Дело № 2-33/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2016 года г. Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Масанкиной А. А.,
с участием помощника прокурора Копыловой А. И.,
при секретаре Бутаковой О. С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах Рощепкина Л. В. к Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите населения о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, признании права на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, возложении обязанности назначить компенсацию, взыскании затрат на оплату отопления и освещения,
у с т а н о в и л:
Змеиногорский межрайонный прокурор в интересах Рощепкина Л. В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите населения о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, признании права на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, возложении обязанности назначить компенсацию, взыскании затрат на оплату отопления и освещения, мотивируя свои требования тем, что Рощепкина Л. В. с 1978 г. по настоящее время проживает в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ ей назначена пенсия по выслуге лет. Согласно записям в трудовой книжке, архивным документам, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 лет 8 месяцев 6 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 месяцев 24 дня) Рощепкина Л. В. работала в качестве воспитателя и заведующей детским садом в детском саду совхоза «Северный», находившемся в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГРощепкина Л. В. обратилась в Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району с заявлением о предоставлении льгот по возмещению расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, представив необходимые документы. Однако в назначении компенсации расходов на оплату жилья и отдельного вида коммунальных услуг, установленную для педагогических работников-пенсионеров, ей было отказано в связи с отсутствием у неё педагогического стажа в государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельской местности. Вместе с тем, действовавшие в момент назначения Рощепкина Л. В. пенсии правовые акты, регулирующие порядок предоставления льгот педагогическим работникам, проживавшим и работавшим в сельской местности, не ограничивали круг педагогов, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на льготы, организационно-правовой формой образовательного учреждения, а также не предусматривали в качестве основания для отказа в назначении компенсации отсутствие документов о получении льготы в период трудовой деятельности. Рощепкина Л. В., как имевшая право в период трудовой деятельности на льготы как педагогический работник дошкольного учреждения сельской местности, проработавшая педагогом в сельской местности более 10 лет, вышедшая на пенсию по выслуге лет в период действия союзного законодательства, регулирующего льготное обеспечение педагогов, и продолжающая проживать в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения.
Просил признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Рощепкина Л. В. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения; признать за Рощепкина Л. В. право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как пенсионеру – педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, с ДД.ММ.ГГГГ - даты первоначального обращения в уполномоченный орган; взыскать с Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району за счет средств ФИО5 края в пользу Рощепкина Л. В. затраты на отопление и освещение <адрес> в размере 8 000 руб.; возложить на Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите населения обязанность выделить денежные средства Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району для возмещения Рощепкина Л. В. затрат на оплату отопления и освещения; возложить на Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району обязанность назначить Рощепкина Л. В. компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения со дня вынесения решения суда.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Копылова А. И. исковые требования уточнила, просила признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району в предоставлении Рощепкина Л. В. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления, освещения; признать за Рощепкина Л. В. право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, как пенсионеру – педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, и имеющей такое право на ДД.ММ.ГГГГ – дату обращения в уполномоченный орган; взыскать с Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району в пользу Рощепкина Л. В. за счет средств ФИО5 края затраты на оплату отопления жилого помещения по <адрес> в размере 9 000 руб.; обязать Главное управление ФИО5 края по труду и социальной защите населения выделить Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району денежные средства для возмещения Рощепкина Л. В. затрат на оплату отопления жилого помещения по <адрес> в размере 9 000 руб.; обязать Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району назначить Рощепкина Л. В. компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения со дня вынесения решения суда. Уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила иск удовлетворить.
Материальный истец Рощепкина Л. В. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что с начала 70-ых годов и до настоящего времени она проживает в <адрес>. 20 лет она отработала в детском саду в <адрес>, который находился на балансе совхоза «Северный», до детского сада работала в школе. В период всей педагогической деятельности в школе и в детском саду, вплоть до момента увольнения, она пользовалась льготами по отоплению и освещению - совхозом «Северный» ей предоставлялись ежегодно бесплатно 3 тонны угля, 3 кубических метра дров, а также какое-то количество электроэнергии, каким образом совхозу затем компенсировались затраты на предоставление этих льгот, ей не известно. Когда детский сад закрыли, она была уволена в связи с сокращением штата.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району Потылицына С. А. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что при обращении Рощепкина Л. В. в Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, были предоставлены документы, из которых следует отсутствие у заявителя достаточного для назначения компенсации стажа работы в государственных образовательных учреждениях субъекта РФ, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Также при выходе на пенсию истец не пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренными для педагогических работников. В связи с этим ей было правомерно отказано в назначении компенсации.
Представитель ответчика Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите населения в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, в удовлетворении исковых требований отказать ввиду их необоснованности. В обоснование своих возражений ссылался на то, что согласно пунктов 45, 46 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа Алтайского края), утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. № 99, финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета через Главное управление на основании заявок и отчетов управления социальной защиты. Средства для выплаты компенсации перечисляются Главным управлением социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Выплата компенсации осуществляется управлением социальной защиты населения ежемесячно путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые педагогическим работником в банках лицевые счета либо через организации федеральной почтовой связи по его выбору (п. 14 Правил). Таким образом, Главное управление не выделяет денежные средства на оплату компенсаций расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения для конкретных граждан, в связи с чем требование, предъявленное к Главному управлению, о выделении денежных средств управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району для возмещения Рощепкина Л. В. затрат на оплату отопления и освещения является необоснованным. Главное управление не нарушало прав, свобод и законных интересов истца. В связи с чем, полагает, что Главное управление является ненадлежащим ответчиком по делу. Меры социальной поддержки педагогов-пенсионеров сельской местности, предусмотренные Законом № 88-ЗС устанавливаются в соответствии с правилами назначения и выплаты компенсации путем обращение граждан с заявлением (с приложением необходимого пакета документов). Согласно представленным Рощепкина Л. В. документам, у неё отсутствует достаточный для назначения компенсации стаж работы в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), что не соответствует п. 2 Правил. Пунктом 23 указанных Правил определено, что несоответствие условий, предусмотренных п. 2 Правил, является основанием для отказа в предоставлении компенсации Само по себе получение мер социальной поддержки работающим педагогом не влечет за собой автоматического перехода права на получение указанных мер после выхода педагога на пенсию. Такое право при выходе на пенсию определяется заново путем подачи соответствующего заявления. В связи с этим, полагает, что решение об отказе в назначении компенсации Рощепкина Л. В. Управлением социальной защиты населения по Змеиногорскому району принято правомерно.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав прокурора, материального истца Рощепкина Л. В., представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
В силу ч. 8 ст. 47 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (распространившегося свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 г.), педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Пунктом 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. № 99, предусмотрено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Рощепкина Л. В. с 1970-ых годов и до настоящего времени проживает в сельской местности - в <адрес>ФИО5 края по <адрес>.
Согласно трудовой книжки и архивных копий приказов работодателя по личному составу, Рощепкина Л. В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в старшей пионервожатой в Кузьминской средней школе, с ДД.ММ.ГГГГ воспитателем детского сада Совхоза «Северный», с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заведующей детским садом Совхоза «Северный», с ДД.ММ.ГГГГ переведена воспитателем детского сада Совхоза «Северный», ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с сокращением штата, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем детского сада ГПЗ «Северный».
С ДД.ММ.ГГГГРощепкина Л. В. назначена пенсия по выслуге лет на основании п. 1.10 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (справка ГУ – УПФ РФ в Змеиногорском районе от ДД.ММ.ГГГГ).
Из справки архивного отдела Администрации Змеиногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что овцеводческий совхоз «Северный» существовал с 01 марта 1964 г., с 11 января 1965 г. по 01 сентября 1970 г. именовался молочно-мясной совхоз «Северный» Змеиногорского района Алтайского края; с 01 сентября 1970 г. по 20 апреля 1983 г. - овцеводческий совхоз «Северный» Змеиногорского района Алтайского края; на основании приказа от 13 июня 1983 г. №159-р по управлению сельским хозяйством Алтайского крайисполкома стал именоваться племенной совхоз «Северный» Змеиногорского района Алтайского края; на основании постановления Администрации Змеиногорского района от 09 декабря 1993 г. №86/2 был реорганизован в государственный племенной завод (ГПЗ) «Северный» Змеиногорского района Алтайского края; согласно распоряжения территориального управления по Алтайскому краю Министерства имущественных отношений РФ от 25 июня 2004 г. № 295 федеральное государственное унитарное предприятие «Племенной завод «Северный» приватизировано. В 2008 г. ОАО «Северный» Змеиногорского района Алтайского края прекратило свою деятельность.
ДД.ММ.ГГГГРощепкина Л. В. обратилась в Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району с заявлением о предоставлении ей компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, приложив к нему копию паспорта, копию трудовой книжки, копию пенсионного удостоверения и копию договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан.
Согласно ответа Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Рощепкина Л. В., в назначении компенсации ей было отказано со ссылкой на пункт 2 Постановления об утверждении правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края от 29 февраля 2012 г. в связи с тем, что в представленных документах отсутствует достаточный для назначения компенсации стаж работы в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках) городского типа, а также при выходе на пенсию заявитель не пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренными для педагогических работников.
Указанный отказ Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения Рощепкина Л. В., суд находит необоснованным в силу следующего.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 24 мая 2001 г. № 8-П, от 14 мая 2013 г. № 9-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также, в случае необходимости, предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В Определении Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007 г. № 958-О-О также указано на то, что субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
В силу ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…» при издании органами государственной власти субъектов Российской федерации в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, которые предоставлялись этим гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 г., а при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с ч. ч. 1-4 ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», действовавшего и распространявшего свое действие на спорные правоотношения, образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. К образовательным учреждениям относятся, в частности дошкольные.
Право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрено федеральным законодательством.
Так, предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, ранее было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 г. № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (подпункт «б» пункта 6).
Данное право было подтверждено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 г. № 437«О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения», Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Кроме того, пунктом 23 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 г. № 437 действие подпункта «б» пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 04 мая 1971 г. № 255 распространено на педагогических работников дошкольных учреждений.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохранили свое действие и применялись и после принятия Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266-1.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании», в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались до 11 января 2011 г. правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ статья 55 Закона РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Одновременно законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона (ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ).
С 01 сентября 2013 г. предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам регулируется положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих поселках и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Введенный в действие с 01 марта 2005 г. Жилищный кодекс РФ, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР, прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан. В ст. 160 говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан.
Согласно принятым в Алтайском крае Закону № 88-ЗС от 03 ноября 2005 г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» и Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 09 ноября 2007 г. № 515, от 07 декабря 2009 г. № 515, с 01 января 2005 г. компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставлялась проживающим в сельской местности педагогам-пенсионерам при условии наличия стажа работы в образовательных учреждениях не менее 10 лет и получения на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников.
Таким образом, действовавшие на момент работы Рощепкина Л. В. в детском саду Совхоза «Северный» и ее выхода на пенсию по выслуге лет правовые акты не ограничивали круг педагогов, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на льготы, организационно-правовой формой образовательного учреждения, а также не предусматривали в качестве основания для отказа в назначении компенсации отсутствие документов о получении льготы в период трудовой деятельности.
Получение от работодателя Совхоза «Северный» информации о предоставлении истцу льгот как педагогическому работнику в настоящее время невозможно ввиду ликвидации организации.
Вместе с тем, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО9 показала, что с ДД.ММ.ГГГГ и до момента ликвидации работодателя она работала в детском саду Совхоза «Северный» <адрес><данные изъяты>. Там же работала воспитателем Рощепкина Л. В. В период работы в Совхозе «Северный» вплоть до распада совхоза у всех педагогических работников были льготы, совхоз предоставлял бесплатно каждому педагогу ежегодно по 3 кубических метра дров, по 3 тонны угля и по 100 кВт электрической энергии. Рощепкина Л. В. также наряду с остальными педагогами получала указанные льготы, при этом размер компенсации всем был одинаков и не зависел от площади жилого помещения.
Оснований сомневаться в правдивости показаний свидетеля у суда не имеется, поскольку до допроса ФИО9 предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, доказательств ее заинтересованности в исходе дела суду не представлено, ее показания последовательны, согласуются с пояснениями истца Рощепкина Л. В., с иными доказательствами по делу, факт работы свидетеля в период с <данные изъяты> г. в Совхозе «Северный», затем ГПЗ «Северный» подтвержден трудовой книжкой.
Кроме того установленный Законом Алтайского края № 88-ЗС от 03 ноября 2005 г. и Постановлением Администрации Алтайского края от 09 ноября 2007 г. № 515 механизм возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусматривал возможность бесплатного оказания педагогам жилищно-коммунальных услуг, а также реализации твердого топлива, соответствующими организациями независимо от их организационно-правовой формы, которым затем органы местного самоуправления возмещали связанные с этим расходы на основании заключенных с поставщиками услуг договоров.
Выделение Совхозом «Северный» в период работы истца педагогическим работникам твердого топлива не противоречит указанному порядку предоставления мер социальной поддержки и также указывает на правдивость показаний свидетеля и пояснений Рощепкина Л. В. в указанной части.
Доводы представителя ответчика Потылицына С. А. о том, что истец на момент выхода на пенсию не пользовалась льготами как педагогический работник, т. к. не была включена в соответствующие списки при передаче полномочий по выплате компенсации от органов образования органам социальной защиты, суд находит несостоятельными, поскольку соответствующими доказательствами данные утверждения не подтверждены, списки, упомянутые представителем ответчика, суду не представлены; кроме того, невключение истца в указанные списки само по себе не свидетельствует, что Рощепкина Л. В. льготы по отоплению, освещению фактически не предоставлялись.
С учетом изложенного, исходя из представленных доказательств, суд считает установленным факт получения Рощепкина Л. В. в период работы, а также на момент выхода на пенсию, мер социальной поддержки в виде льгот по отоплению и освещению жилого помещения, предоставлявшихся педагогическим работникам.
При таких обстоятельствах, учитывая, что стаж работы Рощепкина Л. В. педагогом в сельской местности составляет более чем 10 лет, вышла истец на пенсию по выслуге лет в период действия законодательства, регулирующего льготное обеспечение педагогов, во время трудовой деятельности, а также на момент выхода на пенсию имела льготы, а также право на них как педагогический работник дошкольного учреждения, расположенного в селе, продолжает проживать в сельской местности, суд приходит к выводу о наличии у нее права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, в том числе на момент обращения к ответчику - Управлению социальной защиты населения по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем отказ в предоставлении ей компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения является незаконным. Допущенные нарушения прав истца Управление социальной защиты населения по <адрес> обязано устранить путем назначения Рощепкина Л. В. соответствующей компенсации.
Разрешая исковые требования о взыскании с Управления социальной защиты населения по <адрес> за счет средств ФИО5 края в пользу Рощепкина Л. В. затрат на оплату отопления жилого помещения по адресу: <адрес> размере 9 000 руб., и возложения на Главное управление ФИО5 края по труду и социальной защите населения обязанности выделить денежные средства Управлению социальной защиты населения по <адрес> для возмещения Рощепкина Л. В. указанных затрат, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статья 1071 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, ФИО2 Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ч. 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ).
Согласно свидетельств о регистрации права собственности на квартиру, выданных ДД.ММ.ГГГГ на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, Рощепкина Л. В. принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 58,7 кв. м., другими долевыми собственниками квартиры являются члены семьи истца - ФИО10, ФИО11, ФИО12
Из технического паспорта на указанную квартиру следует, что в квартире имеется печное отопление на угле и электроосвещение.
Согласно представленных суду товарного чека и квитанции от ДД.ММ.ГГГГ, Рощепкина Л. В. понесены расходы на покупку 4 тонн угля, в размере 9 000 руб.
Поскольку указанные денежные средства израсходованы истцом на приобретение топлива для отопления принадлежащего ей жилого помещения, однако их возмещение Рощепкина Л. В. как педагогическому работнику, имеющему право на указанные меры социальной поддержки, не произведено, данные расходы являются убытками, подлежащими возмещению в полном объеме.
Ссылки представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району на то, что определение размера компенсации на оплату отопления должно производиться исходя их норматива потребления топлива и в данном случае компенсация понесенных Рощепкина Л. В. расходов не может превышать сумму, указанную в представленном ответчиком расчете (3 622,50 руб.), несостоятельны, поскольку согласно п. 4 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам…, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. № 99, компенсация предоставляется в размере 100 % оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
Кроме того, из вышеприведенных норм ранее действовавшего законодательства, а также действующего в настоящее время федерального законодательства, регулирующего вопросы предоставления льгот педагогическим работникам, в том числе ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», следует, что государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, компенсацию расходов на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений в полном объеме, то есть без каких-либо ограничений, связанных в частности с размерами площади используемого ими жилья, с нормативами потребления коммунальных услуг, с количеством проживающих совместно с педагогом членов семьи.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края № 88-ЗС от 03 ноября 2005 г., расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер.
Согласно ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в качестве представителя ответчика выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Пунктом 2 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что перечень главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается законом о бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Так, согласно приложению 4 и 7 к закону Алтайского края от 18 декабря 2015 г. № 122-ЗС «О краевом бюджете на 2016 год» Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите населения указано в структуре расходов на 2016 год как главный распорядитель средств краевого бюджета в отношении расходов по обеспечению мер социальной поддержки в части оплаты жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности.
Положением о Главном управлении Алтайского края по труду и социальной защите, утвержденным Указом Губернатора Алтайского края от 2 февраля 2015 г. № 8 установлено, что Управление организует и обеспечивает социальную защиту, социальное обеспечение, социальную поддержку и социальное обслуживание определенных действующим законодательством Российской Федерации и Алтайского края категорий граждан в рамках полномочий, переданных субъектам Российской Федерации, и собственных полномочий Алтайского края, в том числе путем предоставления им государственных услуг (подп. 6 п. 2.1.3); является главным распорядителем, получателем и администратором средств краевого бюджета в части ассигнований, предусмотренных на содержание Главного управления, территориальных органов, центров занятости, организаций социального обслуживания, иных подведомственных учреждений, а также на реализацию возложенных на Главное управление полномочий (подп. 11 п. 2.1.4).
В силу п. п. 45, 46 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. № 99 финансирование расходов на выплату компенсаций расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения осуществляется из краевого бюджета через Главалтайсоцзащиту на основании заявок и отчетов указанного органа. Средства для выплаты компенсации перечисляются Главалтайсоцзащитой управлениям социальной защиты населения согласно представленным заявкам
Непосредственное предоставление компенсации осуществляется управлением социальной защиты населения по месту жительства гражданина (п. 5 указанных Правил).
Таким образом, расходы истца по приобретению твердого топлива в размере 9 000 руб. подлежат взысканию с Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району с возложением на Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите как главного распорядителя средств краевого бюджета в отношении расходов по обеспечению мер социальной поддержки педагогическим работникам, обязанности выделить данные денежные средства Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району для возмещения Рощепкина Л. В. затрат на оплату отопления жилого помещения.
Ссылки Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на необоснованность предъявления к нему требования о выделении денежных средств Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району основаны на неверном толковании приведенных норм права, в связи с чем не являются основанием для отказа в удовлетворении указанного требования прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах Рощепкина Л. В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району в предоставлении Рощепкина Л. В. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления, освещения.
Признать за Рощепкина Л. В. право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, как пенсионеру – педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, и наличие у нее такого права на ДД.ММ.ГГГГ – дату обращения в уполномоченный орган.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району в пользу Рощепкина Л. В. за счет средств Алтайского края затраты на оплату отопления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 9 000 руб.
Обязать Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите населения выделить Управлению социальной защиты населения по <адрес> денежные средства для возмещения Рощепкина Л. В. затрат на оплату отопления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 9 000 руб.
Обязать Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району назначить Рощепкина Л. В. компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А. А. Масанкина
Решение принято в окончательной форме 27 января 2016 г.
Судья А. А. Масанкина