НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 02.08.2019 № 49-АЛА19-18

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 № 49-АЛА 19-18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва 2 августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.  при секретаре Виноградовой Е.Н. 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению ФИО1  о признании недействующими пунктов 3030, 3031, 3032 Перечня объектов  недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как кадастровая стоимость на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год),  пункта 1261 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении  которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год  (далее - Перечень на 2018 год) и пункта 1756 Перечня объектов недвижимого  имущества, в отношении которых налоговая база определяется как  кадастровая стоимость на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год),  утверждённых приказами Министерства земельных и имущественных  отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007, от  27 декабря 2017 года № 1732 и постановлением Правительства Республики  Башкортостан от 24 декабря 2018 года № 636 соответственно, по  апелляционным жалобам Министерства земельных и имущественных  отношений Республики Башкортостан и Правительства Республики  Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от  10 апреля 2019 года, которым административный иск удовлетворён. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

пунктом 3032 Перечня на 2017 год, пунктом 1261 Перечня на 2018 год,  пунктом 1756 Перечня на 2019 год, размещённых на официальном сайте  Министерства земельных и имущественных отношений Республики  Башкортостан (лулулу.тгюгЬ.пд) и официальном Интернет-портале правовой  информации Республики Башкортостан (пЦр://\ууулу.пра.Ьа5пког1о51:ап.ги),  нежилое здание кадастровый номер <...>, расположенное по  адресу: <...>  (далее - спорное здание) и пунктами 3030 и 3031 Перечня на 2017 год  помещения в этом здании с кадастровыми номерами <...> и  <...> соответственно признаны объектами недвижимого  имущества, в отношении которых налоговая база определяется в  соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации  (далее - НК РФ) как кадастровая стоимость. 

ФИО1, собственник спорного здания, обратилась в суд с  административным исковым заявлением, уточнив заявленные требования, о  признании недействующими приведённых норм, обосновывая свою позицию  тем, что спорное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в  отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая  стоимость, включение названного объекта недвижимого имущества в  Перечни противоречит статье 378.2 НК РФ и нарушает законные интересы  административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате  налога на имущество в завышенном размере. 

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 апреля  2019 года административный иск удовлетворён. 

В апелляционных жалобах Министерство земельных и имущественных  отношений Республики Башкортостан и Правительства Республики  Башкортостан ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении  решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду  неправильного применения судом норм материального и процессуального  права. 

Относительно апелляционных жалоб участвующим в деле прокурором и  административным истцом представлены возражения о необоснованности их  доводов и законности судебного акта. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в  судебное заседание Судебной коллегии не явились. На основании части 1  статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в  отсутствие указанных лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,  возражений на них, Судебная коллегия не находит оснований для отмены  судебного решения. 


Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал  правильный вывод о несоответствии оспариваемых норм федеральному  законодательству, обоснованно констатировав, что признать спорное здание  объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется  исходя из его кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешённого  использования земельного участка, ни техническая документация, ни  фактическое использование здания. 

Позиция суда основана на правильном применении норм материального  права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам. 

Установление общих принципов налогообложения и сборов в  Российской Федерации находится в совместном ведении Российской  Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного  ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются  федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные  нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и  76 Конституции Российской Федерации). 

Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33  пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ  «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ,  Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года № 43-з «О налоге  на имущество организаций» (далее - Закон о налоге на имущество  организаций), пункта 2 постановления Правительства Республики  Башкортостан от 18 апреля 2014 года № 180 «О Порядке определения вида  фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в  отношении которых налоговая база определяется как кадастровая  стоимость», постановления Правительства Республики Башкортостан от  23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения  перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая  база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения», сделал  верный вывод о принятии оспариваемых нормативных правовых актов  уполномоченными органами в пределах компетенции с соблюдением  порядка его опубликования. 

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги,  которые должны иметь экономическое основание и не могут быть  произвольными; налог на имущество физических лиц является местным  налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и нормативными  правовыми актами представительных органов муниципальных образований  (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).  

Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении  отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их  кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в  соответствии со статьёй 378.2 этого кодекса. 


В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются  налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности  имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со  статьёй 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения  относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с  другими объектами недвижимости иные здание, строение, сооружение,  помещение (подпункт 6 пункта 1). 

Статьёй 402 поименованного кодекса установлено, что налоговая база в  отношении объектов налогообложения, включённых в перечень,  определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов  налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2  этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных  объектов налогообложения, а также возложена обязанность на  законодательный (представительный) орган государственной власти  субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального  значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установить в срок до  1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта  Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из  кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1). 

На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьями  1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 142-3 «Об  установлении единой даты начала применения на территории Республики  Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество  физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов  налогообложения» с 1 января 2015 года введён налог на имущество  физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. 

Как следует из объяснений административного ответчика, спорное  здание включено в Перечни как административно-деловой центр исходя из  вида разрешённого использования земельного участка, на котором оно  расположено. 

В силу положений пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, административно- деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение,  сооружение) при условии если: 

- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешённого  использования которого предусматривает размещение офисных зданий  делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); 

- назначение, разрешённое использование или наименование помещений  общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания  (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в  Едином государственном реестре недвижимости, или документами  технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости  предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной  инфраструктуры, включая централизованные приёмные помещения, комнаты  для проведения встреч, офисное оборудование, парковки (абзац второй 


подпункта 2 в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года   № 401-ФЗ, подлежащий применению к Перечням на 2018 и 2019 годы; до  1 января 2017 года правовое значение имело только назначение помещений в  здании в соответствии с кадастровыми паспортами или документами  технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости); 

- фактически используется для размещения офисов и сопутствующей  офисной инфраструктуры, включая централизованные приёмные помещения,  комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки не менее  20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2). 

Пунктами 1 и 3 части 1 статьи 2.1 Закона о налоге на имущество  организаций (в редакции для Перечня на 2019 годы) к отдельным объектам  недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как  кадастровая стоимость имущества, относятся: 

Для Перечней на 2017 и 2018 годы действовала редакция  поименованного выше закона, согласно которой налоговая база как  кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в  отношении административно-деловых центров и торговых центров  (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещений в них (кроме  помещений, находящихся в оперативном управлении органов  государственной власти и органов местного самоуправления, автономных,  бюджетных и казенных учреждений). 


По смыслу приведённых предписаний федерального и регионального  законодательства, в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее  нежилое здание соответствующей площади в зависимости от налогового  периода, которое отвечает одному из критериев, установленных названными  выше правовыми нормами. 

Между тем, как правильно установил суд первой инстанции, спорное  здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствует. 

Поскольку спорное здание площадью 2 270, кв.м расположено на  земельном участке, кадастровый номер<...>, вид разрешённого  использования - административные здания, суд пришёл к верному  заключению, что поименованный вид не позволяет сделать вывод, что он  однозначно предусматривает размещение на нём перечисленных в статье  378.2 НК РФ объектов, так как нетождественно понятию офисное здание. 

Из содержащихся в технической документации на спорное здание  сведений следует, что оно включает в себя помимо помещений с  назначением: «коридор», «лестничная клетка», «мастерская», «санузел»,  «отопительная», «умывальная», «электрощитовая», помещения с  назначением «кабинет», которое без фактического обследования также не  позволяет отнести эти помещения к офисам применительно к статье  378.2 НК РФ. 

Следовательно, суд первой инстанции правомерно констатировал, что  и документами технического учёта (инвентаризации) не подтверждается  законность включения спорного здания в Перечни и соответствие  оспариваемых норм положениям статьи 378.2 НК РФ. 

Своевременные мероприятия по обследованию спорного здания с  целью определения вида его фактического использования для включения в  Перечни не проводились, сведения, содержащиеся в акте обследования  спорного здания от 18 февраля 2019 года правового значения для разрешения  настоящего дела не имеют ввиду их проведения после включения спорного  здания в Перечни. 

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  административный ответчик обязан доказать законность включения спорного  здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых  налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. 

Между тем Министерством земельных и имущественных отношений  Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан  относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих  соответствие спорного здания условиям, установленным НК РФ и  необходимым для включения названного объекта в Перечни, не  представлено, не содержится их в апелляционных жалобах. 

Доводы апелляционных жалоб, как основанные на неправильном  толковании норм материального права, регулирующих возникшие  отношения в сфере налогообложения, и не опровергающие выводов суда, 


являются несостоятельными, следовательно, жалобы не подлежат  удовлетворению. 

При разрешении дела судом верно определены юридически значимые  обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений  норм материального и процессуального права, которые привели к  неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие  безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному  делу не установлены. 

Ввиду изложенного, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 

определила:

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 апреля 2019 года  оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства земельных и  имущественных отношений Республики Башкортостан и Правительства  Республики Башкортостан - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи