НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Златоустовского городского суда (Челябинская область) от 17.05.2022 № 2А-1079/2022

Дело № 2а-1079/2022

74RS0017-01-2022-001080-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2022 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Дружининой О.В.,

при секретаре Будышкиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области к Панишевой Юлии Игоревне о взыскании обязательных платежей,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Панишевой Ю.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 11 738 руб., пени по транспортному налогу в размере 104 руб. 76 коп., недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 808 руб., пени по налогу на имущество в размере 7 руб. 21 коп., а также недоимки по земельному налогу в размере 3 094 руб. и пени по земельному налогу в размере 27 руб. 61 коп. (л.д. 5-12).

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что Панишева Ю.И. являлась собственником транспортных средств и недвижимых объектов, которые в соответствии со ст.ст. 358, 401 Налогового кодекса РФ являются объектами налогообложения. Таким образом, административный ответчик является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога. В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налогов образовалась задолженность, в связи с чем начислена пеня. Налогоплательщику было направлено требование об уплате задолженности. В добровольном порядке в установленный срок требования не были исполнено.

Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д. 81).

Административный ответчик Панишева Ю.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом.

Согласно ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

Судом были предприняты все возможные в данном случае меры, предусмотренные ст. 96 КАС РФ, для извещения ответчика о времени и месте рассмотрения дела в целях предоставления ему возможности ознакомиться с материалами дела и эффективно участвовать в рассмотрении дела, не злоупотребляя при этом своими процессуальными правами.

Так, согласно материалам дела Панишева Ю.И. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 44).

Направленные по указанному адресу судебные повестки возвратились в суд за истечением срока хранения (л.д. 48, 69,83, 84).

При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения» признается, что в силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон по доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Исследовав материалы дела, суд находит административный иск Межрайонной ИФНС № 21 по Челябинской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.

Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги, закреплена в пп. 1 п. 1 ст. 23 и ст. 45 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ).

Как следует из материалов дела, Панишева Ю.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась владельцем транспортного средства – автомобиля легкового <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , мощность двигателя 313 л.с., на который был исчислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 738 руб. (л.д. 46 – карточки учета транспортного средства, л.д. 18 – налоговое уведомление).

В соответствии со ст. 357 НК РФ ответчик является плательщиком транспортного налога, установленного главой 28 НК РФ и введенного на территории Челябинской области с 01.01.2003 г. Законом № 114-ЗО от 28.11.2002 г. «О транспортном налоге» (далее Закон о транспортном налоге).

В силу статьи 2 Закона о транспортном налоге налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. – 150 руб. (в 2019 году).

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, что предусмотрено п. 3 вышеназванной статьи.

Как следует из материалов дела, административный ответчик является собственником недвижимого имущества: комнаты, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 14 – сведения об имуществе налогоплательщика – физического лица, л.д. 92-94, 95-97, 98-99 – выписки из ЕГРН).

Налоговым органом исчислен налог на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 808 руб. (л.д. 18 – оборот).

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Объекты недвижимости, находящиеся в собственности административного ответчика, являются объектами налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 399 НК РФ).

Порядок исчисления суммы налога предусмотрен ст. 408 НК РФ, где указано, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 2 Решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 26.11.2015 г. № 71-ЗГО «О введении на территории Златоустовского городского округа налога на имущество физических лиц» предусмотрена ставка налога на хозяйственные строения или сооружения (не превышающие 50 кв.м.) – в размере 0,3 % от кадастровой стоимости, на иные строения, помещения или сооружения – 0,5 %.

Срок уплаты налога в соответствии со статьей 409 Главы 32 НК РФ – не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 Решения).

Как следует из материалов дела, административный ответчик в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, а также является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. На указанное недвижимое имущество был исчислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 3 094 руб. (л.д. 14 – сведения об имуществе налогоплательщика – физического лица, л.д. 18 – налоговое уведомление, л.д. 56-57, 79-80, 89-91, 100-101 – выписки из ЕГРН).

На основании п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом 1 статьи 388 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390 НК РФ).

В соответствии с Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 10.10.2011 г. № 57-ЗГО «Об установлении земельного налога» в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства установлена налоговая ставка 0,3 %, в отношении прочих земельных участков, за исключением земельных участков, указанных в ч. 2 ст. 389 Налогового кодекса РФ, – 1,5 %.Согласно п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как следует из материалов дела, в адрес Панишевой Ю.И. налоговым органом было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 11 738 руб., налога на имущества физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 818 руб. и земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3 094 руб. (л.д. 18-19). Указанные суммы начисленных налогов было необходимо уплатить не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах.

Произведенные в налоговом уведомлении расчёты сумм указанных налогов со стороны административного ответчика не оспаривались.

Административным ответчиком обязанность по уплате налогов в полном объеме в установленный срок не была исполнена.

Как указано в п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

За несвоевременную уплату налога за ДД.ММ.ГГГГ на сумму недоимки по транспортному налогу начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 104 руб. 76 коп.

За несвоевременную уплату налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7 руб. 21 коп.

За несвоевременную уплату земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ на сумму недоимки по земельному налогу начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 27 руб. 61 коп.

При наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об оплате налога, что предусмотрено п. 2 ст. 69 НК РФ. Требованием об оплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 НК РФ). В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

В связи с неисполнением обязанности по оплате налогов административному ответчику было направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21), в котором указано на обязанность уплатить транспортный налог в размере 11 738 руб., пеню по транспортному налогу в размере 104 руб. 76, земельный налог в размере 3 094 руб., пеню по земельному налогу в сумме 27 руб. 61 коп., налог на имущество физических лиц в размере 818 руб., пеню по налогу на имущество физических лиц в сумме 7 руб. 30 коп.

Административным ответчиком каких-либо доказательств в подтверждение исполнения обязанности по уплате сумм неоплаченных налогов и пени суду не представлено, суммы начисленных налогов и пени не оспорены.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

По общему правилу в силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 2 г. Златоуста Челябинской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Панишевой Ю.И. недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 818 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 7 руб. 30 коп., недоимки по транспортному налогу в размере 11 738 руб., пени по транспортному налогу в сумме 104 руб. 76 коп., недоимки по земельному налогу в размере 3 094 руб., пени по земельному налогу в сумме 27 руб. 61 коп. (л.д. 58-63). ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебный приказ был вынесен (л.д. 64-65). В связи с поступлением возражений налогоплательщика относительно исполнения судебного приказа (л.д. 66) ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 2 г. Златоуста Челябинской области был отменен судебный приказ о взыскании с Панишевой Ю.И. в пользу Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области недоимки по налогам, пени (л.д. 67-68).

Административный истец обратился в Златоустовский городской суд с данным административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5), то есть срок для обращения ни к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, ни с исковым заявлением в суд не пропущен.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что в судебном заседании нашло подтверждение то обстоятельство, что Панишевой Ю.И. в установленный срок не была исполнена обязанность по оплате налогов, при этом налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением в установленный законом срок.

На основании изложенного с Панишевой Ю.И. в пользу административного истца подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу в размере 11 738 руб., пеня по транспортному налогу в размере 104 руб. 76 коп., недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере 808 руб., пеня по налогу на имущество в размере 7 руб. 21 коп., а также недоимка по земельному налогу в размере 3 094 руб. и пеня по земельному налогу в размере 27 руб. 61 коп.

Частью 1 статьи 114 КАС РФ установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно п. 2 ст. 61.1, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 631 руб. 18 коп., от уплаты которой административный истец в силу закона освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области.

Взыскать с Панишевой Юлии Игоревны (ИНН ), зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области недоимку по транспортному налогу в размере 11 738 руб., пени по транспортному налогу в размере 104 руб. 76 коп., недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 808 руб., пеню по налогу на имущество в размере 7 руб. 21 коп., а также недоимку по земельному налогу в размере 3 094 руб. и пеню по земельному налогу в размере 27 руб. 61 коп., а всего 15 779 (пятнадцать тысяч семьсот семьдесят девять) руб. 58 коп.

Взыскать с Панишевой Юлии Игоревны в доход бюджета Златоустовского городского округа Челябинской области государственную пошлину в размере 631 (шестьсот тридцать один) руб. 18 коп.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.

Председательствующий О.В. Дружинина

Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2022 года.