НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Звениговского районного суда (Республика Марий Эл) от 03.11.2017 № 2-906/17

Дело № 2-906/2017Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Звенигово 3 ноября 2017 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Калининой А.Г., в отсутствие сторон и их представителей, третьего лица, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" к Горшкову О. М. о возмещении вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, в размере 106 913 руб., суд

У С Т А Н О В И Л:

Кировское областное государственное казенное учреждение "Дорожный комитет Кировской области" (далее - Комитет, истец) обратилось в суд с иском к Горшкову О.М. о возмещении вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, в размере 106 913 руб. 00 коп.

Требования мотивированы тем, что <дата> ответчиком осуществлялась перевозка груза на транспортном средстве - автомобиль седельный тягач SCANIA G400 LA4ХHLA, государственный регистрационный знак , с полуприцепом SCHМITZ S01 SCO 24, государственный регистрационный знак , по маршруту движения: граница <адрес> по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения. В ходе мероприятий по измерению весовых параметров автотранспортных средств в части соблюдения перевозчиками ограничений по осевым нагрузкам, на передвижном посту, расположенном на посту ДПС в <адрес>, на 30 км автомобильной дороги <адрес> выявлено нарушение правил перевозки груза. В результате превышения при эксплуатации арендуемого ответчиком транспортного средства установленных ограничений по общей массе и по нагрузке на ось, общая сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам Кировской области, составила 106 913 руб. В адрес ответчика была направлена претензия о возмещении вреда, причиненного эксплуатацией принадлежащего ему транспортного средства автомобильным дорогам Кировской области, однако до настоящего времени причиненный вред ответчиком не возмещен.

Истец Кировское областное государственное казенное учреждение "Дорожный комитет Кировской области" просил о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Ответчик Горшков О.М. в судебное заседание не явился, представителя для участия в деле не направил, об отложении разбирательства дела не просил. Ранее участвуя в деле против удовлетворения иска возражал, не оспаривая того, что транспортное средство: автомобиль седельный тягач SCANIA G400 LA4ХHLA, государственный регистрационный знак , с полуприцепом SCHМITZ S01, государственный регистрационный знак на дату составления акта от <дата> было им арендовано у Патрушева Ю.Г. Представил письменный отзыв, в котором выражает несогласие с предъявленными к нему требованиями по тем основаниям, что взвешивание транспортного средства происходило с нарушением требований руководства по эксплуатации весов автомобильных переносных ВА-15С-2. Место для взвешивания автотранспорта происходило на участке стояки закрытого поста ДПС и имеет неровности, трещины и ямы. Измерения проводились с работающим двигателем, а потому результаты измерений являются неточными.

Третье лица Патрушев Ю.Г. в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил. Принимая участие в предварительном судебном заседании указывал на передачу в аренду транспортного средства Горшкову О.М. на дату выявления превышения установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, договор аренды не сохранился.

Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, <дата> в результате проведения весового контроля на посту ДПС на 30-м километре <адрес> зафиксирован факт превышения в период введения временных ограничений предельных значений осевой нагрузки транспортным средством SCANIA G400 LA4ХHLA, государственный регистрационный знак , с полуприцепом SCHМITZ S01, государственный регистрационный знак , принадлежащих на праве собственности Патрушеву Ю.Г., о чем в присутствии арендатора, лично управлявшего транспортным средством (водителя) Горшкова О.М. составлен акт от <дата>, который подписан им без замечаний.

Комитет на основании указанного акта произвел расчет платы в счет возмещения вреда перевозкой тяжеловесного груза, которая составила 106 913 руб. 00 коп., и направил Горшкову О.М. претензию от <дата> N 1350.

Не возмещение Горшковым О.М. ущерба в добровольном порядке послужило основанием для обращения Комитета в суд с настоящим иском.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).

В силу части 1 статьи 29 Закона N 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Законом N 257-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.

В соответствии с частью 12 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в пункте 2 которых установлено, что вред, причиненный автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Под владельцем транспортного средства понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

В абзаце 2 пункта 1 статьи 1079 ГК РФ установлено, что обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Как следует из материалов дела, перевозка груза осуществлялась по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области.

В пункте 2 части 13 статьи 31 Закона N 257-ФЗ, размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

В целях реализации пункта 7 статьи 12, статьи 31 Закона N 257-ФЗ Правительство Кировской области приняло постановление от 02 февраля 2015 года N 23-35 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения", согласно которому расчет, начисление, возмещение и взимание платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог Кировской области регионального или межмуниципального значения осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934.

Постановлением Правительства Кировской области от 17 марта 2015 года N 29/137 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2015 года" (далее - Постановление N 29/137) с 20 апреля по 19 мая 2015 года ввело временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства.

Судом установлено и материалам дела не противоречит, что собственником транспортного средства SCANIA G400 LA4ХHLA, государственный регистрационный знак , с полуприцепом SCHМITZ S01, государственный регистрационный знак , является ФИО1

По договору аренды от <дата> указанное транспортное средство с полуприцепом передано во временное владение и пользование ФИО2 (на что им указывалось в акте от <дата> и не оспаривалось в судебном заседании <дата>).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и во взаимной связи, суд приходит к выводу, что на дату составления акта от <дата> N 11521 законным владельцем указанного транспортного средства с полуприцепом являлся ФИО2 Материалами дела подтвержден факт превышения транспортным средством ответчика осевой нагрузки и общей массы при проезде по автодорогам Кировской области в период временного ограничения движения транспортных средств.

Указанное транспортное средство <дата> осуществляло перевозку груза по маршруту <адрес>, в том числе через Кировскую область.

Результаты весового контроля транспортных средств, находившихся во владении и пользовании ответчика на условиях договора аренды от <дата>, подтверждаются представленным в материалы дела истцом актом от <дата> N 11521.

Согласно указанному акту в результате взвешивания установлено, что фактические нагрузки на оси составили: ось – 8,09 тонны (при допустимой для периода временного ограничения - 6 тонн), ось ,57 тонн (при допустимой - 4 тонны), ось – 4,77 тонны (при допустимой - 4 тонны), ось ,64 тонны (при допустимой - 4 тонны).

При этом взвешивание произведено на автомобильных переносных весах ВА-15С-2 , поверенных <дата> и признанных пригодными к применению на срок до <дата>, что подтверждено свидетельствами о поверке N 66-16/3390, 66-16/3391. Доказательств иного в материалы дела не представлено. По приложенной ответчиком к отзыву на исковое заявление фотографии с изображением участка автомобильной дороги невозможно определить участок дороги, отсутствует дата, когда произведен снимок. В материалы дела представлена копия акта от <дата> приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного обустройства площадки весового контроля на 30 км автодороги <адрес>, на посту ДПС в <адрес>, согласно которому выполненные работы соответствуют предъявляемым руководством по эксплуатации «Весы автомобильные переносные» к плоскости площадки выбранной для работы весового оборудования. При таких обстоятельствах суд полагает, что установленные в результате проверки весовых параметров транспортного средства значения осевых нагрузок, являются объективными и достоверными.

При указанных обстоятельствах, суд, установив факт провоза ответчиком по автомобильным дорогам <адрес> с превышением предельно допустимых значений осевой нагрузки транспортного средства, установленной на период действия временных ограничений, приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика, как владельца транспортного средства, в пользу Кировского областного ГКУ "Дорожный комитет Кировской области" в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам, 106913 руб.

Как указано выше, решением о временном ограничении движения транспортных средств, принятым в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Кировской области, на период временных ограничений установлены вышеприведенные предельно допустимые нагрузки на каждую ось транспортного средства для автомобильных дорог на территории Кировской области.

Указанные предельно допустимые весовые параметры превышены (а именно, превышены допустимые нагрузки по осям, что учтено в расчете), в связи с чем возложение обязанности по возмещению вреда обоснованно.

Расчет заявленной Комитетом суммы ущерба судом проверен и признается верным.

На основании п. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования «Звениговский муниципальный район» подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден в размере 3338 руб. 26 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, в размере 106 913 руб. 00 коп.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину доход бюджета муниципального образования «Звениговский муниципальный район» в размере 3338 руб. 26 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина

Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2017 года.