НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 02.09.2019 № 92-АПА19-10

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 92-АПА19-10

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 2 сентября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.
судей Кириллова В.С. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе Ооржака Андриана Шериг-ооловича на решение  Верховного Суда Республики Тыва от 14 августа 2019 года, которым  отказано в удовлетворении его административного иска о признании  незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии  города Кызыла от 1 августа 2019 года № 75/468-4 «О регистрации  Монгуш Владимира Владимировича кандидатом в депутаты Верховного  Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Восточному  одномандатному избирательному округу № 6, выдвинутого региональным  отделением политической партии «Российская партия пенсионеров за  социальную справедливость» в Республике Тыва». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Кириллова В.С, объяснения представителя Ооржака А.Ш. - Вахрушева С А.,  поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против  удовлетворения апелляционной жалобы представителя территориальной  избирательной комиссии города Кызыла - Щегонина А.М. и представителей  Монгуша В.В. - Кошелева А.В. и Ворожцова Е.В., представляющего также  региональное отделение политической партии «Российская партия 


пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Тыва, заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Берниковой Н.В., Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от  5 июня 2019 года № 2252 ПВХ-П на 8 сентября 2019 года назначены выборы  депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего  созыва. 

Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 8 июня  2019 года № 55/278-7 на территориальную избирательную комиссию города  Кызыла возложены полномочия окружной избирательной комиссии по  выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва  третьего созыва по Восточному одномандатному избирательному округу   № 6. 

Решением территориальной избирательной комиссии города Кызыла от  1 августа 2019 года № 75/468-4 Монгуш ВВ., выдвинутый региональным  отделением политической партии «Российская партия пенсионеров за  социальную справедливость» в Республике Тыва, зарегистрирован  кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва  третьего созыва по Восточному одномандатному избирательному округу   № 6. 

Ооржак А.Ш., зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же  избирательному округу, обратился в суд с административным иском о  признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной  комиссии города Кызыла от 1 августа 2019 года № 75/468-4 «О регистрации  Монгуш Владимира Владимировича кандидатом в депутаты Верховного  Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Восточному  одномандатному избирательному округу № 6, выдвинутого региональным  отделением политической партии «Российская партия пенсионеров за  социальную справедливость» в Республике Тыва». 

В обоснование заявленных требований административный истец указал  на то, что кандидат не представил в избирательную комиссию по  установленной форме документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33  Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации»; не представил список лиц, осуществлявших сбор подписей  избирателей, отвечающий по форме и содержанию требованиям, указанным в  части 4 статьи 37, части 2.1 статьи 40 Закона Республики Тыва № 1031 ВХ-1  «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва»;  не представил подписные листы, отвечающие требованиям к форме,  установленной в приложении № 5 к Федеральному закону от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на 


участие в референдуме граждан Российской Федерации»; кандидатом были  представлены подписные листы с недействительными подписями  избирателей, количество которых не позволяло избирательной комиссии  принять решение о регистрации кандидата; не представил в установленном  порядке документы, поименованные и соответствующие требованиям к  форме и содержанию, которые установлены частью 3 статьи 39 и статьей 40  Закона Республики Тыва № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного  Хурала (парламента) Республики Тыва»; не были соблюдены требования к  выдвижению кандидата, предусмотренные Федеральным законом от 11 июля  2001 года № 95-ФЗ «О политических, партиях». 

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 14 августа 2019 года в  удовлетворении административного иска отказано. 

В апелляционной жалобе Ооржак А.Ш. просит решение суда отменить,  как постановленное с нарушением норм материального и процессуального  права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных  административных исковых требований. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции  подлежащим отмене как основанное на неправильном истолковании норм  материального права. 

Правовой основой регулирования отношений, связанных с  осуществлением конституционного права граждан избирать и быть  избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон  от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). 

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года   № 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется  соответствующей избирательной комиссией при наличии документов,  указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав  городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33  настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом  документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию  для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при  наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в  поддержку выдвижения кандидата. 

Как следует из материалов административного дела и установлено  судом первой инстанции, кандидатура Монгуш ВВ. была выдвинута в  составе списка кандидатов по Восточному одномандатный избирательный  округ № 6 с соблюдением процедуры выдвижения кандидатов и при наличии  необходимого кворума, что следует из протокола общего собрания  регионального отделения политической партии «Российская партия 


пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Тыва от 9 июля  2019 года. 

Монгуш ВВ. подал в избирательную комиссию заявление о согласии  баллотироваться, в котором указал все предусмотренные законом сведения, в  том числе о его членстве в политической партии «Российская партия  пенсионеров за социальную справедливость». 

Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Монгуш ВВ.  представил: копию паспорта; копию документа о профессиональном  образовании; документ о принадлежности кандидата к политической партии;  сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем  кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах;  сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним  детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории  Российской Федерации; сведения о расходах кандидата, а также о расходах  супруга кандидата и его несовершеннолетних детей по каждой сделке по  приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости,  транспортного средства, ценных бумаг, акций; фотографию, а также  представил: подписные листы в папке на 127 листах с 409 подписями;  протокол об итогах сбора подписей избирателей; список лиц,  осуществляющих сбор подписей; договор об открытии специального  избирательного счета; выписку из счета; уведомление об отсутствии счетов  (вкладов) в иностранных банках; первый финансовый отчет и флешку. 

Оценив представленные документы и исследовав подписные листы,  суд пришел к выводу об отсутствии нарушений кандидатом федерального и  регионального избирательного законодательства, признал недостоверными и  недействительными 20 подписей избирателей, в связи с чем не усмотрел  оснований для отмены решения избирательной комиссии о регистрации  кандидата. 

Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не  требуется повторного указания в подписных листах сведений о  принадлежности кандидата к политической партии, поскольку такие  сведения уже отражены кандидатом при указании на региональное отделение  политической партии, от которой он выдвинут. Кроме того, суд посчитал, что  данные доводы административным истцом были заявлены в судебном  заседании 13 августа 2019 года, то есть за пределами пресекательного  десятидневного срока, установленного частью 4 статьи 240 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации. 

Между тем, Судебная коллегия не может согласиться с приведенными  выводами суда первой инстанции исходя из следующего. 

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации  кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это  решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 2426 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований,  предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом. 


Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается  уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая,  предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона,  считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата,  предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после  поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о  согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с  обязательством в случае его избрания прекратить деятельность,  несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной  должности. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к  политической партии либо не более чем к одному иному общественному  объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня  голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой  политической партии, этом общественном объединении при условии  представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные  сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии,  иного общественного объединения либо уполномоченным лицом  соответствующего структурного подразделения политической партии, иного  общественного объединения. 

Пунктом 9 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года   № 67-ФЗ, а также примечанием приложения № 5 к данному Федеральному  закону установлено, что если кандидат, сведения о котором содержатся в  подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с  пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал свою  принадлежность к политической партии либо иному общественному  объединению и свой статус в данной политической партии либо данном  общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном  листе. 

Согласно подпункту «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от  12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи  избирателей, участников референдумов в подписном листе, форма которого  не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8,  9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены  сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего  Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением  требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего  Федерального закона. 

В силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от  12 июня 2002 года № 67- ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата  является, в том числе недостаточное количество достоверных подписей  избирателей, представленных для регистрации кандидата. 

Монгуш ВВ. своим заявлением о согласии баллотироваться уведомил  избирательную комиссию о его членстве в политической партии «Российская  партия пенсионеров за социальную справедливость». 


При этом, в представленных кандидатом 127 подписных листах с 409  подписями сведения о его принадлежности к указанной политической партии  и свой статус в ней не приведены. 

Однако, наличие в подписном листе информации о кандидате в  меньшем объеме, чем предусмотрено законом, влияет на восприятие  избирателями информации о кандидате. 

Необходимость указания в представленных кандидатом подписных  листах на принадлежность к политической партии является прямым  требованием федерального закона, выполнение которого не может зависеть  от усмотрения кандидата. 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской  Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2012 года № 658-0,  изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с  положениями законодательства выступают гарантией необходимого  информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и  законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение  равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под  сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной  информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и  действительность подписей в подписных листах. 

Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа  равенства кандидатов, предусмотренного пунктом 1 статьи 39 Федерального  закона от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ. 

Таким образом, невнесение в подписные листы сведений о  принадлежности кандидата в депутаты к политической партии, которые в  свою очередь отражены в заявлении о согласии баллотироваться, является  основанием для признания 409 подписей избирателей на 127 подписных  листах недействительными. 

Обстоятельство того, что отражение в подписных листах сведений о  принадлежности кандидата к политической партии приведет к повторности,  поскольку от регионального отделения данной политической партии он был  выдвинут и это отражено в подписных листах, не может быть принято во  внимание, поскольку указание в подписном листе сведений непосредственно  о принадлежности кандидата к политической партии, содержащихся в  заявлении о согласии баллотироваться, является безусловной обязанностью  кандидата, установленной федеральным избирательным законодательством. 

Неисполнение указанной выше обязанности является основанием  согласно подпункту «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от  12 июня 2002 года № 67-ФЗ для признания недействительными всех  подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, не  соответствующих форме, определенной в приложении № 5 к Федеральному  закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. 

Поскольку все подписные листы не содержали предусмотренных  законом сведений о принадлежности кандидата к политической партии,  постольку в силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 


12 июня 2002 года № 67- ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации  кандидата является незаконным. 

Вопреки выводам суда первой инстанции о пропуске  административным истцом десятидневного срока, установленного частью 4  статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, для обращения в суд по основанию несоответствия подписных  листов положениям федерального избирательного законодательства в части  неуказания принадлежности кандидата к политической партии, Судебная  коллегия отмечает, что данные требования заявлены административным  истцом изначально в административном иске со ссылкой на несоответствие  подписных листов приложению № 5 к Федеральному закону от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ, поданном до истечения вышеуказанного десятидневного  срока, в связи с чем оснований для применения положений части 4 статьи  240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации у  суда не имелось. 

При таких обстоятельствах административное исковое заявление  подлежало удовлетворению. 

Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на  неправильном истолковании норм материального права, что в силу пункта 3  части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации является основанием для удовлетворения  апелляционной жалобы, отмены решения суда и принятия нового решения об  удовлетворении заявленных требований. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 14 августа 2019 года  отменить. 

Принять по делу новое решение, которым административный иск  Ооржака Андриана Шериг-ооловича удовлетворить. 

Решение территориальной избирательной комиссии города Кызыла от  1 августа 2019 года № 75/468-4 «О регистрации Монгуш Владимира  Владимировича кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента)  Республики Тыва третьего созыва по Восточному одномандатному  избирательному округу № 6, выдвинутого региональным отделением  политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную  справедливость» в Республике Тыва» признать незаконным и отменить. 

Председательствующий
Судьи