РЕШЕНИЕ 12-10
г. Зуевка 15 мая 2018 года
Зуевский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Дресвянникова В.А.,
с участием защитника Кочуровой Ю.Л., действующей по доверенности, защитника Ямщикова Д.В., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе АО «Газпром газораспределение ФИО2» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении АО «Газпром газораспределение ФИО2»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО1№ от ДД.ММ.ГГГГ АО «Газпром газораспределение ФИО2» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.5.27.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 51 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением АО «Газпром газораспределение ФИО2» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой указано, что в соответствии с ч.ч.1,2 ст. 11 Федерального Закона « О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда, на которых по результатам исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в установленном порядке. Порядок и форма подачи декларации соответствия условий труда установлены Приказом Минтруда и соцзащиты от ДД.ММ.ГГГГ№н. Согласно п. 2 указанного Приказа в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ декларация оформлялась только в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или)опасные производственные факторы не были выявлены. Срок предоставления указанной декларации в соответствии с п. 5 Приказа установлен в течение 30 рабочих дней с момента окончания специальной оценки условий труда. В силу ч. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменений в статью 11 Федерального закона « Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон « О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест, условия труда на которых на день вступления в силу настоящего закона по результатам исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с включением в нее данных рабочих мест. Вместе с тем, срок подачи уточненной декларации в отношении рабочих мест, на которых производственные факторы признаны оптимальными или допустимыми действующим законодательством не предусмотрено. Отчет о проведении в 2015 году специальной оценки условий труда на рабочих местах филиала утвержден ДД.ММ.ГГГГ. Во исполнение требований Федерального закона № 136-ФЗ уточненная декларация подана заявителем ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, обществом надлежащим образом исполнена установленная законом обязанность по предоставлению уточненной декларации в отношении рабочих мест, на которых производственные факторы признаны оптимальными. Или допустимыми. Просят постановление государственного инспектора от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть жалобу в отсутствие представителя инспекции.
В судебном заседании защитники АО «Газпром газораспределение ФИО2» Кочурова Ю.Л., Ямщиков Д.В. полностью подтвердили доводы жалобы, представили дополнение к жалобе, в котором указано, что Государственная инспекция труда ошибочно полагает, что уточненная декларация рабочих мест должна была быть подана Обществом в разумный срок, то есть в течение 30 рабочих дней с даты внесения в приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.Указанный вывод основан на неверном понимании приказа, что дополнительно подтверждается разъяснениями Министерства труда и социальной защиты РФ, из которых следует, что срок подачи уточненной декларации Законом № 136-ФЗ не устанавливается, и соответственно не ограничивается.
Заслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав, оценив, представленные материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, что также соответствует положению части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет административную ответственность.
Как следует из протокола об административном правонарушении и обжалуемого постановления от АО «Газпром газораспределение ФИО2» в Государственную инспекцию труда <адрес> поступил отчет о проведении специальной оценки условий труда рабочих мест филиала <адрес>, который утвержден ДД.ММ.ГГГГ. Все работодатели, которые проводили специальную оценку условий труда в 2014, 2015 и начале 2016 года, должны были по ее результатам представить в государственную инспекцию по труду декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении оптимальных рабочих мест. То есть мест, на которых вредные или опасные производственные факторы не были выявлены (ч. 1 ст.11 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ в ред. действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в Закон были внесены изменения. В соответствии с ними в декларации указываются сведения не только в отношении безопасных рабочих мест, но и рабочих мест, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми, кроме рабочих мест, поименованных в ч. 6 ст. 10 вышеназванного Закона. Новые правила представления декларации специальной оценки условий труда рабочих мест имеют обратную силу и распространяются на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ ( п. 2 ст. 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ. Все работодатели, которые провели спецоценку и отчитались по ней до ДД.ММ.ГГГГ, должны подать уточненные декларации, если по результатам спецоценки у них были выявлены рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда. Согласно п. 3 приложения 2 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№н) работодателем подается уточненная декларация специальной оценки условий труда рабочих мест государственным нормативным требованиям. Декларация соответствия условий труда поступила от АО «Газпром газораспределение ФИО2» филиал в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 5 порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденного Приказом Министерства труда России от ДД.ММ.ГГГГ№ н декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах. Таким образом, разумный срок подачи уточненной декларации – в течение 30 рабочих дней с даты внесения изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Уточненная декларация подана обществом спустя 11 месяцев. В действиях АО «Газпром газораспределение ФИО2» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 по указанным обстоятельствам АО «Газпром распределение ФИО2» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст.5.27.1 КоАП РФ
В силу ч. 1 ст. 11 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ) в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда, на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ч. 2 данной статьи форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. При этом, обязанность подачи декларации в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда", вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 80н утвержден Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее Порядок).
В соответствии с п. 5 Порядка ( в ред. Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 642н) декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
В связи с принятием данного Федерального закона приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 642н "О внесении изменений в нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" внесены изменения в форму и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденный приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда". Данными изменениями определена форма декларации в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, порядок ее подачи.
До внесения изменений согласно п. 2 Порядка декларация соответствия условиям труда оформлялась только в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.
Пунктом 4 ст. 3 закона № – ФЗ предусмотрено, что в отношении рабочих мест, условия труда на которых на день вступления в силу Закона по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 закона № 426-ФЗ работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с включением в нее данных рабочих мест.
Как следует из материалов дела АО «Газпром газораспределение ФИО2» филиал в <адрес> в 2015 году проведена специальная оценка условий труда. Отчет о проведении специальной оценки условий труда утвержден ДД.ММ.ГГГГ. До внесения данных изменений п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 80н, определяющий срок подачи деклараций, на декларации в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, не распространялся.
Поскольку приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 642н "О внесении изменений в нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" вступил в силу только ДД.ММ.ГГГГ, до указанного момента форма и порядок, в том числе срок подачи декларации в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, установлен не был, следовательно, у общества отсутствовала обязанность по направлению в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Обратную силу изменениям в указанный приказ законодатель не придал.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ АО «Газораспределение ФИО2 подана в Государственную инспекцию труда в <адрес> декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест в филиале АО «Газпром газораспределение ФИО2» в <адрес>: секретарь руководителя, уборщик производственных помещений, водитель автомобиля. На которых по результатам идентификации не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы или условия труда по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, условия труда соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда. Указанная декларация зарегистрирована в органе ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, требования ч. 1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обществом выполнены. Поскольку отчет о поведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, был утвержден до начала действия изменений в Порядок. Пункт 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№н, обществом не нарушен, поскольку в соответствии с п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям установлен срок подачи указанной декларации - не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация. Таким образом, вывод административного органа о том, что обязанность АО «Газпром газораспределение ФИО2» по подаче уточненной декларации в течение 30 рабочих дней с даты внесения изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, является ошибочным.
В письме Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 15-1/ООГ-2092 о разъяснении вопроса применения отдельных положений законодательства о специальной оценке условий труда разъяснено лишь о целесообразным осуществить подачу декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда после внесения соответствующих изменений в приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 80н, а не о сроке подачи работодателями уточненной декларации.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении не указано, время совершения обществом вмененного правонарушения, что влияет на определение сроков давности привлечения лица к административной ответственности. Указанное в постановлении время обнаружения правонарушения не является временем совершения правонарушения, поскольку вмененное обществу правонарушение, не является длящимся.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что АО «Газпром газораспределение ФИО2» положения ч.ч. 1,2 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», не нарушены и соответственно, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу АО «Газпром газораспределение ФИО2» удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО1№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении АО «Газпром газораспределение ФИО2»отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения с подачей жалобы через районный суд.
Судья Зуевского районного суда В.А. Дресвянников