НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зубцовского районного суда (Тверская область) от 02.05.2017 № 2-34/2017

Дело № 2-34/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Зубцов 02 мая 2017 г.

Зубцовский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Титовой Л.Н.,

с участием заместителя прокурора Зубцовского района Трифонова А.А.,

истца Захаровой Е.С.,

истца Захаровой Е.С. действующей в своих интересах и в интересах третьих лиц -несовершеннолетних детей Шуваловой М.А. и Захарова Д.Д.

третьего лица Крутиковой Т.А.,

представителя ответчика Администрации муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области – Листратенкова А.А.,

представителя соответчика Администрации муниципального образования «Зубцовский район» - Войнова С.Г.,

при секретаре Буряковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зубцовского района, действующего в интересах Захаровой ФИО25 к Администрации муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области, Администрации муниципального образования «Зубцовский район», Финансовому отделу Администрации Зубцовского района Тверской области о взыскании неосновательного обогащения

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Зубцовского района, действующий в интересах Захаровой Е.С., обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области о взыскании неосновательного обогащения. В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру Зубцовского района из аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе поступило обращение Захаровой Е.С. о нарушении ее жилищных прав при переселении из аварийного жилищного фонда.

По результатам проверки установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Погорельского сельского поселения Зубцовского района и ОАО строительная фирма «Тверьагрострой» заключен муниципальный контракт на долевое участие в строительстве 9 жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме, строящемся с привлечением денежных средств в рамках региональной адресной программы Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012 год (далее муниципальный контракт ).

Захарова Е.С. являлась участником программы «Адресная программа Погорельского сельского поселения Зубцовского района по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на 2012-2013 годы».

Занимаемое Захаровой Е.С. жилое помещение, признанное аварийным, являлось муниципальной собственностью Погорельского сельского поселения.

По необоснованным требованиям сотрудников администрации Погорельского сельского поселения Захарова Е.С. подала в администрацию Погорельского сельского поселения заявление о согласии на оплату средств за дополнительную площадь приобретаемой квартиры, сверх ранее занимаемой, тогда как данная оплата должна была быть проведена за счет средств местного бюджета Погорельского сельского поселения.

После этого сотрудниками администрации Погорельского сельского поселения Захаровой Е.С. в нарушение ч. 9 ст. 20.5 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и муниципального контракта предоставлена квитанция для оплаты, в которой в качестве основания для перечисления денежных средств указано – добровольное пожертвование.

Получив неоднократные угрозы от сотрудников администрации Погорельского сельского поселения о том, что в случае не перечисления денежных средств строительство дома будет остановлено, Захарова Е.С. ДД.ММ.ГГГГ перечислила на счет администрации Погорельского сельского поселения 72 000 рублей.

Тем самым произошло неосновательное обогащение муниципального образования Погорельское сельское поселение за счет Захаровой Е.С. при реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

Данные действия администрации Погорельское сельское поселение не соответствовали требованиям ч. 9 ст. 20.5 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции по состоянию на январь 2013 года), п. 5.1 муниципального контракта , что повлекло существенное нарушение жилищных прав и законных интересов Захаровой Е.С.

Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

На основании изложенного прокурор Зубцовского района просит взыскать с Администрации муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области в пользу Захаровой Е.С. неосновательное обогащение в размере 72 000 рублей при реализации муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на долевое участие в строительстве 9 жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме, в рамках региональной адресной программы <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012 год.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечены к участию в деле в качестве соответчиков Администрация муниципального образования «Зубцовский район» и Финансовый отдел Администрации Зубцовского района Тверской области.

В ходе рассмотрения от прокурора Зубцовского района поступило заявление об изменении исковых требований. В заявлении прокурор Зубцовского района просил:

1. Признать договор дарения (добровольного пожертвования) 72 000 руб. Захаровой Е.С. администрации муниципального образования Погорельское сельское поселение притворной сделкой, совершенной с целью прикрыть следку по предоставлению администрацией муниципального образования Погорельское сельское поселение участнику программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Захаровой Е.С. квартиры по адресу: <адрес>, с оплатой Захаровой Е.С. предоставленной площади, сверх ранее занимаемой площади муниципального жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу.

2. Возвратить исполненное по недействительной (ничтожной) сделке, в части возврата администрацией муниципального образования Погорельское сельское поселение Захаровой Е.С. 72 000 руб., оплаченных Захаровой Е.С., за предоставленную площадь квартиры, по адресу: <адрес>, сверх ранее занимаемой площади муниципального жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу.

Определением Зубцовского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление прокурора Зубцовского района об изменении исковых требований принято к производству.

Впоследствии прокурор Зубцовского района от измененных исковых требований отказался, поддержал первоначальные исковые требования о взыскании неосновательного обогащения.

Определением Зубцовского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по измененным исковым требованиям прекращено.

Процессуальный истец - заместитель прокурора Зубцовского района Трифонов А.А. первоначальные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в первоначальном исковом заявлении.

Истец Захарова Е.С. действующей в своих интересах и в интересах третьих лиц - несовершеннолетних детей ФИО20 и ФИО21 исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что она со своей семьей проживала в аварийном жилье, состоящем из двух комнат площадью 47 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>. В данном жилье зарегистрированы 4 человека. В ДД.ММ.ГГГГ дом признали аварийным. В 2010 году ее семья вступила в программу по переселению из аварийного жилья. В ДД.ММ.ГГГГ в здании Администрации Погорельского сельского поселения Лукашова Т.М. ей объяснила, что если она хочет приобрести лишние метры по жилой площади, то нужно написать заявление. Под диктовку Лукашовой Т.М. Захарова Е.С. написала заявление. Заявление писала в Администрации в кабинете Лукашовой Т.М. Данное заявление она писала до постройки дома. У нотариуса Захарова Е.С. не была, в присутствии Захаровой Е.С. нотариус заявление не заверял. Летом 2012 года Захаровой Е.С. позвонила Лукашова Т.М. и попросила внести сумму в 72 000 рублей, так как в квартире, которую предоставляли ее семье, были лишние 2 кв.м., 1 кв.м. стоил 36 000 рублей. Лукашова Т.М. звонила в течение 6 месяцев и спрашивала про деньги, говорила, если Захарова Е.С. не внесет деньги, то строительство дома приостановят и ее семья не получит квартиру. Угроз со стороны Лукашовой Т.М. не было. Лукашова Т.М. говорила лишь, что из-за нее (Захаровой) страдают другие жители, а также что Захарова Е.С. может не получить жилье.

Захарова Е.С. просила, чтобы ей предоставили квартиру в 47 кв.м., ей были не нужны лишние метры, так как у нее не было финансовых средств и у нее ребенок инвалид. В новом доме было 9 квартир, но квартиры в 47 кв.м. не было, поэтому им дали квартиру в 49 кв.м. Чтобы оплатить дополнительные метры, ее муж взял кредит в банке Русский стандарт в г. Москва. В настоящее время кредит выплачен. Денежные средства в сумме 72 000 рублей перечислила ДД.ММ.ГГГГ через Сбербанк по квитанции. В бланке с реквизитами, которые ей дала Лукашова Т.М., было указано добровольное пожертвование. Лукашова Т.М. своей рукой в реквизитах зачеркнула добровольное пожертвование, и сверху дописала «за лишние метры». На вопрос Захаровой Е.С., почему в реквизитах указано «добровольное пожертвование», Лукашова Т.М. ответила, что других реквизитов нет, так как Захарова Е.С. затянула с выплатой денежных средств. Лукашова Т.М. ввела ее в заблуждение. О том, что Захарова Е.С. не должна была оплачивать денежные средства за дополнительные метры, услышала по телевизору и затем сделала запрос уполномоченному президента, в ответе которого ей разъяснили, что денежные средства должна была оплачивать Администрация Погорельского сельского поселения. О своем нарушенном праве ей стало известно в июне 2016 года.

Прокурором Зубцовского района в отношении Лукашовой Т.М. было возбуждено уголовное дело. Захарову Е.С.) допрашивали в Ржевском следственном отделе. В мае 2016 года следователь сообщил, что с Захаровой Е.С. не должны были брать денежные средства, так как это незаконно. В декабре 2016 года из прокуратуры получила ответ, в котором было указано, что не должны были оплачивать денежные средства за дополнительные метры. Желания вносить добровольное пожертвование в Администрацию Погорельского поселения у нее не было, так как у нее больной ребенок и тяжелое материальное положение.

В настоящее время также проживает в муниципальной квартире, в квартире зарегистрировано 4 человека, нанимателем квартиры является ее мама – Крутикова.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области – Листратенков А.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения искового заявления. Суду показал, что от Захаровой Е.С. на счет Администрации Погорельского сельского поселения поступали денежные средства в сумме 72 000 рублей как добровольное пожертвование на коммунальные расходы на неотложные нужды. Всего на счет Администрации Погорельского сельского поселения от Захаровой Е.С. и Снетковой Л.А. поступило 100 000 рублей. Добровольные нужды могли идти на любые цели, они не пошли на строительство дома. Деньги пошли на содержание уличного освещения, коммунальные расходы. В платежном поручении о перечислении денежных средств Захаровой Е.С. указано добровольное пожертвование. Других случает добровольного пожертвования, кроме Захаровой и Снетковой – не было.

Как следует из ст.45 Устава МО Погорельское сельское поселение Зубцовского района для решения конкретных вопросов местного значения сельского поселения могут привлекаться разовые платежи граждан, так и дополнительными средствами (раздел 5 Устава).

Из адресной программы Погорельского сельского поселения Зубцовского района ДД.ММ.ГГГГ дополнительными источниками финансирования могут быть и участие жильцов.

Из отзыва от ДД.ММ.ГГГГ на исковое заявление следует, что Администрация муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области с данным исковым заявлением не согласна по следующей причине: в описательной части искового заявления указывается: «… Получив неоднократные угрозы от сотрудников администрации Погорельского сельского поселения о том, что в случае не перечисления денежных средств строительство дома будет приостановлено, Захарова Е.С. ДД.ММ.ГГГГ перечислила на счет Администрации Погорельского сельского поселения 72 000 рублей …» однако в судебном заседании ни истец ни представитель Прокуратуры Зубцовского района не смогли доказать о наличии угроз со стороны Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района в отношении Захаровой Е.С. при этом на платежном поручении, которым Захарова Е.С. перечислила денежные средства в сумме 72 000 рублей в поле назначение платежа указано как добровольное пожертвование. В соответствии со ст. 582 ГК РФ пожертвование юридическому лицу необязательно должно быть обусловлен о использование имущества по целевому назначению. Следовательно, оно может служить для обеспечения неотложных нужд учреждения.

Некоммерческие организации, к числу которых относятся казенные, бюджетные и автономные государственные и муниципальные учреждения, могут получать пожертвования «на содержание учреждения», «на ведение уставной деятельности», «на текущие расходы учреждения» и т.п. Следовательно, перечисленные Захаровой Е.С. денежные средства в качестве добровольного пожертвования на счет Администрации Погорельского сельского поселения могли быть использованы на любые неотложные нужды Администрации в том числе и на строительство дома. В связи с вышеизложенным просит суд в удовлетворении требований прокурора Зубцовского района в интересах Захаровой Е.С. о взыскании с Администрации муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области в пользу Захаровой Е.С. неосновательного обогащения в размере 72 000 рублей при реализации муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на долевое участие в строительстве 9 жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме, в рамках региональной адресной программы <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на 2012 год (далее муниципальный контракт ) отказать.

Представитель соответчика Администрации муниципального образования «Зубцовский район» - Войнов С.Г., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, возражает против удовлетворения исковых требований прокурора Зубцовского района. Суду пояснил, что полностью поддерживает представителя ответчика Листратенкова А.А. Из материалов дела видно, что денежные средства, перечисленные Захаровой Е.С. на счет Администрации Погорельского сельского поселения, это добровольное пожертвование. Также в платежном поручении, в назначении платежа указано как добровольное пожертвование.

Из отзыва от ДД.ММ.ГГГГ на исковое заявление следует, что Администрация Зубцовского района с исковыми требованиями прокурора Зубцовского района не согласна по следующими причинам.

Определение понятия пожертвования установлено ст. 582 ГК РФ. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия. Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.

При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. В соответствии со ст. 572 ГК РФ, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность. Обещание безвозмездно передать кому-либо вещь признается договором дарения и связывает обещавшего, если обещание сделано в надлежащей форме и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем безвозмездную передачу вещи. Указание в договоре пожертвования конкретной суммы добровольного взноса соответствует нормам закона, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом пожертвованием является дарение вещи.

Деньги относятся к движимым вещам в соответствии со ст. 130 ГК РФ.

Пожертвование неверно определять как одностороннюю сделку, поскольку передача имущества является ответом на предложение делать пожертвования, и договор возникает при передаче имущества. Согласие сторон выражается и в факте принятия пожертвования, т.к. возможен отказ в принятии дара. Таким образом, договор пожертвования является двусторонним.

Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.

В п. 1 ст. 124 ГК РФ в качестве субъектов гражданского права поименованы Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.

Частью 1 ст. 53 Закона № 131-ФЗ определено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), к доходам которого статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесены:

- налоговые доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

В частности, в бюджеты сельских поселений подлежат зачислению налоговые доходы от местных налогов: земельный налог и налог на имущество физических лиц – по нормативу 100% (статья 61.5 НК РФ);

- неналоговые доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы; иные неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления – дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Исходя их приведенных норм установлено, что внесенные Захаровой Е.С. денежные средства в размере 72 000 рублей, как добровольное пожертвование в адрес Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области не противоречат действующему законодательству.

В ходе судебного заседания Захарова Е.С. пояснила, что денежные средства в размере 72 000 рублей были перечислены на счет Администрации МО Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области за дополнительные метры получаемой площади муниципального жилого помещения.

Перечисленные Захаровой Е.С. денежные средства в качестве добровольного пожертвования на счет Администрации МО Погорельского сельского поселения могли быть использованы на неотложные нужды Администрации, в том числе и на строительство дома.

Адресной программой Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной решением Совета депутатов Погорельского сельского поселения Зубцовского района от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что общая стоимость выполнения Программы составляет 11 766 000 руб., из них за счет средств:

- Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства - 7831886 руб.;

- областного бюджета Тверской области – 2638902 руб.;

- местных бюджетов – 293212 руб.;

- дополнительные источники финансирования – 1002000 руб., в том числе:

1) местный бюджет – 591788 руб.

2) участие жильцов – 115000 руб.

Учитывая тот факт, что Захарова Е.С. давала свое письменное заявление, заверенное нотариусом, о предоставлении ей дополнительных метров сверх ранее занимаемой площади муниципального жилого помещения, добровольно перечислила на счет Администрации Погорельского сельского поселения денежные средства в размере 72 000 рублей, и руководствуясь изложенными нормами законодательства РФ, Администрация Зубцовского района просит в удовлетворении исковых требований прокурора Зубцовского района, действующего в интересах Захаровой Е.С. о взыскании неосновательного обогащения отказать полностью.

Представитель соответчика Финансового отдела Администрации Зубцовского района Тверской области – Оборнева О.С., распоряжение о назначении от ДД.ММ.ГГГГ-р, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. В адресованном суду заявление просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Финансового отдела Администрации Зубцовского района, в удовлетворении исковых требований просит отказать по причине отсутствия нарушений Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Ранее в судебном заседании исковые требования прокурора Зубцовского района не признала. Суду пояснила, из платежных документов видно, что зачислены денежные средства в сумме 72 000 рублей. Куда и на какие цели были потрачены данные денежные средства Администрацией Погорельского сельского поселения не известно. В графе получатель указано – как прочие безвозмездные поступления. Указан счет, он в Администрации Погорельского сельского поселения один, имеется код дохода. Код дохода, который указан в платежном поручении – безвозмездное поступление. Данные денежные средства поступили в Администрацию Погорельского сельского поселения. На основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Финансовый отдел Администрации Зубцовского района формирует бюджет. У них установлена программа, через которую они видят все поступления. Не согласна с тем, что Зубцовский район должен возвращать Захаровой Е.С. денежные средства в сумме 72 000 рублей, так как все полномочия возложены на Администрацию Погорельского сельского поселения, они подписывали первичные документы и платежные документы. Говорит, что были случаи, когда граждане оплачивали денежные средства за лишние метры, но там, в назначении платежа было указано «за дополнительны квадратные метры».

Третье лицо Крутикова Т.А. исковое заявление прокурора Зубцовского района и показания Захаровой Е.А. поддержала. Просила иск удовлетворить.

Представитель третьего лица АО строительная фирма «Тверьагрострой» о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в адресованном суду сообщении просили дело рассмотреть в отсутствие представителя, вынесение решения оставляют на усмотрение суда.

Свидетель ФИО15 суду показала, что Лукашова Т.М. звонила ей несколько раз и просила передать Захаровой Е.С., чтобы Захарова Е.С. пришла в Администрацию Погорельского сельского поселения Зубцовского района. В конце августа 2012 года, когда звонила Лукашова Т.М., она (Абрамова В.В.) приглашала Захарову Е.С. к телефону и после их разговора Захарова Е.С. была взволнована, так как не знала где взять деньги чтобы оплатить за лишние квадратные метры. О чем именно разговаривали Лукашова Т.М. и Захарова Е.С., Абрамова В.В. не слышала и не расспрашивала. Но из разговора поняла, что нужны деньги для оплаты за лишние квадратные метры, если семья Захаровой Е.С. не оплатят, то строительство дома будет приостановлено.

Свидетель ФИО9 суду показала, что она работала Главой Администрации Погорельского сельского поселения с 2009 года. Подготавливали программу о переселении граждан из аварийного жилья <адрес>, <адрес> жилого помещения граждан. Норма на человека была 9 квадратных метров. Если у человека площадь жилого помещения меньше учетной нормы, они были обязаны довести до этой учетной нормы и заплатить. У Захаровой Е.С. не хватало площади, поэтому у нее спрашивали, если она желает площадь больше, то нужно будет доплатить. У Захаровой Е.С. была квартира площадью 46,5 кв.м., где было зарегистрировано 4 человека, то есть им положено 36 кв. м. по учетной норме. У них изначально было больше учетной нормы, поэтому к Захаровой Е.С. учетная норма не подходила. Семья Захаровой Е.С. хотела площадь квартиры побольше, и за это должны были оплатить 72 000 рублей. Данные денежные средства были запланированы и входили в сумму контракта. Дополнительные средства местного бюджета – это средства жителей, которые оплачивались застройщику. Денежные средства, которые вносились Захаровой Е.С. пошли на дополнительную площадь, в которой она проживает. Если люди захотели площадь больше, то с них нужно было взять заявление. Данные заявления в 2009 году брали со всех жильцов аварийного дома. Но в итоге на большую площадь согласились Захарова Е.С. и Снеткова Л.В. Администрация Погорельского сельского поселения не знали, какая будет площадь квартир, но шли людям навстречу. Когда составляли программу по переселению из аварийного жилья, Захарова Е.С. захотела площадь квартиры больше на 2 кв.м. Застройщики получили документы на застройку квартиры для Захаровой Е.С. больше на 2 кв.м. Застройка была под конкретное количество квартир. Когда проводился конкурс, то были готовые площади.

ДД.ММ.ГГГГ Лукашова Т.М. диктовала Захаровой Е.С. текст заявления по образцу. Давление на Захарову Е.С. она не оказывала, не угрожала. Нотариуса привозили в Администрацию Погорельского сельского поселения, где и заверяли данное заявление Захаровой Е.С. Затем Лукашова Т.М. возила документы в Министерство ЖКХ. КБК для перечисления средств жителей для оплаты дополнительной площади они спрашивали у Финансового отдела Администрации Зубцовского района, ей дали КБК добровольного пожертвования, иного КБК, в данном случае нет. Когда давала Захаровой Е.С. реквизиты для оплаты, говорила, что данные деньги идут за дополнительную площадь. О том, чтобы Захарова Е.С. оплатила денежные средства в размере 72 000 рублей, она напоминала Захаровой Е.С. несколько раз. Захарова Е.С. хотела площадь квартиры больше, Администрация Погорельского сельского поселения не имела право за них платить, так как это было бы не целевое расходование денежных средств. Захарову Е.С. никто не принуждал. Если бы Захарова Е.С. не оплатила денежную сумму в размере 72 000 рублей, ее семью все равно бы вселили, но затем нужно было бы через суд удерживать денежные средства.

Свидетель ФИО17 суду пояснил, что Захарова Е.С. его жена. Она сказала, что нужно заплатить денежные средства Лукашовой Т.М. за дополнительные 2,4 кв.м. квартиры, которую им предоставят по переселению. Они не просили квартиру большей площадью, их поставили перед фактом. В течение недели нужно было оплатить 72 000 рублей. Лукашова Т.М. говорила, что если они не заплатят, то никого не переселят. Захаров Д.И. взял кредит в банке Русский Стандарт в сумме 80 000 рублей, 72 000 рублей заплатили Администрации Погорельского сельского поселения. Они бы взяли квартиру равнозначную по площади их прежней квартире. У них не было желание вносить добровольное пожертвование в Администрацию Погорельского сельского поселения, они вносили деньги не как добровольное пожертвование, а за дополнительные метры.

Свидетель ФИО18 суду пояснила, что с Захаровой Е.С. переселялись по одной программе. Захарова Е.С. оплатила 72 000 рублей за лишние квадратные метры. Захарова Е.С. не просила дополнительные метры. Со слов Захаровой Е.С. знает, что за дополнительные метры Лукашова Т.М. предложила ей оплатить. Реквизиты на перечисление денежных средств дали в Администрации Погорельского сельского поселения. ФИО18 перечислила на счет Администрации Погорельского сельского поселения 30 000 рублей, но должна была перечислить 52 500 рублей. Из них никто не просил лишние квадратные метры, заявления писали до постройки дома.

Изучив и исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливаются правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяется компетенция, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулируются отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

На основании ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).

Согласно ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии с ч. 9 ст. 20.5 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ред. 30.11.2011), в случае заключения муниципального контракта на строительство домов, указанных в части 3 настоящей статьи, или приобретение жилых помещений в этих домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную в соответствии с частью 7 настоящей статьи, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета. В случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.

Постановлением Правительства Тверской области от 22.03.2012 № 108-пп утверждена региональная программа «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012-2013 годы» (далее Региональная программа).

Региональная программа «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012 - 2013 годы (I этап)» разработана в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для обеспечения финансовой поддержки муниципальных образований Тверской области, выполнивших установленные Федеральным законом условия предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, для переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, с целью создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований Тверской области.

В перечень муниципальных образований Тверской области – участников Программы входит Погорельское сельское поселение Зубцовского района.

Согласно п. 15, 16 Раздела VI Региональной программы, финансовые средства для реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, формируются на условиях софинансирования за счет средств Фонда, областного бюджета Тверской области и бюджетов муниципальных образований - участников Программы.

Объем финансирования Программы за счет средств всех источников составит 107540100,00 руб., в том числе:

а) средства Фонда - 73233076,48 руб.;

б) средства областного бюджета Тверской области - 24675400,02 руб.;

в) средства местных бюджетов - 2741711,10 руб.;

г) дополнительные средства местных бюджетов - 6889912,40 руб.

В соответствии с п. 21 Раздела VI дополнительные средства местного бюджета предусмотрены Программой на предоставление гражданам жилых помещений площадью, превышающей площадь изымаемого помещения, и рассчитываются как сумма разниц общей площади каждого предоставляемого жилого помещения и общей площади изымаемого жилого помещения, умноженная на стоимость одного квадратного метра, указанную в Программе, для предоставления жилого помещения.

Из материалов дела следует, что Советом депутатов Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ принято решение «Об утверждении программы «Адресная программа Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2011 год».

Решениями Совета депутатов Погорельского сельского поселения Зубцовского района от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в решение Совета депутатов Погорельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении программы «Адресная программа Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2011 год». Название программы читается как «Адресная программа Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012 год».

Решением Совета депутатов Погорельского сельского поселения Зубцовского района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение Совета депутатов Погорельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении программы «Адресная программа Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012 год». Название программы читается как «Адресная программа Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012-2013 годы» (далее Программа).

Основной целью реализации Программы является обеспечение стандартов качества жилищных условий граждан Погорельского сельского поселения Зубцовского района и создание безопасных условий для их проживания, развитие малоэтажного жилищного строительства.

Согласно абз. 6 Раздела I Программы, количество аварийных жилых домов, подлежащих расселению в рамках реализации программных мероприятий в первом квартале 2013 года составляет 2 многоквартирных дома, общей площадью 360,2 кв.м., в них проживает 9 семей (27 человек).

В соответствии с Разделом V Программы финансовые средства для реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, формируются на условиях софинансирования за счет средств Фонда, областного бюджета Тверской области и бюджета Погорельского сельского поселения.

Общая стоимость выполнения Программы составляет 11575500 руб., из них за счет средств:

- Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства - 7862445,60 руб.;

- областного бюджета Тверской области – 2649198,96 руб.;

- бюджета Погорельского сельского поселения – 294355,44 руб.;

- дополнительные средства бюджета Погорельского сельского поселения – 769500 руб.

Согласно приложению к данной Программе, установлен Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан, куда вошел д<адрес>.

Указанный жилой дом включен в реестр муниципальной собственности Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области на основании Закона Тверской области № 62-ЗО от 19.06.2007 «О разграничении муниципального имущества между Зубцовским районом Тверской области и входящими в его состав поселениями», Акта приема-передачи имущества в муниципальную собственность Погорельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Стоимость переселения граждан в рамках обязательного софинансирования по данному дому составляет 8574000,00 руб., в том числе за счет средств Фонда – 6238442,40 руб., за счет средств бюджета Тверской области – 2102001,84 руб., за счет средств местного бюджета – 233555,76 руб.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Погорельского сельского поселения Зубцовского района и ОАО строительная фирма «Тверьагрострой» заключен муниципальный контракт (далее Контракт) на долевое участие в строительстве 9 жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме, строящихся с привлечением денежных средств в рамках региональной адресной программы Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012 год.

Согласно п. 3.1 предмет Контракта, в соответствии с результатами открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта по долевому участию в строительстве квартир в многоквартирном малоэтажном доме по адресу: <адрес>, для предоставления гражданам, переселяемым из аварийных многоквартирных домов.

В соответствии с п. 3.3 Контракта, квартиры приобретаются в целях переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, с целью создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области.

На основании п. 5.1 Контракта, оплата дополнительной площади приобретаемых квартир, сверх ранее занимаемой гражданами в аварийном жилищном фонде, осуществляется за счет дополнительных средств местного бюджета.

Факт оплаты Администрацией Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области стоимости выполнения Программы подтверждается платежными поручениями: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. В общей сумме 11575500 рублей.

Захарова Е.С. являлась участником программы «Адресная программа Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012-2013 годы».

Согласно договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, между Комитетом по управлению имуществом Зубцовского района, действующего от имени собственника жилого помещения, и Крутиковой Т.А. был заключен типовой договор социального найма жилого помещения общей площадью 46,5 кв.м., по адресу: д. <адрес>, <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены члены семьи: ФИО2 – дочь, ФИО19 – дочь, ФИО20 – внучка.

Как следует из выписки из реестра муниципальной собственности Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение общей площадью 46,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, д. Вахново, <адрес> числится в реестре муниципальной собственности Погорельского сельского поселения <адрес>, квартиросъемщиком является ФИО13

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, в котором находилось занимаемое Крутиковой Т.А., в том числе Захаровой Е.С., жилое помещение, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным в связи с физическим износом в процессе длительной эксплуатации, что подтверждается Актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Главы Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ семья Крутиковой Т.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Решением Совета депутатов Погорельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 кв.м. общей площади.

Решением Совета депутатов Погорельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Решение от ДД.ММ.ГГГГ, установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9 кв.м. общей площади помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Захарова Е.С. обратилась к Главе Администрации Погорельского сельского поселения ФИО9 с заявлением о том, что она и ее несовершеннолетние дети ФИО20 и ФИО21 дают согласие на переселение из аварийного дома в новую благоустроенную квартиру равноценной или большей площадью с оплатой за их счет. Аналогичные заявления также поступили от ФИО13, ФИО19 в которых они также дают согласие на переселение из аварийного дома в новую благоустроенную квартиру равноценной или большей площадью с оплатой за их счет.

Из платежного поручения следует, что ДД.ММ.ГГГГ Захаровой Е.С. в адрес Администрации Погорельского сельского поселения было оплачено 72 000 рублей, в наименовании платежа указано «добровольное пожертвование».

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Погорельского сельского поселения, действующей от имени собственника жилого помещения, в лице Лукашовой Т.М. и Крутиковой Т.А. был заключен типовой договор социального найма жилого помещения , общей площадью 48,9 кв.м., по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: дочь ФИО2, 1985 г.р., внучка ФИО20, 2005 г.р., внук ФИО21, 2008 г.р.

Из ответа Прокуратуры Зубцовского района от ДД.ММ.ГГГГж-2016 в адрес Захаровой Е.С. следует, что в нарушение ч. 9 ст. 20.5 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Администрацией Погорельского сельского поселения приняты денежные средства за дополнительную площадь приобретаемых квартир, сверх ранее занимаемой от Снетковой Л.А. в размере 30 000 рублей и Захаровой Е.С. в размере 72 000 рублей. Материал проверки по данным фактам в порядке ст. 37 УПК РФ направлен для рассмотрения в Зубцовское ОП МО МВД России «Ржевский» для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц Администрации Погорельского сельского поселения.

Как установлено судом, начальником отделения по обслуживанию Зубцовского ОП СО МО МВД России «Ржевский» в отношении Лукашовой Т.М. ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 286 ч. 1 УК РФ, что подтверждается материалами надзорного производства .

ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения по обслуживанию Зубцовского ОП СО МО МВД России «Ржевский» в отношении Лукашовой Т.М. было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 286 ч. 1 УК РФ.

Как следует из постановления о возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Погорельского сельского поселения Зубцовского района и ОАО строительная фирма «Тверьагрострой» заключен муниципальный контракт на долевое участие в строительстве 9 жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме, строящемся с привлечением денежных средств в рамках региональной адресной программы Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012 год. Крутикова Т.А. являлась участником программы «Адресная программа Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012-2013 годы». Занимаемое Крутиковой Т.А. жилое помещение признано аварийным, являлось муниципальной собственностью Погорельского сельского поселения. По инициативе Лукашовой Т.М., которая являлась Главой Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Крутикова Т.А. подала в Администрацию Погорельского сельского поселения заявления о согласии на оплату денежных средств за дополнительную площадь приобретаемых квартир, сверх ранее занимаемой, тогда как данная оплата должна была быть проведена за счет средств местного бюджета Погорельского сельского поселения. После этого сотрудниками администрации Крутиковой Т.А. в нарушение указанного требования законодательства и муниципального контракта предоставлены квитанции для оплаты, в которых в качестве основания для перечисления денежных средств указано – добровольное пожертвование. Получив неоднократную информацию от сотрудников администрации о том, что в случае не перечисления денежных средств, строительство дома будет остановлено, Крутикова Т.А. перечислила на счет администрации 72 000 рублей. Тем самым, сотрудник Администрации Погорельского сельского поселения, а именно Глава администрации Лукашева Т.М. совершила действия, явно выходящие за пределы ее полномочий не соответствующие требованиям указанных нормативно-правовых актов, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов Крутиковой Т.А.

Постановлением начальником отделения по обслуживанию Зубцовского ОП СО МО МВД России «Ржевский» от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело соединено в одно производство с уголовным делом , соединенному уголовному делу присвоен .

Как видно из протокола допроса потерпевшей Захаровой Е.С. от ДД.ММ.ГГГГ, до 2013 года Захарова Е.С. совместно с мужем ФИО17 и двумя детьми проживала в д. <адрес> в муниципальной квартире площадью 46,5 кв.м. в доме, принадлежащем Администрации Погорельского сельского поселения. Ранее с ними проживала ее мать Крутикова Т.А., в настоящее время она живет отдельно по адресу: <адрес>. С Крутиковой Т.А. был заключен договор социального найма жилого помещения в январе 2007 года. Данный дом был признан аварийным. В данной квартире было прописано 4 человека: Захарова Е.С., ее мать Крутикова Т.А., ее сестра и ее ребенок ФИО20 В 2010 году Глава администрации Погорельского сельского поселения Лукашова Т.М. провела собрание с жителями их дома, которым сказала, что в связи с тем что их дом признан аварийным, всех переселят в новое жилье, но когда именно она не знает. Также Лукашова Т.М. пояснила, что необходимо написать заявления на согласие на переселение из аварийного дома в новый благоустроенный дом с большей площадью предоставляемого жилья с оплатой за их счет разницы стоимости за квадратные метры. После чего Лукашова Т.М. продиктовала им формулировку заявления на ее имя. Данное заявление было заверено у нотариуса. В 2012 году в рамках региональной программы «Адресная программа Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012-2013 годы» жильцам их дома предоставляли жилье в новом благоустроенном доме по адресу: <адрес>. Новый дом начали строить осенью 2012 года. Когда началось строительство нового дома, Лукашова Т.М. вызвала Захарову Е.С. в администрацию, где сказала, что в квартире, которую ее семье предоставляют в новом благоустроенном доме площадь 48,9 кв.м., то есть на 2,4 кв.м. больше, поэтому Захаровой Е.С. необходимо доплатить денежные средства в размере 72 000 рублей из расчета 30 000 рублей за 1 кв.м. Лукашова Т.М. дала Захаровой Е.С. реквизиты для перечисления денежных средств. На листе, на котором были указаны реквизиты банка, было указано «добровольное пожертвование», однако данная фраза была перечеркнута. Производить оплату Захарова Е.С. не стала, так как у нее не было денежных средств. Лукашова Т.М. неоднократно звонила Захаровой Е.С. и говорила, что необходимо оплатить деньги, иначе строительство нового дома приостановится и ее семья не получит квартиру. Лукашова Т.М. была настойчива: звонила, передавала через соседей чтобы Захарова Е.С. оплатила деньги. В связи с тем, что ее (Захаровой Е.С.) младший сын инвалид, она не работает, ее муж Захаров Д.И. оформил кредит на сумму 72 000 рублей. После чего Захарова Е.С. перечислила денежные средства в размере 72 000 рублей на счет Администрации Погорельского сельского поселения. Позже она узнала, что оплата за дополнительные метры в новом предоставляемом жилье производится за счет местного бюджета. На вопрос, почему требуется оплатить данную сумму, если программа финансируется за счет средств бюджета, Лукашова Т.М. пояснила, что данная сумма должна оплачиваться ими (семьей Захаровой Е.С.), так как в 2010 году они написали заявление на согласие оплаты за дополнительные метры в новой квартире. Сумма в размере 72 000 рублей является для нее (Захаровой Е.С.) существенной, так как она не работает, на иждивении двое детей, один из которых инвалид, живут на денежные средства, которые зарабатывает муж.

Постановлением следователя отделения по обслуживанию Зубцовского ОП СО МО МВД России «Ржевский» от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело (уголовное преследование) в отношении Лукашовой Т.М. прекращено по основанию, предусмотренному ст. ст. 27 ч. 1, 212 и 213 УПК РФ – вследствие акта об амнистии.

Согласно ответа АО «Банк Русский Стандарт», адресованного Захарову Д.И., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обязательства сторон по Договору от ДД.ММ.ГГГГ исполнены в полном объеме. Договор прекратил свое действие. Общая сумма процентов за пользование Кредитом, плат и комиссий, начисленных по Договору за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляет 11230, 13 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Захарова Е.С. обратилась к Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе с заявлением о нарушении жилищных прав при переселении из аварийного жилищного фонда.

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Таким образом, исходя из норм действующего на момент реализации Программы переселения законодательства, предоставление жилых помещений по договору социального найма регулировалось нормами жилищного законодательства. Жилое помещение, в котором истец Захарова Е.С. совместно с членами своей семьи проживала фактически по договору найма, поскольку собственником жилого помещения не являлась, была включена в муниципальную Программу по переселению из аварийного жилого фонда, которая возлагала на бюджет Погорельского сельского поселения обязанность по оплате дополнительных метров жилой площади приобретаемого жилья, что также было предусмотрено ч. 9 ст. 20.5 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в котором отсутствует обязанность граждан, вселяемых в жилое помещение, производить доплаты из собственных средств за стоимость дополнительной площади предоставляемого жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительная площадь приобретаемого Администрацией Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области жилья для Захаровой Е.С. и ее семьи превысила на 2,4 кв.м. Данное превышение общей площади, ранее занимаемой истцом Захаровой Е.С. и членами ее семьи, не превышает нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.

Согласно сообщению Финансового отдела Администрации Зубцовского района от ДД.ММ.ГГГГ, средства в сумме 72 000 рублей от Захаровой Е.С. зачислены на единый счет бюджета муниципального образования Погорельское сельское поселение ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается копий платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ, ведомостью кассовых поступлений от ДД.ММ.ГГГГ). Денежные средства поступили в доход бюджета по коду бюджетной классификации 61 «Прочие безвозмездные поступления в бюджеты поселений». Средства, поступающие по данной бюджетной классификации, не имеют целевого назначения и не распределяются на конкретные цели. Соответственно, определить на финансирование каких мероприятий направлены поступившие средства не представляется возможным.

На основании ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Довод представителя ответчика Администрации муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области Листратенкова А.А., представителя ответчика Администрации муниципального образования «Зубцовский район» Войнова С.Г. о том, что внесенные истцом Захаровой Е.С. денежные средств в размере 72 000 рублей на счет Администрации Погорельского сельского поселения были добровольным пожертвованием, суд признает несостоятельным, поскольку имеющиеся в материалах дела доказательства не подтверждают доводы ответчиков о добровольном внесении истцом Захаровой Е.С. денежных средств, Захарова Е.С. обязывалась уплатить личные средства только в случае приобретения Администрацией Погорельского сельского поселения для нее и ее семьи жилого помещения, сумма перечисленная истцом также была рассчитана ответчиком Администрацией муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области.

Учет поступившей от истицы денежных средств в качестве добровольного пожертвования не свидетельствует о добровольном внесении ею этих средств.

Кроме того, согласно материалам дела и показаниям свидетеля Лукашовой Т.М., свидетеля Захарова Д.И., свидетеля Снетковой Л.А., именно Лукашовой Т.М. в должности Главы Администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области было предложено истцу Захаровой Е.С. и членам ее семьи оплатить за свой счет дополнительную площадь приобретаемой квартиры. Данные обстоятельства также подтверждаются пояснениями истца Захаровой Е.С.

В ходе судебного разбирательства дела Лукашова Т.М. подтвердила, что денежные средства в размере 72 000 руб. не как добровольное пожертвование, а за дополнительную площадь квартиры, которая была впоследствии представлена нанимателю Крутиковой (матери Захаровой). Таким образом, данные средства не являлись добровольным пожертвованием.

Иных доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, ответчиками суду не представлено.

Довод представителя соответчика Администрации муниципального образования «Зубцовский район» Войнова С.Г. о том, что перечисленные Захаровой Е.С. денежные средства в качестве добровольного пожертвования на счет Администрации Погорельского сельского поселения могли быть использованы на строительство дома опровергается показаниями представителя ответчика Администрации муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области Листратенкова А.А., который в судебном заседании пояснил, что перечисленные Захаровой Е.С. денежные средства не пошли на строительство дома.

Довод представителя соответчика Администрации муниципального образования «Зубцовский район» Войнова С.Г. о том, что Адресной программой Погорельского сельского Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012 год, утвержденной решением Совета депутатов Погорельского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлен дополнительный источник финансирования, включающий в себя участие жильцов в сумме 115000 рублей, суд признает несостоятельным.

Как установлено в ходе рассмотрения дела Решением Совета депутатов Погорельского сельского поселения Зубцовского района от 29.11.2012 № 198 внесены изменения в решение Совета депутатов Погорельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении программы «Адресная программа Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012 год».

Общая стоимость выполнения Программы составляет 11575500 руб., из них за счет средств:

- Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства - 7862445,60 руб.;

- областного бюджета Тверской области – 2649198,96 руб.;

- бюджета Погорельского сельского поселения – 294355,44 руб.;

- дополнительные средства бюджета Погорельского сельского поселения – 769500 руб.

При вышеизложенных обстоятельствах суд считает, что полученные ответчиком Администрацией муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области денежные средства в размере 72 000 рублей от истца Захаровой Е.С. и ее семьи, переселяемых из аварийного жилого фонда, несмотря на то, что они поступили на счет бюджета поселения по КБК «Прочие безвозмездные поступления в бюджеты поселений», являются фактически дополнительным источником финансирования Программы, нарушающие жилищные права граждан и в силу ст. 1102 ГК РФ является неосновательным обогащением, поскольку были приобретены ответчиком Администрацией муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области без установленных законом и иными правовыми актами за счет истца, и должны быть возвращены ответчиком.

Приобретаемые муниципальным Администрацией муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области жилые помещения для расселения граждан из аварийных домов должны финансироваться за счет денежных средств Фонда, областного и местных бюджетов, действующее законодательство не предусматривает возможность участия граждан в софинансировании Программы, внесенные истцом денежные средства не являются добровольным пожертвованием, полученные ответчиком от Захаровой Е.С. денежные средства являются неосновательным обогащением.

Таким образом, исковые требования прокурора Зубцовского района, действующего в интересах Захаровой ФИО26 к Администрации муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области о взыскании неосновательного обогащения подлежат удовлетворению.

В удовлетворении исковых требований прокурора Зубцовского района, действующего в интересах Захаровой Елены Сергеевны к Администрации муниципального образования «Зубцовский район», Финансовому отделу Администрации Зубцовского района Тверской области о взыскании неосновательного обогащения следует отказать, поскольку судом установлено, что неосновательное обогащение за счет денежных средств истца Захаровой Е.С. посредством действий ответчика возникло у Администрации муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области без установленных законом или иными правовыми актами оснований. Денежные средства в сумме 72 000 рублей поступили в доход бюджета муниципального образования Погорельское сельское поселение в качестве прочих безвозмездных поступлений в бюджеты поселений, не имеющих целевых назначений.

Суд рассмотрел возражения ответчиков об отсутствии со стороны Администрации Погорельского сельского поселения угроз с целью выплат Захаровой Е.С. денежных средств и пришел к выводу о недоказанности данного факта, что подтвердилось в ходе рассмотрения дела, в том числе истцом Захаровой Е.С. Однако, данное обстоятельство не влияет на вывод суда о наличии у ответчиков неосновательного обогащения посредством их действий.

Таким образом, неосновательное обогащение в размере 72 000 рублей должно быть взыскано с ответчика Администрации муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области.

В силу пп. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Зубцовского района, действующего в интересах Захаровой ФИО27 к Администрации муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области, Администрации муниципального образования «Зубцовский район», Финансовому отделу Администрации Зубцовского района Тверской области, о взыскании неосновательного обогащения, удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области в пользу Захаровой ФИО28 неосновательное обогащение в размере 72 000 рублей при реализации муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на долевое участие в строительстве 9 жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме, в рамках региональной адресной программы Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012 год.

В удовлетворении исковых требований прокурора Зубцовского района, действующего в интересах Захаровой ФИО29 к Администрации муниципального образования «Зубцовский район», Финансовому отделу Администрации Зубцовского района Тверской области о взыскании в пользу Захаровой ФИО30 неосновательного обогащения в размере 72 000 рублей при реализации муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на долевое участие в строительстве 9 жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме, в рамках региональной адресной программы <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012 год, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Зубцовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Л.Н.Титова

Мотивированное решение изготовлено _10_ мая 2017 г. (учитывая, что 6,7,8,9 мая 2017 года приходятся на выходные дни).

Судья: Л.Н.Титова