика Башкортостан,  Туймазинский район, село Кандры, переулок Чапаева, дом 1. 

Общество с ограниченной ответственностью «НИПИ «НЕФТЕГАЗ»,  являясь собственником данного здания, обратилось в Верховный Суд  Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о  признании недействующим указанного выше пункта, указывая, что нежилое  здание с кадастровым номером 02:46:090407:1101, не обладает  предусмотренными статьёй 3782 Налогового кодекса Российской Федерации  и статьёй 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года № 43- з «О налоге на имущество организаций» признаками объектов, в отношении  которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется  исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в Перечень на  2019 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность  по уплате налога в завышенном размере. 

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 июля 2019  года административное исковое заявление удовлетворено. 

В апелляционных жалобах Правительство Республики Башкортостан и  Министерство земельных и имущественных отношений Республики  Башкортостан просят решение суда отменить, принять новое решение об  отказе в удовлетворении заявленных требований. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,  судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации считает решение суда первой инстанции не  подлежащим отмене. 

Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество  организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве  которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьёй 3782  Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение  предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого  имущества включаются в том числе административно-деловые центры и  торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1  статьи 3782). 

В целях статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации  административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое  здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному  или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из  следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на  земельном участке, один из видов разрешенного использования которого  предусматривает размещение офисных зданий делового, административного  и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378 ); здание  (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически 


используется в целях делового, административного или коммерческого  назначения. При этом здание (строение, сооружение) признаётся  предназначенным для использования в целях делового, административного  или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое  использование или наименование помещений общей площадью не менее 20  процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в  соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном  реестре недвижимости, или документами технического учёта  (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает  размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая  централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч,  офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3 статьи 3782). 

Законом Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года № 43-з «О  налоге на имущество организаций» к объектам недвижимого имущества, в  отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая  стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и  торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. м и  помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном  управлении органов государственной власти и органов местного  самоуправления, автономных, бюджетных и казённых учреждений), если  соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением  многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов  разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных  зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений),  расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования  которых предусматривает размещение промышленных или  производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых  объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания,  или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены  для использования в целях делового, административного или коммерческого  назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1 статьи 2.1);  отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью  свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях  делового, административного или коммерческого назначения, а также в  целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и  (или) объектов бытового обслуживания (пункт 3 статьи 2.1). 

Как усматривается из материалов дела здание с кадастровым номером  02:46:090407:1101 включено в пункт 704 Перечня на 2019 год по критерию,  предусмотренному подпунктом 2 пункта 3 статьи 378 Налогового кодекса  Российской Федерации, поскольку по сведениям из ЕГРН здание имеет  наименование «административный корпус». 

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил  из того, что признать принадлежащее административному истцу здание 


объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется  исходя из его кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешённого  использования земельного участка, ни фактическое использование, ни,  вопреки доводам административного ответчика, его предназначение. 

Судом верно отмечено в решении, что расположение здания общей  площадью 3463,3 кв. м на земельном участке с кадастровым номером  02:65:020248:14, вид разрешенного использования которого «для  обслуживания производственной базы», не позволяет сделать однозначный  вывод о размещении на нём объектов в целях, указанных в статье 3782  Налогового кодекса Российской Федерации, и как следствие диктует  необходимость фактического обследования здания. 

Между тем доказательств, подтверждающих факт проведения в  отношении здания до включения его в Перечень мероприятий по  определению вида фактического использования в соответствии с Порядком  определения вида фактического использования зданий (строений,  сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного  постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018  года № 233, Правительством Республики Башкортостан суду не  представлено, несмотря на то, что обязанность доказать законность  включения объекта в Перечень, представление относимых и допустимых  доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие здания  условиям, определённым Налоговым кодексом Российской Федерации, и  необходимых для включения объекта в Перечень, процессуальным законом  возложена на административного ответчика. 

Судебная коллегия соглашается с суждениями суда первой инстанции,  что указание в Едином государственном реестре недвижимости на  наименование здания - «административный корпус» также недостаточно для  отнесения его к административно-деловому центру без установления  помещений, площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания,  назначение, разрешённое использование или наименование которых в  соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном  реестре недвижимости, или документами технического учёта  предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной  инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты  для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), которыми суд  также не располагает. 

Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела,  основаны на доказательствах, оценённых судом по правилам статьи 84  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и  согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное  правоотношение, в связи с чем нет поводов для отмены правильного по  существу решения. 

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих  безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционных 


жалобах не приводится, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308,  309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, 

определила:

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 июля 2019  года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства  Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных  отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.