НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зырянского районного суда (Томская область) от 04.03.2021 № 2А-119/20

Дело /номер/а-5/2021

70RS0/номер/-02

Решение

Именем Российской Федерации

4 марта 2021 года /адрес/

Зырянский районный суд /адрес/ в составе:

председательствующего судьи Вельтмандера А.Т.,

при секретаре Винокуровой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России /номер/ по /адрес/ к административному ответчику ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени,

установил:

административный истец - межрайонная ИФНС России /номер/ по /адрес/ обратился в суд с иском к административному ответчику ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени.

В обоснование административного искового заявления указал, что согласно сведениям Единого государственного реестра налогоплательщиков ФИО1 с /дата/ поставлен на налоговый учет в качестве адвоката, учредившего адвокатский кабинет в Межрайонной ИФНС России /номер/ по /адрес/ (далее также инспекция) за /номер/.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от /дата//номер/-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам – физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются. В соответствии с п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ) требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Таким образом, единое сводное налоговое уведомление и требование об уплате налога направляются по почте заказным письмом только при условии отсутствия подключения к личному кабинету. Всем физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, единое сводное налоговое уведомление и требования об уплате налога направляются в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. /дата/ФИО1 было направлено налоговое уведомление /номер/ через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии со ст. 207, 209, 210, 228 НК РФ ФИО1 является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ). Особенности исчисления НДФЛ, порядок и сроки уплаты указанного налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей лицами, занимающимися частной практикой, установлены статьей 227 НК РФ. Согласно подпункту 2 пункта 1 названной статьи нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату НДФЛ по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности. На основании пункта 8 статьи 227 НК РФ исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от занятия частной практикой за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218, 221 НК РФ.

В соответствии с п.3 ст. 228 НК РФ /дата/ФИО1 представлена налоговая декларация за 2018 год, в которой самостоятельно исчислена сумма налога к уплате в размере 17 011,00 рублей, со сроком уплаты не позднее /дата/. В установленный срок задолженность по НДФЛ за 2018 год в размере 17 011,00 рублей уплачена не была. В соответствии со ст. 75 НК РФ каждый календарный день просрочки уплаты НДФЛ в период с /дата/ по /дата/ начислены пени в размере 327,18 рублей. На основании ст.69, 70 НК РФ ФИО1 направлено требование от /дата//номер/ об уплате суммы налога, сбора, пени на общую сумму в размере 17 338,18 рублей. (17011,00+327,18) В установленный срок задолженность по НДФЛ за 2018 год и пени на общую сумму в размере 17 338,18 рублей уплачена не была.

На основании пункта 8 статьи 227 НК РФ ФИО1 начислены авансовые платежи за 2019 год на основании сведений, представленных налогоплательщиком за 2018 год на общую сумму 24 188,00 рублей (12 094, 00 рублей по сроку уплаты /дата/, 12 094, 00 рублей по сроку уплаты /дата/). Сумма авансовых платежей по сроку уплаты /дата/ вошедшая в требование /номер/ составляет 12 094, 00 рублей. В установленный срок задолженность по авансовым платежам за 2019 год в размере 12 094, 00 рублей уплачена не была.

В соответствии со ст. 75 НК РФ каждый календарный день просрочки уплаты задолженности по авансовым платежам в период с /дата/ по /дата/ начислены пени в размере 54,82 рублей.

На основании ст.69, 70 НК РФ ФИО1 направлено требование от /дата//номер/ об уплате суммы налога, сбора, пени на общую сумму 12 148,82 рублей. В установленный срок задолженность по авансовым платежам за 2019 год и пени на общую сумму в размере 12 148, 82 рублей уплачена не была. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Срок для добровольной уплаты задолженности по требованию истек. Возражения относительно исполнения требования об уплате налога и пени в адрес инспекции от должника не поступали.

Представитель административного истца - межрайонное ИФНС России /номер/ по /адрес/ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на возражение административный истец указал, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 227 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату НДФЛ по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности. Особенности исчисления НДФЛ, порядок и сроки уплаты указанного налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей лицами, занимающимися частной практикой, установлены ст. 227 НК РФ. На основании п. 8 ст. 227 НК РФ исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от занятия частной практикой за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218,221 НК РФ. Решением Зырянского районного суда /адрес/ от /дата/ с ФИО1 подлежала взысканию задолженность по авансовым платежам по НДФЛ за 2018 год в соответствий с представленной налоговой декларацией по форме 3 - НДФЛ за 2017 год на общую сумму в размере 29 905,00 рублей, в том числе: (по сроку уплаты /дата/ в размере 14 952,00 руб., по сроку уплаты /дата/ в размере 7 476,00 руб., по сроку уплаты /дата/ в размере 7 477,00 рублей). /дата/ по платежному поручению /номер/ФИО1 была произведена оплата в полном объеме (29905,00 рублей). По административному исковому заявлению от /дата//номер/ инспекцией заявлено взыскание задолженности по НДФЛ в соответствии со ст. 227 НК РФ за 2018, 2019 (то есть, за другие отчетные периоды, указанных в возражении) годы на общую сумму в размере 29 105,00 руб. Данная задолженность сложилась из следующего: в соответствии с п. 3 ст. 228 НК РФ ФИО1 представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 год, в которой самостоятельно исчислена сумма налога к уплате в размере 17 011,00 руб., со сроком уплаты не позднее /дата/. В установленный срок задолженность по НДФЛ за 2018 год в размере 17 011,00 рублей уплачена не была. На основании п.8 ст.227 НК РФ ФИО1 начислены авансовые платежи за 2019 год на основании сведений, представленных налогоплательщиком за 2018 год на общую сумму 24 188,00 руб. (12 094,00 руб. по сроку уплаты /дата/, 12 094,00 руб. по сроку уплаты /дата/). Сумма авансовых платежей по сроку уплаты /дата/, вошедшая в требование /номер/ составляет 12 094,00 руб. В установленный срок задолженность по авансовым платежам за 2019 год в размере 12 094,00 руб. уплачена не была.

Административный ответчик – ФИО1 в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия. В возражении на исковое заявление указал, что решением Зырянского районного суда /адрес/ от /дата/ с него были взысканы недоимки по НДФЛ за 2018 год в размере 29 905 рублей, соответственно отсутствуют основания для повторного взыскания недоимок по НДФЛ в размере 17011 рублей.

Явка представителя административного истца и ответчика не признана обязательной.

В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Рассмотрев дело в отсутствие сторон по делу, исследовав письменные доказательства по данному административному делу, материалы административного дела /номер/а-261/2019, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п.п.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ, здесь и далее нормы права в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) на налогоплательщика возлагается обязанность уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 НК РФ).

В соответствии с п.2 ст.57 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган и налогового агента. В случае если обязанность по исчислению налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно п.3 ст.52 НК РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны суммы налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

На основании ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Согласно статье 58 НК РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно статье 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации, и (или) доход от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 210 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Статьей 21 Федерального закона от /дата/ № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее трех лет и принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, вправе учредить адвокатский кабинет. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Исчисление и уплата налога на доходы, полученные адвокатами, принявшими решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально и учредившими адвокатский кабинет, производится в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации.

Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, определены в статье 227 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: 2) … адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи (адвокаты, принявшие решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально и учредившие адвокатский кабинет), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (пункт 3 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации).

Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на доходы физических лиц в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса (в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с декларацией по налогу на доходы физических лиц, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктом 8 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса.

Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в силу пункта 1 статьи 224 НК РФ устанавливается в размере 13 процентов.

Согласно статье 57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.

Статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно п.26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /дата//номер/ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Согласно п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Согласно ч.4 ст. 288 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 с /дата/ поставлен на налоговый учет в качестве адвоката, учредившего адвокатский кабинет в Межрайонной ИФНС России /номер/ по /адрес/ за /номер/.

ФИО1 в соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на доходы физических лиц (далее также НДФЛ), исчисляемого и уплачиваемого с особенностями, предусмотренными статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговым органом за налоговый период - 2018 год были исчислены суммы авансовых платежей по НДФЛ на общую сумму 29 905,00 рублей (в том числе по сроку уплаты /дата/ в размере 14 952,00 руб., по сроку уплаты /дата/ в размере 7 476,00 руб., по сроку уплаты /дата/ в размере 7 477,00 рублей).

Из материалов дела следует, что административным ответчиком декларация о предполагаемом доходе за 2018 год по форме 4-НДФЛ не подавалась, исчисление авансовых платежей осуществлялось по сумме предполагаемого дохода за 2018 год на основании декларации 3-НДФЛ, предоставленной ФИО1 за 2017 год.

/дата/ФИО1 представлена налоговая декларация за 2018 год, в которой исчислена сумма налога к уплате в размере 17 011,00 рублей без учёта авансовых платежей (в связи с их неуплатой /дата/, /дата/, /дата/), со сроком уплаты не позднее /дата/.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка Зырянского судебного района /адрес/ от /дата/ с ФИО1 взыскана задолженность, в том числе по налогу за 2018 год в размере 29 905 рублей.

Определением мирового судьи от /дата/ судебный приказ отменен.

Решением Зырянского районного суда /адрес/ от /дата/ с ФИО1 взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2018 год (авансовые платежи по сроку уплаты /дата/ в размере 14 952,00 рублей, по сроку уплаты /дата/ в размере 7 476,00 рублей, по сроку уплаты /дата/ в размере 7 477,00 рублей) в общем размере 29 905 рублей 00 копеек.

Решение вступило в законную силу.

/дата/ФИО1 была произведена оплата налога в полном объеме (29 905,00 рублей).

Инспекцией за каждый календарный день просрочки уплаты НДФЛ в размере 17 011 рублей в период с /дата/ по /дата/ начислены пени в общем размере 327,18 рублей.

На основании ст.69, 70 НК РФ ФИО1 направлено требование от /дата//номер/ об уплате суммы налога, сбора, пени на общую сумму в размере 17 338,18 рублей. (17011,00+327,18). В установленный ИФНС срок оплата произведена не была.

На основании пункта 8 статьи 227 НК РФ ФИО1 начислены авансовые платежи за 2019 год на общую сумму 24 188,00 рублей (12 094,00 рублей по сроку уплаты /дата/, 12 094,00 рублей по сроку уплаты /дата/).

Из материалов дела следует, что административным ответчиком декларация о предполагаемом доходе за 2019 год по форме 4-НДФЛ не подавалась, исчисление авансовых платежей осуществлялось по сумме предполагаемого дохода за 2019 год на основании декларации 3-НДФЛ, предоставленной ФИО1 за 2018 год.

Сумма авансовых платежей по сроку уплаты /дата/ вошедшая в требование /номер/ составляет 12 094, 00 рублей. В установленный ИФНС срок оплата произведена не была.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки уплаты задолженности по авансовым платежам в период с /дата/ по /дата/ начислены пени в общем размере 54,82 рублей.

На основании ст.69, 70 НК РФ ФИО1 направлено требование от /дата//номер/ об уплате суммы авансовых платежей и пени на общую сумму 12 148,82 рублей (12 094,00+54,82). В установленный ИФНС срок оплата произведена не была.

В соответствии со ст.289 КАС РФ суд проверяет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка Зырянского судебного района /адрес/ от /дата/ отменен судебный приказ от /дата/, которым с ФИО1 взысканы недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 29105 рублей, пеня в размере 382 рубля.

В связи с этим, согласно представленным материалам дела административным истцом соблюден срок обращения в суд.

Оценивая требования административного истца о взыскании задолженности по недоимке по авансовым платежам по сроку уплаты /дата/ в сумме 12094 рублей и пени в размере 54,82 рублей за период /дата/ по /дата/, суд исходит из следующего.

Согласно статье 216 НК РФ налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год, при этом общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 Кодекса).

Пунктом 3 статьи 58 НК РФ предусмотрено, что может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В соответствии с п. 3 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

На основании пункта 8 статьи 227 НК РФ исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом.

Сроки уплаты авансовых платежей по НДФЛ были установлены пунктом 9 статьи 227 Кодекса, в соответствии с которым авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Таким образом, налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты.

Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, следовательно, в силу статьи 11 Кодекса неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу.

Кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих право налоговых органов взыскивать с налогоплательщика в принудительном порядке суммы авансовых платежей по НДФЛ.

Указанная правовая позиция также отражена в Письме ФНС России от /дата/ N НД-4-8/19411@ «По вопросу применения мер принудительного взыскания авансовых платежей по НДФЛ».

По настоящему делу, как следует из административного искового заявления, сумма недоимки по НДФЛ в сумме 12094 рублей фактически представляет собой сумму авансовых платежей – предварительных платежей по сроку уплаты /дата/.

Таким образом, судом установлено, что налоговым органом фактически взыскиваются авансовые платежи по налогу.

Доводы представителя административного истца о том, что взыскиваемые суммы являются недоимкой по налогу на доходы физических лиц, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Авансовый платеж по НДФЛ за 2019 год не является налогом, поскольку окончательная сумма налога определяется по итогам налогового периода.

Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, позволяющих налоговому органу взыскивать с налогоплательщика исключительно суммы авансовых платежей, рассчитанных на основании предполагаемого дохода, поскольку принудительное взыскание возможно только в отношении недоимки по налогу.

Задолженность по данному налогу может возникнуть только после 15 июля календарного года, следующего за отчетным.

В соответствии со статьями 45 и 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, неуплаты пени и штрафа налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени или штрафа; в случае неисполнения указанного требования принимается решение о взыскании налога, сбора, пени или штрафа.

Таким образом, налоговый орган не вправе осуществлять принудительное взыскание авансовых платежей по НДФЛ.

В связи с этим налоговое законодательство не содержит правовых норм, позволяющих налоговому органу направлять требования об уплате суммы авансовых платежей и пени (по сроку уплаты /дата/).

Учитывая изложенное, оснований для направления по состоянию на /дата/ требования от /дата//номер/ по сроку уплаты /дата/ об уплате именно авансовых платежей на общую сумму 12 148,82 рублей (12 094,00+54,82) по налогу на доходы физических лиц за 2019 год у налогового органа не имелось, поскольку срок уплаты этого налога наступал лишь /дата/.

В данном случае в связи с истечением налогового периода, в течение которого должны были быть уплачены авансовые платежи (2019 год), они утратили статус авансовых, а у налогоплательщика наступила обязанность по уплате НДФЛ за истекший налоговый период, рассчитанного с учетом поступивших авансовых платежей и подлежащего уплате до 15 июля календарного года, следующего за отчетным.

Вместе с тем, налоговым органом требование от /дата//номер/ направлено по факту неуплаты авансового платежа по сроку уплаты /дата/, что не соответствует порядку принудительного взыскания НДФЛ.

Наряду с этим, правовым основанием для обращения с административным исковым заявлением в суд послужила отмена мировым судьёй судебного приказа, в соответствии с которым рассматривалось требование инспекции о взыскании авансового платежа по сроку уплаты /дата/.

На основании вышеизложенного, а также учитывая необходимость соблюдения налоговым органом в каждом случае процедуры принудительного взыскания налогов и сборов, суд не может выйти за пределы заявленных административным истцом требований о взыскании авансовых платежей по сроку уплаты /дата/ в размере 12 094,00 рублей и пени на указанную сумму.

Кроме того, доказательства направления иных уведомлений, требований налогоплательщику по уплате налога на доходы физических лиц за 2019 по итогам налогового периода, декларация налогоплательщика за 2019 год, в судебное заседание административным истцом не представлены.

Вместе с тем, согласно ч.4 ст. 288 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При указанных обстоятельствах суд считает необходимым отказать в удовлетворения требования о взыскании авансового платежа по сроку уплаты /дата/ в размере 12094, заявленного как недоимка по НДФЛ.

Оценивая требования административного истца о взыскании задолженности по недоимке НДФЛ с ФИО1 за 2018 год в размере 17 011 рублей и пени в размере 327,18 рублей, суд исходит из следующего.

/дата/ФИО1 с учётом положений пункта 3 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговой декларации была исчислена общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, с учетом сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

На /дата/ФИО1 не осуществлялась уплата авансовых платежей по срокам уплаты /дата/, /дата/ и /дата/.

Поэтому при исчислении общей суммы НДФЛ в налоговой декларации было указано, что сумма фактически уплаченных авансовых платежей за 2018 год – «0», а сумма налога – 17 011 рублей.

Вместе с тем, в последующем решением Зырянского районного суда /адрес/ от /дата/ по административному исковому заявлению инспекции с ФИО1 взысканы авансовые платежи (по сроку уплаты /дата/ в размере 14 952,00 рублей, по сроку уплаты /дата/ в размере 7 476,00 рублей, по сроку уплаты /дата/ в размере 7 477,00 рублей) по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в общем размере 29 905 рублей 00 копеек.

Решение вступило в законную силу.

Таким образом, на дату составления налоговой декларации указанные авансовые платежи не могли быть учтены ФИО1 и в последующем взысканы с него инспекцией в принудительном порядке.

Довод административного истца, отраженный в отзыве на возражение административного ответчика, о том, что с ФИО1 были взысканы налоги (авансовые платежи) за другие периоды (по срокам уплаты /дата/, /дата/ и /дата/) не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит положениям ст.58, 227 НК РФ.

Авансовые платежи не являются самостоятельной формой налогообложения, в соответствии с НК РФ авансовые платежи являются предварительными платежами по налогу (ст.58 НК РФ) и учитываются при расчёте НДФЛ (ст.227 НК РФ).

Таким образом, удержание налоговым органом (самостоятельно или в принудительном порядке) с налогоплательщика авансовых платежей за соответствующий период времени (в данном случае за 2018 год) в размере соответствующем или большем исчисленному налогоплательщиком размеру налога (в данном случае НДФЛ), с учетом буквального толкования ст.58, 227 НК РФ означает, что налог налогоплательщиком был полностью уплачен посредством предварительных (авансовых) платежей и повторно не может быть взыскан с налогоплательщика, в том числе, в случае формального не указания в налоговой декларации на факт перечисления авансовых платежей.

Само по себе нарушение срока внесения авансовых платежей также не предполагает возможности повторного взыскания налога, уплаченного за соответствующий период.

Согласно представленной налоговой декларации налоговым периодом являлся 2018 год.

Авансовые платежи, то есть предварительные платежи с учётом положений п. 9 ст.227 НК РФ, и отзыва административного истца на возражении административного ответчика (то есть фактов, которые административный истец признает), также были рассчитаны и предъявлены к принудительному взысканию налоговым органом за 2018 год (по срокам уплаты /дата/, /дата/ и /дата/).

В расчет в этом случае принималась предполагаемая сумма дохода на 2018 год, исчисленная налоговой инспекцией на основании представленной налоговой декларации по форме 3 - НДФЛ за 2017 год. Вместе с тем, данное обстоятельство не означает, что расчет и взыскание налога было осуществлено за иной, отличный от 2018 года, период.

При этом сумма исчисленного налога административным ответчиком за 2018 год составила 17 011 рублей, сумма взысканных авансовых платежей, то есть предварительных платежей по налогу - 29 905 рублей 00 копеек.

Согласно обстоятельствам, которые признает административный истец, задолженность по авансовым платежам по НДФЛ за 2018 год ФИО1 в полном размере была уплачена /дата/, то есть до обращения инспекцией с настоящим административным исковым заявлением.

Таким образом, инспекция была осведомлена об оплате ФИО1 задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в виде предварительных (авансовых) платежей на общую сумму - 29 905 рублей 00 копеек, при наличии общей суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей уплате в 2018 году в размере 17 011 рублей.

Налоговый период, объект налогообложения, налогоплательщик и взыскиваемый налог в этом случае совпадают.

Доказательств обратного административным истцом, на которого возложено бремя доказывания, в судебное заседание не представлено.

Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

На основании пп. 3, 5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога …. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

С учетом положений вышеуказанных норм обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

В связи с этим пени также не подлежат взысканию с административного ответчика.

Правила определения размера судебных расходов, понесенных судом при рассмотрении административного дела, установлены ст.114 КАС РФ, а размер государственной пошлины рассчитывается исходя из положений статьи 333.19 НК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В связи с вышеуказанным, оснований для взыскания судебных расходов с административного ответчика не имеется.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления административного истца межрайонной ИФНС России /номер/ по /адрес/ к административному ответчику ФИО1 о взыскании задолженности на общую сумму 29 487 рублей, в том числе: по НДФЛ за 2018 год в размере 17011 рублей; пени по НДФЛ за период с /дата/ по /дата/ в размере 327, 18 рублей; по НДФЛ за 2019 год в размере 12 094 рубля, пени по НДФЛ за период с /дата/ по /дата/ в размере 54,84 рубля - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Зырянский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено /дата/

Судья А.Т. Вельтмандер

Копия верна: Судья А.Т. Вельтмандер

Секретарь судебного заседания М.Ю. Винокурова

Подлинный документ находится в деле /номер/а-5/2021 Зырянского районного суда /адрес/