Решение
г. Звенигово 12 марта 2018 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Юпуртышкина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Звениговский водоканал» на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл № от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Звениговский водоканал», местонахождение и юридический адрес: <адрес>,
установил:
постановлением Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл В.А.Н.№ от <дата> юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Звениговский водоканал» (далее – ООО «Звениговский водоканал») привлечено к административной ответственности и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <.....> за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Считая данное постановление незаконным, ООО «Звениговский водоканал» в лице директора Т.Е.В. обратилось с жалобой в суд, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. Подробное обоснование доводов заявителем приведено в письменной жалобе.
ООО «Звениговский водоканал» ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя.
Государственная инспекция труда в Республике Марий Эл явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные материалы, прихожу к выводам об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, совершение которого влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Согласно требованиям ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Как следует из материалов дела и постановления по делу об административном правонарушении № от <дата>, административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, совершение которого вменено ООО «Звениговский водоканал», заключается в следующем.
<дата> на основании распоряжения № от <дата> Государственной инспекцией труда в Республике Марий Эл в ООО «Звениговский водоканал», расположенного по адресу: <адрес>, была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой было установлено, что в ООО «Звениговский водоканал» машинист КНС И.Э.З., слесарь аварийно - восстановительных работ О.В.М. прошли стажировку не в полном объеме, а именно продолжительностью менее двух недель; на КНС-2 не исправна приточно-вытяжная вентиляция; территория на которой расположена КНС-2 не ограждена; в помещении водоприемной камеры сточных вод канализационной насосной станции (КНС-2) отсутствует исправное сплошное или решетчатое ограждение заглубленной камеры высотой не менее 1,1 м со сплошной зашивкой внизу на 0,1 м; программы проведении инструктажа на рабочем месте для слесарей АВР, слесарей-ремонтников очистных сооружений, для машиниста насосных установок, для электрогазосварщика, утвержденных <дата> разработаны без учета всех инструкций по охране труда, по которым инструктируются работники при первичном и повторном инструктажах, а в программе для слесарей АВР нет ссылки на инструкцию по обслуживанию и эксплуатации индикатора газа для обнаружения загазованности смотровых колодцев ИГ ЛБВК-ЭЗ, хотя в инструкции № по охране труда при работах в колодцах, коллекторах, венткамерах утвержденных <дата>, есть ссылка, что при использовании лампами надо руководствоваться инструкцией по их эксплуатации; машинисты насосных установок И.Э.З., машинисты ВНС Б.М.Н., М.А.В., машинисты КНС-2 А.А.А., Б.В.В., С.В.В., А.М.О. допущены к работе и исполнению своих трудовых обязанностей без повторного инструктажа в <дата>; не все машинисты насосных установок обеспечены сигнальными жилетами в установленном порядке, электрогазосварщик Р.Ю.Н. не обеспечен каской защитной и поясом предохранительным со страховочной веревкой.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от <дата>; распоряжением органа государственного контроля в области трудового законодательства № от <дата> о проведении с 07 ноября по <дата> внеплановой выездной проверки соблюдения требований трудового законодательства в ООО «Звениговский водоканал»; актом внеплановой выездной проверки деятельности ООО «Звениговский водоканал» от <дата>, в котором указаны выявленные в ходе проверки перечисленные выше нарушения требований трудового законодательства, которые по существу не оспариваются заявителем.
Данные доказательства согласуются между собой, допустимость и достоверность их сомнений не вызывает, они оценены должностным лицом в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Такой порядок утвержден постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29. Согласно п. 2.2.3 указанного Порядка, порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ N 61 от 16.08.02 утверждены Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства. Согласно п. 3.32 данных Правил работники, выполняющие работы, к которым предъявляются повышенные требования по охране труда, проходят периодическую проверку знаний ежегодно. Вновь принятые рабочие после проверки знаний, кроме того, должны пройти стажировку на рабочем месте продолжительностью не менее двух недель, после чего могут быть допущены к самостоятельной работе приказом по организации.
Приказом <дата> было установлено провести обучение рабочих - машиниста КНС И.Э.З., слесарей аварийно-восстановительных работ О.В.М. и В.Д.А., газоэлектросварщика И.Д.А. безопасным методам труда по утвержденным программам в количестве 5 рабочих смен, то есть менее двух недель.
В соответствии с п. 2.4.13 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства ПОТ Р М-025-2002, в помещениях, предназначенных для проведения ремонтных и других работ, связанных с возможным выделением вредных веществ, постоянно должна действовать приточно-вытяжная и вытяжная вентиляция с расчетным воздухообменом.
<дата> в 14 часов произведен осмотр КНС-2, расположенной по адресу: <адрес>, данная станция является объектом муниципального имущества, ООО «Звениговский водоканал» является арендатором согласно соглашению от <дата>. Установлено, что на КНС-2 не исправна приточно-вытяжная вентиляция. Согласно акту обследования от <дата>, КНС-2 находится в аварийном состоянии.
Как следует из п. 4.1 "Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводо-канализационного хозяйства", утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 16.08.2002 N 61 размещение и устройство сетей и сооружений водоснабжения и канализации, производственных, вспомогательных зданий и помещений должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать охрану труда работников, как в обычных условиях, так и при чрезвычайных и аварийных ситуациях. В силу п. 4.3 указанных Правил территории, на которых располагаются сети и сооружения водоснабжения и канализации, должны быть ограждены, благоустроены, озеленены, обеспечены наружным освещением и безопасными подходами к сооружениям, зданиям, а также необходимыми дорожными знаками и знаками безопасности. На территориях должны находиться устройства, обеспечивающие безопасность эксплуатации технологических коммуникаций (трубопроводов, каналов, лотков), подъездных дорог и пешеходных дорожек, однако территория, на которой расположена КНС-2 не ограждена, входная дверь на станцию не закрывается, подход к двери охраняется собакой, посаженной на цепь, что обеспечивает беспрепятственный доступ посторонних лиц на данный объект и может привести к совершению противоправных действий.
В соответствии с п.п. 4.20, 4.31, 4.32 "Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства", утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 16.08.2002 N 61 все опасные места на территории и в помещениях сооружений водоснабжения и канализации должны быть надежно укрыты, закрыты или ограждены. В опасных местах необходимо вывешивать знаки безопасности. Колодцы, камеры коллекторов, а также проемы в полах, заглубленные емкости, каналы должны быть в зависимости от условий закрыты крышками, съемными плитами или листами рифленого железа или ограждены сплошной либо решетчатой оградой; траншеи, котлованы - обвалованы. В ночное время у опасных мест необходимо вывешивать светоотражающие знаки безопасности или обычные знаки безопасности с устройством освещения места работ. Ширина рабочих проходов, расположенных на высоте более 0,8 м над полом, или площадок для обслуживания емкостей должна составлять не менее 0,6 м. Проходы и площадки следует оградить на высоту не менее 1,1 м со сплошной зашивкой внизу на 0,1 м., однако как следует, из акта проверки помещение водоприемной камеры сточных вод канализационной насосной станции отсутствует исправное сплошное или решетчатое ограждение заглубленной камеры высотой не менее 1,1 метра со сплошной зашивкой внизу на 0,1 м.
Согласно п.п. 2.4.15, 2.1.3 при работе на заглубленных объектах должны быть утверждены мероприятия по предупреждению и ликвидации аварий, а работники должны быть обучены действиям в аварийных ситуациях. Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ, однако в нарушение указанных Правил в инструкции № по охране труда при работах в колодцах, коллекторах, венткамерах утвержденных <дата>, отсутствует раздел Требования безопасности в аварийных ситуациях, где необходимо провести конкретные действия работников в аварийных ситуациях, порядок извещения об аварийной ситуации, о пострадавших.
Пунктом 2.1.5 Порядка обучения по охране труда установлено, что повторный инструктаж проходят все работники, указанные в пункте 2.1.4 данного Порядка, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте. В соответствии с п. 2.1.4 первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.
В ходе проверки представлены программы проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте: для слесарей АВР, слесарей-ремонтников очистных сооружений; для машиниста насосных установок водоотведения и машинистов компрессорных установок; для газоэлектросварщика утвержденные <дата>, а также журналы регистрации инструктажа на рабочем месте, однако данные программы разработаны без учета всех инструкций по охране труда, по которым инструктируются работники при первичном и повторном инструктажах, а в программе для слесарей АВР нет ссылки на инструкцию по обслуживанию и эксплуатации индикатора газа для обнаружения загазованности смотровых колодцев ИГ ЛБВК-ЭЗ, хотя в инструкции № по охране труда при работах в колодцах, коллекторах, венткамерах утвержденной <дата> имеется ссылка, что при использовании лампами надо руководствоваться инструкцией по их эксплуатации.
Согласно п. 3.12 Правил повторный инструктаж проходят все работники независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие, однако машинист насосных установок И.Э.З., машинисты ВНС Б.Н.А., Б.Н.М., М.А.В., машинисты КНС-2 А.А.А., Б.В.В., С.В.В. и А.М.О. в <дата>, допущены к работе и исполнению своих трудовых обязанностей без повторного инструктажа.
В силу абзаца седьмого части второй статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть первая статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации).
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н (далее - Межотраслевые правила).
В силу пунктов 4, 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств, форма которой приведена в приложении к данным Правилам.
Работодатель вправе организовать выдачу средств индивидуальной защиты и их сменных элементов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом требуется персонификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных средствах индивидуальной защиты в электронную форму карточки учета выдачи таких средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 03 октября 2008 года № 543н, утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, на основании которых разрабатываются нормы выдачи СИЗ в организации.
Согласно п. 88 указанных Типовых норм машинист насосных установок должен быть обеспечен жилетом сигнальным 2 класса защиты сроком носки на 1 год.
Пунктом 240 Типовых норм предусмотрено, что электрогазосварщик должен быть обеспечен каской защитной со щитком до износа и поясом предохранительным со страховочной веревкой.
Из п.п. 2 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики, утвержденной приказом Минздрава и соцразвития РФ № 297 от 20.04.2006 г., водителю автомобиля выдается жилет сигнальный.
Список работников ООО «Звениговский водоканал» включает в себя 24 работника, кому предусмотрена выдача сигнальных жилетов: водители автомобилей, машинисты насосных станций, грузчик ассенизаторской машины.
Согласно карточкам учета выдачи СИЗ сигнальные жилеты выдаются, однако из представленных документов по приобретению СИЗ за <дата> подтверждено приобретение лишь 15 сигнальных жилетов, а также предоставлены документы подтверждающие приобретение 3 предохранительных поясов для слесарей АВР, кроме того, электрогазосварщик Р.Ю.Н. не обеспечен каской защитной и поясом предохранительным со страховочной веревкой.
Таким образом, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО «Звениговский водоканал» требований ст. 212, 221, 225 ТК РФ, пункта 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01 июня 2009 года № 290н, п.п. 2.1.4, 2.1.5, 2.2.2, 2.2.3 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», п.п.2.4.13, 3.30, 3.32, 4.1, 4.3, 4.20, 4.31, 4.32 Межотраслевых Правил по охране труда при эксплуатации водопроводно- канализационного хозяйства ПОТ Р М -025-2002, п.п. 2, 88, 240 Межотраслевых Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 г. № 290н, в связи с чем его действия были правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Привлекая ООО «Звениговский водоканал» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл пришел к правильному выводу о нарушении указанным юридическим лицом законодательства о труде, поскольку выявленные нарушения напрямую влияют на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются вышеуказанными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на процессуальные нарушения, допущенные административным органом в части срока составления протокола об административном правонарушении, не свидетельствуют о нарушении законности при привлечении ООО «Звениговский водоканал» к административной ответственности.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ только существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных настоящим кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, может служить основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Довод жалобы о нарушении порядка составления протокола об административном правонарушении является необоснованным, поскольку установленные ст. 28.5 КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении не являются пресекательными.
Само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ
При назначении ООО «Звениговский водоканал» административного наказания должностным лицом Государственной инспекции труда требования ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены. Назначая наказание на основе всесторонней оценки содеянного, тяжести совершенного правонарушения, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о необходимости назначения наказания в виде административного штрафа.
Постановление о привлечении ООО «Звениговский водоканал» к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, штраф является минимальным.
Таким образом, существенных процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, должностным лицом не допущено.
В связи с этим постановление о назначении ООО «Звениговский водоканал» административного наказания отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл В.А.Н.№ от <дата> о назначении ООО «Звениговский водоканал» наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ООО «Звениговский водоканал» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.В. Юпуртышкина