НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зырянского районного суда (Томская область) от 24.05.2022 № 2А-92/2022

УИД /номер/RS0/номер/-80

Дело /номер/а-92/2022

Решение

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года Зырянский районный суд /адрес/ в /адрес/,

в составе:

председательствующего судьи Киямовой Г.М.,

при секретаре Хамзиной А.Г.,

с участием представителя административных ответчиков – заместителя прокурора /адрес/Чубуковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по /адрес/ к административным ответчикам прокурору /адрес/, прокуратуре /адрес/ о признании незаконным представления прокурора,

установил:

Административный истец Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по /адрес/ обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику прокурору /адрес/, в котором просит признать незаконным представление прокурора /адрес/Иванова С.А. об устранении нарушений пенсионного законодательства от /дата//номер/.

Определением суда от /дата/ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена прокуратура /адрес/.

В обоснование иска указано, что прокурором /адрес/Ивановым С.А./дата/ вынесено в адрес Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по /адрес/ (ГУ – ОПФР по /адрес/, Отделение) представление об устранении нарушений пенсионного законодательства /номер/. В представлении указано, что поскольку Палагина З.Ф. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца в срок, превышающий 12 месяцев с момента возникновения права на такую пенсию, то пенсия по случаю потери кормильца должна быть назначена Палагиной З.Ф. ранее дня обращения за такой пенсией на 12 месяцев – с /дата/. Право Палагиной З.Ф. на своевременную выплату пенсии Отделением нарушено.

Причиной нарушения закона, по мнению прокурора, явилось игнорирование требований пенсионного законодательства должностными лицами Отделения.

Административный истец считает, что при вынесении представления прокурором не были учтены положения Федерального закона от /дата/ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Палагиной З.Ф. с /дата/ была назначена трудовая пенсия по старости. С заявлением о переводе на страховую пенсию по случаю потери кормильца она обратилась /дата/, поэтому перевод был осуществлен с /дата/ в установленные частью 11 ст.22 Федерального закона №400-ФЗ сроки.

Возможность одновременного получения трудовой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца действующим пенсионным законодательством не предусмотрена.

Законные основания для назначения Палагиной З.А. пенсии по случаю потери кормильца ранее дня обращения за такой пенсией на 12 месяцев – с /дата/ у Отделения отсутствовали.

Указано, что в отсутствие нарушений пенсионного законодательства оспариваемое представление незаконно возлагает на Отделение обязанность принять конкретные меры к устранению нарушений закона, решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, а также сообщить в прокуратуру района о результатах принятых мер с приложением копии приказа о наказании виновных должностных лиц.

В дополнительных письменных объяснениях представитель административного истца указал, что в период с /дата/ по /дата/Палагина З.А. получала страховую пению по старости, назначение ей страховой пенсии по потери кормильца с /дата/ фактически означает одновременное установление ей двух страховых пенсий различных видов, что прямо противоречит Федеральному закону №400-ФЗ.

Довод прокурора о том, что Отделение должно было назначить Палагиной З.А. страховую пенсию по потери кормильца с /дата/ и доплатить разницу между фактически выплаченной суммой страховой пенсии по старости и подлежащей выплате за 12 месяцев страховой пенсии по случаю потери кормильца считает, не основан на нормах действующего пенсионного законодательства и является субъективным мнением прокурора. В данном случае считает, что возможен только перевод с одного вида страховой пенсии на другой на основании п.11 ст.22 Федерального закона №400-ФЗ, которым определено, что перевод с одного вида страховой пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой. Возможность ретроспективного отказа от одного вида страховой пенсии, и соответственно, ретроспективного перевода на другой вид страховой пенсии действующим пенсионным законодательством также не предусмотрены.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель административных ответчиков – заместитель прокурора /адрес/Чубукова Е.А. исковые требования не признала, пояснила, что /дата/Палагина З.Ф. обратилась за назначением пенсии по случаю потере кормильца, реализовав свое право в соответствии с ст.5 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Часть 4 ст.21 Федерального закона №400-ФЗ предусматривает подачу различных видов заявлений: о переводе страховой пенсии, о переводе с одного вида на другой, о перерасчете размера страховой пенсии или заявление о выплате страховой пенсии, поданные в указанном порядке. Палагина З.Ф. обратилась за назначением пенсии по случаю потери кормильца. Поэтому действия Отделения о самостоятельном переводе пенсии с одного вида на другой нарушают права Палагиной З.Ф. Основанием для вынесения оспариваемого представления послужили выявленные в результате прокурорской проверки по обращению Палагиной З.Ф. нарушения пенсионного законодательства – ч.5 ст.22 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Представление является одной из мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением закона, представляет собой правовое средство особой целевой направленности, оно имеет профилактический, предупредительный характер, целью которого является предупреждение нарушений, путем официального указания на необходимость изменения своей юридически значимой деятельности. Само по себе представление не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить исполнение должностными лицами указанных нарушений в добровольном порядке. Требование об исполнении представления прокурора реализуется путем иных процедур – вынесением постановления о возбуждении дела об административном правонарушении или путем обращения в суд. Требование о привлечении виновных лиц не носит категорический характер и относится к компетенции работодателя, который по результатам рассмотрения представления, вправе привлечь ответственных лиц к ответственности или сообщить прокурору об отсутствии таких оснований. Поэтому считает, что оспариваемое представление прокурора не нарушает права административного истца, не возлагает обязанности привлечь должностных лиц Отделения к ответственности. В удовлетворении иска просила отказать.

Заинтересованное лицо Палагина З.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила дело рассмотреть в её отсутствие.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст.150 КАС РФ рассмотрел дело при данной явке.

Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав представленные доказательства и истребованные судом, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Административным истцом оспаривается представление прокурора /адрес/ от /дата/.

С административным иском ГУ – ОПФР по /адрес/ обратился в Зырянский районный суд /адрес//дата/.

Таким образом, административным истцом не пропущен установленный 3-х месячный срок обращения в суд.

Рассматривая требования по существу, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от /дата//номер/ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от /дата//номер/ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Судом установлено, что согласно /дата/ прокурором /адрес/Ивановым С.А. вынесено в адрес Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по /адрес/ представление об устранении нарушений пенсионного законодательства /номер/.

В представлении указано, что с /дата/Палагиной З.Ф. установлена трудовая пенсия по старости. /дата/Палагина З.Ф. обратилась в ГУ – ОПФР по /адрес/ с заявлением об установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью супруга Палагина А.С./дата/. с /дата/Палагиной З.Ф. установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца.

/дата/Палагина З.Ф. обратилась в Отделение с заявлением о предоставлении расчета размера пенсии по потере кормильца, а также о перерасчете размера пенсии с даты смерти Палагина А.С. В ответе Отделение указало, что, в том числе отсутствуют основания для назначения пенсии по потере кормильца ранее, чем с /дата/.

Исходя из положений ст.22 Федерального закона от /дата/ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» указано, что по общему правилу назначение пенсии носит заявительный характер и назначается со дня обращения за ее назначением, за исключением пенсии по случаю потери кормильца, право на которую возникает со дня смерти кормильца, если обращение за ее назначением последовало не позднее 12 месяцев, а при превышении этого срока на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за ее назначением. Поскольку Палагина З.Ф. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца в срок, превышающей 12 месяцев с момента возникновения права на такую пенсию, то пенсия по случаю потери кормильца должна быть назначена Палагиной З.Ф. ранее дня обращения за такой пенсией на 12 месяцев – с /дата/.

В связи с чем, в представлении указано, что право заявителя Палагиной З.Ф. на своевременную выплату пенсии по случаю потери кормильца в полном объеме Отделением было нарушено. В представлении указано об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; о результатах принятых мерах сообщить в прокуратуру района в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления, с приложением копии приказа о наказании виновных должностных лиц.

Судом установлено, что Палагина З.Ф., являясь с /дата/ получателем пенсии по старости, /дата/ обратилась в Отделение с заявлением о назначении ей страховой пенсии по случаю потери кормильца – мужа Палагина А.С., умершего /дата/.

Согласно заявлению Палагиной З.Ф. о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) от /дата/, оформленного на бланке Отделения, она обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца (в разделе 2 заявления сделана отметка в соответствующем квадрате). Данный бланк заявления содержит графу «произвести перевод с (вид пенсии) на пенсию (вид пенсии, на которую осуществляется перевод). Однако данная графа не заполнена.

Решением ОПФР по /адрес/ от /дата/ на основании заявления Палагиной З.Ф. от /дата/ о назначении пенсии по случаю потери кормильца, осуществлен перевод пенсии по страсти, назначенной Палагиной З.Ф., на пенсию по случаю потери кормильца с /дата/ бессрочно на основании ст.10 Федерального закона от /дата/ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Из положений ч.6 ст.10 Федерального закона от /дата/ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

Положениями ч.11 ст.22 Федерального закона от /дата/ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что перевод с одного вида страховой пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (если их нет в его выплатном деле), но не ранее дня приобретения права на страховую пенсию.

Пунктом 5 ст.25 Федерального закона «О страховых пениях» предусмотрено, что в случае отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии прекращение выплаты страховой пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от /дата/ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Пунктом 3 ч.5 ст.22 Федерального закона от /дата/ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается ранее дня обращения за страховой пенсией – со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока – на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

Таким образом, законодателем установлено исключение из общего правила назначения пенсии – со дня обращения за ее назначением, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца, право на которую возникает со дня смерти кормильца, если обращение последовало не позднее 12 месяцев, а при превышении этого срока на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за ее назначением.

Учитывая, что Палагина З.Ф. являлась получателем пенсии по старости, а выплата двух пенсий одновременно не предусмотрена действующим законодательством, принимая во внимание заявление Палагиной З.Ф. о назначении ей страховой пенсии по случаю потери кормильца, с учетом положений п.3 ч.5 ст.22 указанного Федерального закона, выплата ей пенсии по старости подлежит прекращению с назначением страховой пенсии по случаю потери кормильца на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за ее назначением в связи с тем, что Палагина З.Ф. обратилась за назначением данной пенсии после истечения года со дня смерти мужа.

Вместе с тем Отделением страховая пенсия по случаю потери кормильца Палагиной З.Ф. была назначена без учета положений п.3 ч.5 ст.22 Федерального закона от /дата/ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», что явилось основанием для внесения оспариваемого представления.

Таким образом, судом установлено, что отсутствуют основания, предусмотренные ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения требования административного истца о незаконности представления прокурора /адрес/ от /дата//номер/, доводы административного истца подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм пенсионного законодательства, указанного в оспариваемом представлении и доводах иска. Доводы административного истца о незаконном возложении на Отделение обязанности о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности и направлении копии приказа о наказании виновных должностных лиц, не может служить безусловным основанием для признания незаконным оспариваемого представления исходя из исключительной компетенции работодателя применения положений главы 30 Трудового кодекса Российской Федерации.

Правила определения размера судебных расходов, понесенных стороной, судом при рассмотрении административного дела, в том числе установлены ст.ст.111, 114 КАС РФ, а размер государственной пошлины рассчитывается исходя из положений статьи 333.19 НК РФ.

В соответствии со ст.103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч.2 ст.104 КАС РФ).

Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии со ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно подп.7 п.1 ст.333.36 НК РФ оснований для взыскания государственной пошлины с административного истца не имеется.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227,228 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления административного истца Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по /адрес/ к административным ответчикам прокурору /адрес/, прокуратуре /адрес/ о признании незаконным представления прокурора /адрес/ от /дата//номер/, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Зырянский районный суд /адрес/ в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) Г.М.Киямова

Копия верна, судья: Г.М.Киямова

Секретарь судебного заседания: А.Г.Хамзина

Подлинный документ находится в деле /номер/а-92/2022 Зырянского районного суда /адрес/.

Мотивированное решение суда изготовлено /дата/.

Судья: Г.М.Киямова