Дело № 2а-412/2023
74RS0017-01-2022-005086-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2023 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Дружининой О.В.,
при секретаре Кураксиной А.А.,
с участием представителя
административного ответчика Баюшкиной Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области к Сироджевой Нике Нуралиевне о взыскании недоимки по налогам и пени, штрафа,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области (далее МИФНС № 21 по Челябинской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сироджевой Н.Н., в котором просит взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу в размере 1 443 руб. 32 коп., пеню по транспортному налогу в размере 4 руб. 70 коп., недоимку по налогу на имущество в размере 7 752 руб., пеню по налогу на имущество в размере 103 руб. 62 коп., недоимку по земельному налогу в размере 4 699 руб. 56 коп., пеню по земельному налогу в размере 227 руб. 60 коп., недоимку по НДФЛ в размере 680 884 руб., пеню по НДФЛ в размере 24 636 руб. 66 коп., штраф по НДФЛ в размере 170 221 руб. 50 коп. (л.д. 5-8).
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что Сироджева Н.Н. является собственником недвижимого имущества и транспортного средства, которые в соответствии со ст.ст. 358, 401 Налогового кодекса РФ являются объектами налогообложения. Таким образом, административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога и земельного налога. Налоговым органом исчислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 445 руб., налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 7 752 руб., земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 4 699 руб. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ Сироджева Н.Н. получила доход от продажи недвижимого имущества. В рамках проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сироджевой Н.Н. по договору дарения было получено недвижимое имущество на общую стоимость 5 237 572 руб. 21 коп. Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет, составила 680 884 руб. В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налогов образовалась задолженность, в связи с чем начислена пеня по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 руб. 70 коп., по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14 руб. 12 коп., по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 руб. 22 коп., по налогу на имущество физических лиц за 2020 год за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 18 руб. 27 коп., по земельному налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7 руб. 79 коп., за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 руб. 29 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15 руб. 99 коп., по налогу на доходы физических лиц в сумме 24 636 руб. 66 коп. Также налоговым органом исчислены пени по налогу на имущество физических лиц за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 69 руб. 01 коп., по земельному налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 201 руб. 53 коп.
Кроме того, в нарушение п. 1 ст. 122 НК РФ Инспекцией установлена неуплата НДФЛ ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты – ДД.ММ.ГГГГ в результате неправомерного бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по исчислению и уплате налогоплательщиком НДФЛ. Размер штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ: 680 884 х 20 % = 136 176,80: 2 (с учётом смягчающих ответственность обстоятельств) = 68 088 руб. 40 коп. В рамках камеральной налоговой проверки по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ инспекцией установлен факт не представления налоговой декларации. За непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Сироджевой Н.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения. Размер штрафных санкций по п. 1 ст. 119 НК РФ составляет 102 132 руб. 60 коп. из расчёта: 680 884 х 30 % = 204 265,20: 2 (с учётом смягчающих ответственность обстоятельств).
В порядке ст. 69 НК РФ налогоплательщику направлены требования с предложением добровольной уплаты налогов, пени и штрафных санкций. До настоящего времени требования административным ответчиком не исполнены, суммы задолженности в бюджет не перечислены. Ранее мировым судьёй судебного участка № г. Златоуста был вынесен судебный приказ о взыскании с Сироджевой Н.Н. указанной задолженности, который был отменён определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением возражений от должника.
Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом (л.д. 229).
Представитель административного ответчика Баюшкина Е.Ф., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99), в судебном заседании не согласилась с административными исковыми требованиями в части начисления суммы НДФЛ. Полагает, что МИФНС неверно была определена стоимость имущества, а в дальнейшем неверно начислены штрафные санкции и пеня. В письменном отзыве на исковое заявление (л.д.140-141) указала, что при определении налоговой базы административным истцом учтено имущество, полученное административным ответчиком в дар. Согласно расчёту административного истца сумма НДФЛ, подлежащего уплате, определена с учётом сведений, предоставленных отделом Росрегистрации и картографии. Полагает, что указанный расчёт суммы начисленного НДФЛ произведён административным истцом некорректно. При определении налоговой базы для расчёта НДФЛ по имуществу, полученному в порядке дарения, необходимо исходить из положений п. 3 ст. 54 НК РФ, в силу которых по общему правилу физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организации и (или) физических лиц сведений. К числу таких сведений об объекте налогообложения относятся официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из государственного кадастра недвижимости, который является систематизированным сводом сведений об учтённом в Российской Федерации недвижимом имуществе. Если исходить из сведений, имеющихся в Фонде данных государственной кадастровой оценки на дату осуществления дарения, кадастровая стоимость объектов недвижимости, передаваемых в дар, была определена в установленном законом порядке и составляла: за земельный участок по адресу: <адрес> кадастровый № – 225 260 руб. 91 коп., за дом по адресу: <адрес>, кадастровый № – 588 608 руб. коп., за дом по адресу: <адрес>, кадастровый № – 1 831 581 руб. 80 коп. Поскольку истцом расчёт НДФЛ произведён некорректно, соответственно размер штрафных санкций и пени также определён неверно. Также в соответствии с п.п. 1, 3 ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером. В данном случае обстоятельством, смягчающим ответственность административного истца за совершённое правонарушение, является совершение налогового нарушения впервые. Указанное обстоятельство является основанием для уменьшения размера взыскиваемых штрафов.
В дополнении к отзыву (л.д. 231-232) указала, что согласно выводам эксперта рыночная стоимость указанных объектов недвижимости составила: 760 737 руб. – стоимость земельного участка; 1 009 405 руб. – стоимость жилого дома с кадастровым номером: №; 2 071 192 руб. – стоимость жилого дома с кадастровым номером: №. Исходя из невозможности ухудшения положения проверяемого налогоплательщика, при расчёте суммы НДФЛ, подлежащего уплате Сироджевой Н.Н., подлежит применению рыночная стоимость земельного участка, установленная в решении Инспекции (451 837 руб. 46 коп.) Таким образом, расчёт налога, подлежащего уплате, должен производиться следующим образом:
сумма реализованного имущества – налоговый вычет + сумма имущества, полученного в дар: 802 264,60 – 802 264,60 + (451 837, 46 + 1 009 405 + 2 071 192 = 3 532 434,46) х13 % = 459 216,48 руб.
Размер штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ определён административным истцом в размере 20 % от суммы имущества, полученного в дар. Между тем нарушение срока уплаты налога само по себе ещё не является основанием для применения ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. В силу НК РФ в целях применения ответственности должно быть подтверждено, что неуплата налога имела место именно в результате виновного противоправного нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении суммы налога в бюджет, состава правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ, не образует. Соответственно, предъявлению административному ответчику вменяемой суммы штрафных санкций должно предшествовать привлечение Сироджевой Н.Н. в установленном законом порядке к ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога, сбора, страховых взносов. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства привлечения к ответственности административного ответчика за совершение такого налогового правонарушения. Таким образом, требование административного истца о взыскании суммы штрафных санкций, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ, не подлежит удовлетворению. За непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта п. 1 ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа. Пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьёй НК РФ. Как следует из Решения № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в ходе проведения камеральной проверки установлены обстоятельства, смягчающие ответственность, в то время как обстоятельства, отягчающие ответственность, напротив, не установлены. В связи с указанным полагает, что, поскольку размер НДФЛ, установленный налоговым органом, представляет недостоверную величину, то штрафные санкции, рассчитанные исходя из этих данных, аналогичным образом рассчитаны некорректно, в связи с чем не должны применяться к налогоплательщику. В случае, если суд установит обоснованность применения Инспекцией таких санкций, полагает, что их размер должен быть скорректирован в меньшую сторону с учётом установленной рыночной стоимости полученных ответчиком в дар объектов недвижимости, а затем уменьшен в соответствии со ст. 114 НК РФ. При совокупном уменьшении обязательств налогоплательщика должен быть уменьшен и размер начисленных пеней, предусмотренных ст. 75 НК РФ. Так, если исходить из суммы НДФЛ, подлежащего оплате, в размере 459 216 руб. 48 коп., то расчёт пени, начисленной за спорный период, составит 16 615 руб. 99 коп.
Административный ответчик Сироджева Н.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом.
Согласно ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Судом были предприняты все возможные в данном случае меры, предусмотренные ст. 96 КАС РФ, для извещения ответчика о времени и месте рассмотрения дела в целях предоставления ему возможности ознакомиться с материалами дела и эффективно участвовать в рассмотрении дела, не злоупотребляя при этом своими процессуальными правами.
Так, согласно материалам дела Сироджева Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 74).
Направленные по указанному адресу судебные повестки возвратились в суд за истечением срока хранения (л.д. 77, 222, 230).
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения» признаётся, что в силу положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признаётся его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Согласно ч. 2 ст. 289 РФ КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания по делу о взыскании обязательных платежей и санкций, не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон по доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административный иск Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, Сироджева Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является владельцем транспортного средства – легкового автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, мощность двигателя 231, 20 л.с., на который был исчислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 445 руб. (л.д. 10-11 – сведения об имуществе налогоплательщика, л.д. 76 – карточка учёта транспортного средства).
В соответствии со ст. 357 НК РФ ответчик является плательщиком транспортного налога, установленного главой 28 НК РФ и введённого на территории Челябинской области с 01.01.2003 г. Законом № 114-ЗО от 28.11.2002 г. «О транспортном налоге» (далее Закон о транспортном налоге).
В силу ст. 2 указанного Закона налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) от 200 л.с. до 250 л.с. – 75 руб. ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговым органом исчислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 445 руб. (л.д. 21-22 – налоговое уведомление).
Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, что предусмотрено п. 3 вышеназванной статьи.
Как следует из материалов дела, административный ответчик являлась собственником недвижимого имущества: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № (л.д. (л.д. 10-11 – сведения об имуществе налогоплательщика, л.д. 91-92, 93-94 – выписки из ЕГРН).
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 настоящего Кодекса. Объекты недвижимости, находящиеся в собственности административного ответчика, являются объектами налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 399 НК РФ).
Порядок исчисления суммы налога предусмотрен ст. 408 НК РФ, где указано, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Пунктом 2 Решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 26.11.2015 г. № 71-ЗГО «О введении на территории Златоустовского городского округа налога на имущество физических лиц» предусмотрена ставка налога на жилые дома, части жилых домов, квартиры, части квартир, комнаты – в размере 0,3 % от кадастровой стоимости.
Налоговым органом исчислен налог на имущество за ДД.ММ.ГГГГ:
за объект недвижимости с кадастровым номером № в размере 84 руб., с кадастровым номером № – в размере 935 руб.;
за ДД.ММ.ГГГГ: за объект недвижимости с кадастровым номером № – 92 руб., с кадастровым номером № – 1028 руб. 50 коп.;
за ДД.ММ.ГГГГ: за объект недвижимости с кадастровым номером № – 102 руб., с кадастровым номером № – 849 руб., с кадастровым номером № – 3 996 руб., с кадастровым номером № – 674 руб. (л.д. 18, 20, 21-22 – налоговые уведомления).
Срок уплаты налога в соответствии со ст. 409 НК РФ установлен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 Решения).
Как следует из материалов дела, административный ответчик является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (л.д. 10-11 – сведения об имуществе налогоплательщика, л.д. 82-83, 84-85, 86-87 – выписки из ЕГРН).
На основании п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом 1 статьи 388 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введён налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390 НК РФ).
В соответствии с Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 10.10.2011 г. № 57-ЗГО «Об установлении земельного налога» в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретённых (предоставленных) для жилищного строительства; приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, установлена налоговая ставка 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Налоговым органом исчислен земельный налог:
за ДД.ММ.ГГГГ: за объект недвижимости с кадастром номером № в размере 937 руб., за объект недвижимости с кадастровым номером № в размере 217 руб.;
за ДД.ММ.ГГГГ: за объект недвижимости с кадастром номером № в размере 937 руб., за объект недвижимости с кадастровым номером № в размере 217 руб.;
за ДД.ММ.ГГГГ: за объект недвижимости с кадастровым номером № в размере 937 руб., за объект недвижимости с кадастровым номером № в размере 217 руб., за объект недвижимости с кадастровым номером № в размере 1 243 руб. (л.д. 18, 20, 21-22 – налоговые уведомления).
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из материалов дела, в адрес Сироджевой Н.Н. налоговым органом были направлены налоговые уведомления:
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 154 руб., налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 019 руб. Указанные суммы начисленных налогов необходимо было уплатить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18);
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 154 руб., налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 121 руб. Указанные суммы начисленных налогов необходимо было уплатить в срок, установленный п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ (л.д. 20);
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 445 руб., земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 397 руб., налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5 621 руб. Указанные суммы начисленных налогов необходимо было уплатить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22).
Административным ответчиком обязанность по уплате налогов в полном объёме в установленный срок не была исполнена.
Как указано в п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
За несвоевременную уплату налогов на сумму задолженности начислена пеня по транспортному налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 руб. 70 коп., по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14 руб. 12 коп., по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 руб. 22 коп., по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 18 руб. 27 коп., по земельному налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7 руб. 79 коп., за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 руб. 29 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15 руб. 99 коп.
Также налоговым органом исчислены пени по налогу на имущество физических лиц за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 69 руб. 01 коп, по земельному налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 201 руб. 53 коп.
Указанные суммы начисленной пени подтверждаются расчётами, предоставленным административным истцом (л.д. 42, 44-47, 49, 52).
Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признаётся доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Статьёй 41 НК РФ предусмотрено, что доходом признаётся экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой «Налог на доходы физических лиц».
Доходы физических лиц, полученные ими в порядке дарения, относятся к доходам, полученным в натуральной форме, и подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.
В соответствии с подп. 2, 7 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ, а также при получении дохода от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в денежной и натуральной формах в порядке дарения за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
На основании п. 17.1 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ (в редакции, действовавшей в отношении доходов, полученных до 01.01.2021 г.) при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества, а также доли (долей) в нём.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ предусмотрено, что имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьёй 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 250 000 рублей.
В силу п. 1 ст. 229 НК РФ налогоплательщики, указанные в ст.ст. 227, 227.1, п. 1 ст. 228 НК РФ, представляют налоговую декларацию.
В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведённых расходах, об источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Сироджевой Н.Н. от ФИО6 по договору дарения было получено недвижимое имущество, состоящее из земельного участка, площадью 1 061 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> жилого дома, общей площадью 118,6 кв.м., кадастровый (или условный) номер: №, расположенного по адресу: <адрес>; жилого дома, общей площадью 247,1 кв.м., кадастровый (или условный) номер: №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 23), общей стоимостью недвижимого имущества на сумму 5 237 572 руб. 21 коп., что подтверждается актом налоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-26).
Кроме того, указанным актом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Сироджева Н.Н. получила доход в размере 802 264 руб. 60 коп. от продажи недвижимого имущества – квартиры, кадастровый №, расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма № 3-НДФЛ) не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст. 227.1 НК РФ.
В соответствии с п. 1.2 ст. 88 НК РФ в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подп. 2 п. 1 и п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии со ст. 88 НК РФ на основании имеющихся у налогового органа документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.
При наличии обстоятельств, указанных в абзаце первом п. 1.2 ст. 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом в течение трёх месяцев со дня, следующего за днём истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.
Пунктом 18.1 статьи 217 НК РФ установлено, что доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновлёнными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
Согласно информации, полученной налоговым органом в рамках проверки, ФИО6 приходится Сироджевой Н.Н. дядей и в соответствии с положениями Семейного кодекса Российской Федерации не является членом семьи или близким родственником, что административным ответчиком не оспаривается.
Следовательно, доход, полученный Сироджевой Н.Н. в виде недвижимого имущества, принятого в дар, подлежит налогообложению.
Налоговым органом произведен расчёт суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, с учётом особенностей, предусмотренных ст. 214.10 НК РФ. Сумма налога к уплате по продаже и (или) дарению объектов недвижимости за ДД.ММ.ГГГГ составила 680 884 руб. из расчёта: сумма реализованного имущества – налоговый вычет (документально подтверждённые расходы) + сумма имущества, полученного в дар) х 13 % = НДФЛ (802 264,60 – 802 264,60 + 5 237 572, 21) х 13 % = 680 884 руб.
Указанная сумма налога на доходы физических лиц подлежала уплате в бюджет в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Сироджева Н.Н. не уплатила налог на доходы физических лиц за 2020 год по сроку уплаты, в связи с чем по результатам налоговой проверки установлена неуплата налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ, а также было предложено начислить пени в размере 14 451 руб. 77 коп., и привлечь административного ответчика к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ.
Акт налоговой проверки направлен в адрес Сироджевой Н.Н. заказным письмом с уведомлением о вручении (л.д. 27-31).
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признаётся виновно совершённое противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
В соответствии с п. 1 ст. 119 НК непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта влечёт взыскание штрафа в размере 5 процентов от неуплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Пунктом 1 статьи 122 НК предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечёт взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
В соответствии со ст. 229 НК РФ налогоплательщики, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учёта соответствующую налоговую декларацию.
Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) представляется в налоговый орган не позднее года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В связи с непредставлением Сироджевой Н.Н. первичной декларации в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, и доходов в виде недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, а также неуплаты налога решением Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ Сироджева Н.Н. привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ с назначением штрафа в размере 102 133 руб. из расчёта: 680 884 руб. х 30 % = 204 265 руб. 20 коп., с учётом подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, п. 3 ст. 114 НК РФ: 204265,20 : 2; по п. 1 ст. 122 НК РФ с назначением штрафа в размере 68 088 руб. 50 коп. из расчёта: 680 884 руб. х 20 % = 136 176 руб. 80 коп. с учётом подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, п. 3 ст. 114 НК РФ: 204 265 руб. 20 коп. : 2 = 102 132 руб. 60 коп., а также за несвоевременную уплату НДФЛ в размере 680 884 руб. начислены пени за каждый календарный день просрочки в размере 24 636 руб. 60 коп. (л.д. 32-35).
Таким образом, поскольку, как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, налоговая декларация административным ответчиком представлена не была, сумма налога уплачена не была, то у налогового органа имелись основания для привлечения налогоплательщика к соответствующей ответственности.
Решение направлено в адрес налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении (л.д. 36-40).
Указанное решение налогового органа в добровольном порядке исполнено не было. Обратного суду не представлено.
При наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об оплате налога, что предусмотрено п. 2 ст. 69 НК РФ. Требованием об оплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 НК РФ). В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
В связи с неисполнением обязанности по оплате налога административному ответчику направлены требования:
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41), в котором указано на обязанность уплатить налог на имущество физических лиц в размере 1 019 руб., пеню по налогу на имущество физических лиц в размере 14 руб. 12 коп., земельный налог в размере 1 154 руб., пеню по земельному налогу в размере 15 руб. 99 коп.;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43), в котором указано на обязанность уплатить пеню по налог на имущество физических лиц в размере 69 руб. 01 коп.; пеню по земельному налогу в размере 201 руб. 53 коп.;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48), в котором указано на обязанность уплатить налог на имущество физических лиц в размере 1 121 руб., пеню по налогу на имущество физических лиц в размере 2 руб. 22 коп., земельный налог в размере 1 154 руб. 00 коп., пеню по земельному налогу в размере 2 руб. 29 коп.;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-51), в котором указано на обязанность уплатить транспортный налог в размере 1 445 руб., пеню по транспортному налогу в размере 4 руб. 70 коп., налог на имущество физических лиц в размере 5 621 руб., пеню по налогу на имущество физических лиц в размере 18 руб. 27 коп., земельный налог в размере 2 397 руб., пеню по земельному налогу в размере 7 руб. 79 коп.;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53-54), в котором указано на обязанность уплатить налог на доходы физических лиц в размере 680 884 руб., пеню по налогу на доходы физических лиц в размере 24 363 руб. 66 коп.
По сведениям налогового органа ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком частично оплачена задолженность по транспортному налогу в размере 1 руб. 68 коп., в связи с чем сумма транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ, подлежащая взысканию, составляет 1 443 руб. 32 коп.
Административным ответчиком обязанность по уплате налогов в полном объёме в установленный срок не была исполнена, каких-либо доказательств в подтверждение исполнения обязанности по уплате сумм неоплаченных налогов и пени суду не представлено.
Вследствие несогласия представителя административного ответчика с начисленными суммами налога на доходы физических лиц и по его ходатайству определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости полученного в порядке дарения недвижимого имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, проведение которой было поручено эксперту <данные изъяты>ФИО7 (л.д. 148-149).
Согласно заключению судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 156-215) в результате сделанных расчётов и проведённого анализа установлено, что рыночная стоимость земельного участка, площадью 1 061 кв.м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 760 737 руб., рыночная стоимость жилого дома, площадью 118,6 кв.м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 009 405 руб., рыночная стоимость жилого дома, площадью 247,1 кв.м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 071 192 руб.
Возражая против удовлетворения иска, представитель административного ответчика указывает, что расчёт суммы начисленного НДФЛ должен быть произведён исходя из рыночной стоимости жилых домов, определённой заключением эксперта.
Данная позиция представителя административного ответчика основана на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, определяются НК РФ с учётом особенностей, предусмотренных ст. 214.10 НК РФ.
Пунктом 6 статьи 214.10 НК РФ предусмотрено, что сумма налога по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным статьёй 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.
В целях настоящего пункта при определении налоговой базы доходы налогоплательщика при получении в порядке дарения объекта недвижимого имущества принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества.
В случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных в результате дарения ему объекта недвижимого имущества, и проведения в соответствии с абзацем первым п. 1.2 ст. 88 настоящего Кодекса камеральной налоговой проверки налоговый орган на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и об указанных доходах исчисляет сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, с учётом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Как следует из акта налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24 – оборот), в связи с непредставлением Сироджевой Н.Н. налоговой декларации формы 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ налоговая база доходов налогоплательщика была определена налоговым органом исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, внесённой в ЕГРН, а именно: земельный участок с кадастровым номером № – 451 837 руб. 46 коп.; жилой дом с кадастровым номером № – 1 364 133 руб. 64 коп.; жилой дом с кадастровым номером № – 3 421 601 руб. 11 коп.
Для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях, устанавливается кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества.
Исходя из положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к числу сведений об объекте налогообложения относятся официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из государственного кадастра недвижимости, который является систематизированным сводом сведений об учтённом в Российской Федерации недвижимом имуществе, содержащие, в том числе и сведения о кадастровой стоимости объектов.
Таким образом, при наличии сведений о кадастровой стоимости имущества, утверждённых и учтённых в установленном законом порядке, налоговый орган обоснованно принял их во внимание при определении налоговой базы.
При этом суд учитывает, что Федеральным законом от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в отношении доходов, полученных с 1 января 2020 года, применяются положения п. 6 ст. 214.10 НК РФ, содержащего императивные нормы о расчёте налоговой базы исходя из кадастровой стоимости передаваемого в порядке дарения имущества.
Как следует из материалов дела, на дату осуществления дарения, кадастровая стоимость жилых домов, передаваемых в дар, была определена в установленном законом порядке и оспорена не была.
В силу п. 1.1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов для физических лиц – налоговых резидентов Российской Федерации в отношении доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нём, доходов в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, а также подлежащих налогообложению доходов, полученных такими физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению.
Налоговым органом произведён расчёт налога на доходы физических лиц следующим образом:
Сумма реализованного имущества – Налоговый вычет (Документально подтвержденные расходы) + Сумма имущества, полученного в дар) х 13 % = НДФЛ (802 264,60 – 802 264,60 + 5 237 572,21) х 13 % = 680 884 руб.
Поскольку судом установлено правомерное исчисление суммы налога на доходы физических лиц, довод представителя административного ответчика об уменьшении размера начисленных пеней по НДФЛ подлежит отклонению.
Доводы представителя административного ответчика о том, что налоговым органом неверно определён размер штрафных санкций, поскольку при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей, также подлежит отклонению по следующим основаниям.
Из решения № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения следует, что в ходе камеральной проверки установлены обстоятельства, смягчающие ответственность, а именно: тяжёлое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения (отсутствие дохода, совершение налогового правонарушения впервые), на основании чего расчёт штрафов произведён с учётом смягчающих обстоятельств. В связи с установлением смягчающих обстоятельств расчёт размера штрафных санкций, начисленных административному ответчику по п. 1 ст. 119 НК РФ и по п. 1 ст. 122 НК РФ, произведён с учётом положений подп. 3 п. 1 ст. 122 НК РФ, п. 3 ст. 114 НК РФ, и уменьшен налоговым органом в два раза.
Довод представителя административного ответчика о том, что нарушение срока уплаты налога само по себе не является основанием для применения ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, а также о том, что в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства привлечения к ответственности административного ответчика за совершение такого налогового правонарушения, судом отклоняется, поскольку факт налогового правонарушения выражен в неправомерном бездействии административного ответчика, а именно в неисполнении обязанности по исчислению и уплате налогоплательщиком налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается решением № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Сироджевой Н.Н. к ответственности за совершение административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
По общему правилу в силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № 21 по Челябинской области обратилась к мировому судье судебного участка № г. Златоуста Челябинской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Сироджевой Н.Н. недоимки по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 761 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 125 руб. 38 коп., недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 445 руб., пени по транспортному налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 руб. 70 коп., недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 705 руб., пени по земельному налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 108-110).
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй был вынесен судебный приказ (л.д. 111) о взыскании с Сироджевой Н.Н. указанной задолженности, который определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ был отменён (л.д. 113) в связи поступлением возражений должника относительно исполнения судебного приказа (л.д. 112).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № 21 по Челябинской области обратилась к мировому судье судебного участка № г. Златоуста Челябинской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Сироджевой Н.Н. недоимки по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 680 884 руб. (л.д. 103-104).
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй был вынесен судебный приказ (л.д. 105) о взыскании с Сироджевой Н.Н. указанной задолженности, который определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ был отменён (л.д. 107) в связи поступлением возражений должника относительно исполнения судебного приказа (л.д. 106).
Административный истец обратился в Златоустовский городской суд с данным административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5), то есть срок для обращения в суд не пропущен, также как и не был пропущен срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Административным ответчиком каких-либо доказательств в подтверждение исполнения обязанности по уплате сумм неоплаченных налогов суду не представлено.
На основании изложенного суд считает, что с Сироджевой Н.Н. в пользу административного истца подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу в размере 1 443 руб. 32 коп., пеня по транспортному налогу в размере 4 руб. 70 коп., недоимка по налогу на имущество в размере 7 752 руб., пеня по налогу на имущество в размере 103 руб. 62 коп., недоимка по земельному налогу в размере 4 699 руб. 56 коп., пеня по земельному налогу в размере 227 руб. 60 коп., недоимка по НДФЛ в размере 680 884 руб., пеня по НДФЛ в размере 24 636 руб. 66 коп., штраф по НДФЛ в размере 170 221 руб. 50 коп., а всего 889 972 руб. 96 коп.
Частью 1 статьи 114 КАС РФ установлено, что судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно п. 2 ст. 61.1, п. 2 ст. ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 12 099 руб. 73 коп. (889 972,96 – 200 000) х 1 % + 5 200), от уплаты которой административный истец в силу закона освобождён.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области.
Взыскать с Сироджевой Ники Нуралиевны (паспорт №), зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области недоимку по транспортному налогу в размере 1 443 руб. 32 коп., пеню по транспортному налогу в размере 4 руб. 70 коп., недоимку по налогу на имущество в размере 7 752 руб., пеню по налогу на имущество в размере 103 руб. 62 коп., недоимку по земельному налогу в размере 4 699 руб. 56 коп., пеню по земельному налогу в размере 227 руб. 60 коп., недоимку по НДФЛ в размере 680 884 руб., пеню по НДФЛ в размере 24 636 руб. 66 коп., штраф по НДФЛ в размере 170 221 руб. 50 коп., а всего 889 972 (восемьсот восемьдесят девять тысяч девятьсот семьдесят два) руб. 96 коп.
Взыскать с Сироджевой Ники Нуралиевны в доход бюджета Златоустовского городского округа Челябинской области государственную пошлину в размере 12 099 (двенадцать тысяч девяносто девять) руб. 73 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.
Председательствующий О.В. Дружинина
Мотивированное решение изготовлено 13 июля 2023 года.