НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Златоустовского городского суда (Челябинская область) от 16.06.2022 № 740017-01-2022-000822-22

Дело № 2-908/2022

(УИД № 74RS0017-01-2022-000822-22)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2022 года г. Златоуст Челябинская область

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Рогожиной И.А.,

при секретаре Дергилевой М.С.,

с участием истца Штрубель И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Штрубель Ирины Александровны к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании решения незаконным, включении период работы в специальный стаж, назначении пенсии, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Штрубель И.А. обратилась в суд с исковым заявлением, с учетом уточненного заявления к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области), в котором просит, с учетом уточнений:

- признать незаконным решение ГУ УПФР в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в стаж на соответствующих видах работ по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода моей работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санитарки-буфетчицы стационара в ГБУЗ «Областная психоневрологическая больница № 7»;

- возложить на ответчика обязанность включить указанный период работы в стаж на соответствующих видах работ по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и назначить досрочную страховую пенсию по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ;

- взыскать с ответчика судебные расходы;

- взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. (том 1 л.д.3-6, 132).

В обоснование заявленных требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает санитаркой-буфетчицей стационара в ГБУЗ «Областная психоневрологическая больница № 7». Указанная должность относится к младшему медицинскому персоналу, о чем указано в должностной инструкции.

обратилась в ГУ УПФР в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Однако решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Период моей работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве санитарки - буфетчицы стационара в ГБУЗ «ОПБ № 7» не был учтен ответчиком в стаж на соответствующих видах работ по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

На основании позиции 2260000в раздела XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения», Списка N 2 правом на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, занятые: раздел XXIV - Учреждения здравоохранения и социального обеспечения, пункт «в» - в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка: код - 260000в - младший медицинский персонал.

Принимая решение об отказе в установлении страховой пении по старости, УПФР руководствовался сведениям отраженными в справке ГБУЗ ОПБ №7» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой право на досрочное пенсионное обеспечение в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время у меня отсутствует, так как непосредственный уход за больными осуществляется не полный рабочий день (непосредственное обслуживание больных составляет в среднем 3,75 часа в день).

Однако ответчик не установил, какие именно работы по непосредственному обслуживанию больных истец выполняла в течении 3,75 часов в течении рабочего дня, и не учел, что согласно Указанию Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26.04.1993 N 1-31-У «О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», под работой младшего медицинского персонала, связанной с «непосредственным обслуживанием больных» понимается не только работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента, но в том числе и мытье посуды, инструментария, инвентаря и т.д.; уборка палат и вспомогательных помещений в отделении.

Данные Указания от 26 апреля 1993 года N 1-31-У содержат примерные виды деятельности медицинского персонала, связанной с непосредственным обслуживанием больных, которые не являются исчерпывающими.

Согласно должностной инструкции санитарки-буфетчицы ГБУЗ «ОПБ№7», утвержденной в 2016, в должностные обязанности санитарки - буфетчицы входит: получение продуктов питания и пищи на пищеблоке и правильная доставка их для раздачи в отделение; непосредственная раздача пищи и продуктов больным; подогрев и подача пищи больным, которые в часы раздачи пищи находились на исследованиях и процедурах; сбор посуды из обеденного зала; сбор и вынос отходов; дезинфекция, мытье посуды, хранение посуды для кормления; обеспечение раздаточной необходимым количеством посуды для кормления больных; регулярное проведение маркировки на посуде, емкостях для уборки; наличие уровней на емкостях для дезинфекции и мытья, мерной посуды для дезинфицирующих моющих средств; правильная дезинфекция посуды, инвентаря, ветоши, столов, холодильников и т.д.; влажная уборка раздаточной и столовой после каждого приема пищи; генеральная уборка раздаточной и столовой (не реже 1 раза в неделю); выделение отдельной посуды для палат с выявленными инфекционными больными.

Аналогичные должностные обязанности содержались и в инструкции 2008 года.

В период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истец работает санитаркой - буфетчицей, относящейся к должности младшего медицинского персонала, постоянно в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели выполняю все обязанности в соответствии с должностной инструкцией санитарки-буфетчицы ГБУЗ «ОПБ №7», то есть постоянно занята на работах, связанных с непосредственным обслуживанием больных, которые предусмотрены действующим Списком N 2 (код 2260000в).

С учетом указанных выше положений законодательства и разъяснений, учитывая характер должностных обязанностей истца, все в совокупности свидетельствует о том, что их выполнение обусловлено непосредственным обслуживанием больных в условиях полного рабочего дня.

Истец Штрубель И.А. в судебном заседании пояснила, что он в полном объеме поддерживает заявленные исковые требования с уточнениями к нему, по тем основаниям которые изложенные в исковом заявлении и уточнении к исковому заявлению.

Представитель ОПФР по Челябинской области Герасимова Н.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36), в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (том 1 л.д.26, 27, 31 32, 136) с исковыми требованиями не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д.34-35). Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее ОПФР), по заявлению Штрубель И.А., отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет, имеют не менее 20 лет страхового стажа и величину индивидуального пенсионного коэффициента менее 30 (с учетом переходных положений статьи 35 названного Федерального закона).

Если стаж работы в перечисленных условиях труда составляет не менее половины установленного срока и выработана требуемая продолжительность страхового стажа, то страховая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждые 2 года такой работы.

Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах, применяются:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее - Список № 2 от 1991 года);

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173, (далее - Список № 2 от 1956 года) - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Списки действуют в том виде, в каком приняты, применяются буквально, расширительному толкованию не подлежат.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в России Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила от 11.07.2002 № 516).

На основании пунктов 4, 5 Правил от 11.07.2002 № 516 в стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды работы, выполнявшейся постоянно в течение полного рабочего дня в профессиях и должностях, перечисленных в Списках, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (а за периоды до 01.01.1991 - взносов на государственное социальное страхование). В стаж на соответствующих видах работ также включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодного основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Перечень периодов, не относящихся к выполнению трудовых обязанностей и подлежащих зачету в стаж на соответствующих видах работ, перечисленный в Правилах, является исчерпывающим. Отпуска без сохранения заработной платы, периоды, когда не выполнялась деятельность, предусмотренная Списками, среди них не названы и не подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени (п. 5 разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5).

В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 №258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах, (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными органами).

Справки выдаются на основании первичных документов за соответствующий период работы, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение пенсии.

Такими документами могут быть штатные расписания, приказы, рабочая инструкция, технологические документы производства работ, документы о наличии на балансе предприятия оборудования определенного вида, технические паспорта на оборудование, лицевые счета и другие документы, из содержания которых можно определить характер работы. Каждый из перечисленных документов, как правило, подтверждает тот или иной фактор и оценивается при определении права на досрочную пенсию в совокупности с другими документами.

При решении вопроса о праве гражданина на досрочное пенсионное обеспечение основное значение имеет определение производства (цеха, участка, отделения), на котором был занят работник, а также занятость его по профессии (должности) предусмотренной Списками.

Пунктом «в» Раздела XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2 от 1991 года право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено младшему и среднему медицинскому персоналу психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учрежден отделениях домов ребенка (2260000в).

В стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Законам №400-ФЗ не засчитан периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве санитарки-буфетчицы стационара в «Областная психоневрологическая больница № 7». В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о периоде работы представлены без кодов досрочного пенсионного обеспечения.

Согласно сведениям отраженным в справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной «Областная психоневрологическая больница № 7», право на досрочное пенсионное обеспечение в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время отсутствует, так как непосредственный уход за больными осуществляется не полный рабочий день. Время непосредственного обслуживания больных санитаркой - буфетчицей Штрубель И.А. в соответствии с возложенными на нее должностными обязанностями составляет в среднем 3,75 часа в течение рабочего дня.

На основании вышеизложенного и в соответствии с ст. 44, п.2 пп.2 ст. 149 РФ, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Россия Федерации по Челябинской области считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель третьего лица ГБУЗ «Областная психиатрическая больница № 7» (ГБУЗ «ОПБ №7»), привлечённого к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.28), действующий на основании доверенности (том 1 л.д.127 оборот) в судебное заседание не явился, извещен надлежащем образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие (том 1 л.д.33,135, 137, 138).

В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Руководствуясь положениями ст.ст. 2, 6.1, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Штрубель И.А. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст. 7 (ч. 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившего в законную силу с 01.01.2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 ФЗ №400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года такой работы.

Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ».

Из материалов дела следует, что Штрубель И.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Штрубель И.А. обратилась в УПФР в г. Златоусте с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости (том 1 л.д.45-47).

Решением начальника УПФР в г.Златоусте Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии Штрубель И.А. отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (том 1 л.д.12-14, 37-40), на ДД.ММ.ГГГГ истец достигла возраста 50 лет, страховой стаж Штрубель И.А. составил 24 года 03 месяца 14 дней, продолжительность стажа на соответствующих видах работ по списку №2 – 2 месяца 10 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 28,708 балла.

В стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ засчитаны следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве палатной санитарки в ГБУЗ «Областная психоневрологическая больница №7». Фактическая продолжительность стажа на соответствующих видах работ составляет - 2 месяца 10 дней.

Для назначения пенсии по п.2 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ у заявителя отсутствует условие - требуемый стаж на соответствующих видах работ.

Суд находит оспариваемое решение ГУ ОПФР по Челябинской области в части исчисления фактической продолжительности специального стажа незаконным и необоснованным на основании следующего.

Как установлено ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список №2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 года №10);

Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 года № 1173).

В соответствии с требованиями подп. "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665, по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Закона "О страховых пенсиях", указанных, в том числе, в абзаце третьем подпункта "б" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (пп. "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Определяя в вышеуказанных нормах основания и условия назначения пенсии и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, выполнение которой сопряжено с наиболее неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. При этом учитываются и различия в самом характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.

Согласно записям в трудовой книжке (том 1 л.д.9-11, 50-53) истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — работа в качестве транспортировщика, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — работа в качестве распределителя работ в ПО «Златоустовский машиностроительный завод»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — период ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — работа в качестве палатной санитарки в ГБУЗ «Областная психоневрологическая больница №7»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — работа в (за исключением дней без сохранения заработной платы).

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением отпусков без оплаты) — работа в качестве санитарки-буфетчицы стационара в ГБУЗ «Областная психоневрологическая больница №7».

В соответствии со справкой о переименовании (том 1 л.д.57): с ДД.ММ.ГГГГ - самостоятельный психоневрологический диспансер, при диспансере открыт стационар на 95 коек (приказ Горздравотдела -К от ДД.ММ.ГГГГ);

с ДД.ММ.ГГГГ - самостоятельная психоневрологическая больница, при больнице открыты психоневрологический и наркологический диспансеры (приказ Горздравотдела №9 от ДД.ММ.ГГГГ);

с ДД.ММ.ГГГГ - психоневрологическая больница переименована в Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения «Психоневрологическая больница» (Постановление главы города (2) п. 7 от ДД.ММ.ГГГГ);

с ДД.ММ.ГГГГ - Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранение «Психоневрологическая больница» вошло в состав Территориального объединения медико-социальной помощи, как лечебно-профилактическое учреждение «Психоневрологическая больница» (Постановление главы администрации города Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ);

с ДД.ММ.ГГГГ (Постановление главы администрации города Златоуста (2) от 1996) - Территориальное объединение медико-социальной помощи реорганизовано и лечебно-профилактическое учреждение «Психоневрологическая больница» вошло в состав Муниципального учреждения Управления здравоохранения (Постановление главы администрации города Златоуста (4) от ДД.ММ.ГГГГ);

с ДД.ММ.ГГГГ - Муниципальное учреждение Управления здравоохранения «Психоневрологическая больница» переименована в Структурное подразделение Муниципального учреждения Управления здравоохранения «Психиатрическая больница» г. Златоуста;

с ДД.ММ.ГГГГ - на основании Постановления главы администрации города Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения «Психиатрическая больница» вышло из состава Муниципального учреждения Управления здравоохранения;

с ДД.ММ.ГГГГ - Постановлением главы города Златоуста (1) от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован Устав Муниципального лечебно-профилактического учреждения здравоохранения «Психиатрическая больница»;

с ДД.ММ.ГГГГ - в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в государственную собственность Челябинской области специализированных муниципальных учреждений здравоохранения» МЛПУЗ «Психиатрическая больница» передана в государственную собственность Челябинской области.

с ДД.ММ.ГГГГ - в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «О переименовании специализирован учреждений здравоохранения, принимаемых в государственную собственность Челябинской области» МЛПУЗ «Психиатрическая больница» переименована Государственное учреждение здравоохранения «Областная психиатрическая больница № 7»;

с ДД.ММ.ГГГГ - в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении изменений № 2 к уставу Государственного учреждения здравоохранения «Областная психиатрическая больница №7» Государственное учреждение здравоохранения «Областная психиатрическая больница № 7» переименована в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная психиатрическая больница № 7».

В соответствии с п.3 ст.35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст.8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (специальный стаж), при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу названного закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Статьи 7, 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 31.12.2014, также было предусмотрено право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на досрочную пенсию.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (Список №2).

На основании позиции 2260000в раздела XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", Списка N 2 правом на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, занятые: раздел XXIV - Учреждения здравоохранения и социального обеспечения, пункт "в" - в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка: код - 260000в - младший медицинский персонал, средний медицинский персонал.

Министерство социальной защиты населения Российской Федерации разработало Указания от 26 апреля 1993 года №1-31-У «О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (Указание), в которых указано, что «непосредственное обслуживание больных» - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных» в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени). Министерство здравоохранения Российской Федерации и ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации подготовили примерные перечни деятельности и должностей среднего и младшего медицинского персонала, которые могут быть отнесены к непосредственно обслуживающему больных. Однако окончательное решение по определению перечня рабочих мест и должностей, работники которых пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, остается за администрацией, которая подтверждает характер работы и доводит до сведения работников ее результаты.

В Приложении N 1 к Указанию определены виды деятельности младшего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2: перевозка, переноска тяжелобольных из отделений в диагностические кабинеты, из приемного отделения в стационар и т.д.; санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья; санитарно - гигиеническая обработка ванной, мытье посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т.д.; раздача пищи, индивидуальное кормление больных; уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении.

В приложении N 2 названного Указания в составе примерного перечня должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2 включены санитарка - носильщица; палатная санитарка, младшая медицинская сестра по уходу за больными; санитарка - уборщица; санитарка - ванщица; сестра - хозяйка.

Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н утверждена Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, согласно п. 1.5 которой к иным должностям медицинских работников (младший медицинский персонал) относятся: младшая медицинская сестра по уходу за больными; санитар; санитар-водитель; сестра-хозяйка.

Должность санитар также относилась к перечню медицинских работников (младший медицинский персонал) в соответствии с Номенклатурами должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденными Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, Приказом Минздравсоцразвития России от 25.07.2011 N 801н.

Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», где предусмотрена должность санитарки, относящейся к должностям младшего медицинского персонала. В должностные обязанности санитарки входят следующие виды работы: получает у сестры-хозяйки и обеспечивает правильное хранение и использование посуды и моющих средств; убирает прикроватные столики у лежачих больных после каждого приема пищи; получает готовую пищу на пищеблоке, проверяет ее по весу и счету; расписывается в раздаточной ведомости; производит подогрев пищи; производит раздачу больным пищи в горячем виде согласно меню и назначенной диете; производит мытье посуды, уборку буфетной и столовой, соблюдая санитарные требования; систематически производит уборку холодильников, предназначенных для хранения продуктов больных; обеспечивает санитарно-гигиеническое содержание буфетной и столовой.

Таким образом, перечень, указанный в Указании, не является исчерпывающим, действующим законодательством также предусмотрено, что должность «санитарка» относится к должностям младшего медицинского персонала.

Основанием для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку №2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, является документальное подтверждение постоянной в течение полного рабочего дня занятости в профессиях и должностях, а также в тех производствах, на работах которые предусмотрены указанными списками.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени (разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5, утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29, разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 08 января 1992 года N 1, утвержденные приказом Министерства труда и занятости РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08 января 1992 года N 235).

Согласно Функциональным обязанностям санитарки- буфетчицы психиатрического отделения, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.20); должностной инструкции санитарки – буфетчицы стационара ГУЗ «ОПБ №7», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.21); должностной инструкции санитарки – буфетчицы стационара ГБУЗ «ОПБ №7», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ (тм 1 л.д.22), санитарка - буфетчица относится к младшему медицинскому персоналу; в ее обязанности входило, в том числе получение продуктов питания и пищи на пищеблоке и правильная доставка их для раздачи в отделение; непосредственная раздача пищи и продуктов больным, согласно предписанным врачом диетам с соблюдением правильного порционнирования и эстетического вида пищи; точное знание количества, состава диет отделения, количества больных к часу раздачи пищи; подогрев и подача пищи больным, которые в часы раздачи пищи находились на исследованиях, процедурах (хранение пищи после приготовления - не более 2 часов); сбор посуды из обеденного зала; сбор, правильное хранение, своевременный вынос пищевых отходов в специально выделенное место; дезинфекция, мытье, просушка, хранение посуды для кормления в соответствии с действующими правилами; обеспечение через сестру-хозяйку раздаточной, необходимым количеством посуды для кормления больных (из расчета по 1 комплекту на каждого больного), наличие посуды, соответствующей требованиям санэпидрежима (не сколотая, без трещин, ржавчины и т.д.); регулярное проведение маркировки на посуде, емкостях для уборки, наличие крышек; наличие уровней на емкостях для дезинфекции и мытью, мерной посуды для дезинфицирующих моющих средств; правильная дезинфекция посуды, инвентаря, ветоши, столов, холодильников и т.д. (после специального инструктажа); влажная уборка раздаточной и столовой после каждого приема пищи (в специально выделенной одежде); генеральная уборка раздаточной и столовой (не реже 1 раза в неделю); выделение отдельной посуды для палат с выявленным инфекционным больным.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом подтверждено, что ею были осуществлены работы на должности санитарки-буфетчицы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как работы, связанные с непосредственным обслуживанием больных, дающих в свою очередь право на назначение досрочной пенсии.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Из справки, уточняющих характер работы или условий труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.56) следует, что Штрубель И.А. действительно работает в ГБУЗ «ОПБ №7» в должности санитарка - буфетчица с ДД.ММ.ГГГГ по настоящие время, приказ о приеме -ЛС от ДД.ММ.ГГГГ. Штрубель как санитарка – буфетчица по характеру работы занята непосредственной раздачей пищи и продуктов больным в отделениях, а также подогревом и подач пищи больным, которые в часы раздачи пищи находятся на исследованиях, процедурах. Обеспечивает раздаточную необходимость количеством посуды для кормления больных (из расчета по 1 комплекту на каждого больного). Обеспечивает наличие посуды, соответствующей требованиям санэпидрежима. Время непосредственного обслуживания больных составляет в средней 3,75 часа в течении рабочего дня. Характер указанной работы соответствует работе младшего медицинского персонала непосредственного обслуживающего больных в психометрических учреждениях, что предусмотрено списком 2 раздела XXIV, позиция 2260000в, утверждено Постановлением Кабинета министров СССР за №10 от ДД.ММ.ГГГГ. За исключением периода отпуска без сохранения заработной платы: ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; с 30.01.2017по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ, всего 31 день. Отпуска по уходу за ребенком (без сохранения заработной платы) - нет, курсы повышения квалификации - нет.

Согласно ответу ГБУЗ ОПБ №7» на запрос суда количество рабочего времени, затраченного санитаркой – буфетчицей Штрубель И.А. на непосредственное обслуживание пациентов:

1) Завтрак: - кормление пациентов 1-го отделения в столовой (раздача пищи, присутствие и помощь во время кормления, уборка посуды) - 15 минут;

- кормление пациентов 2-го отделения в столовой (раздача пищи, присутствие и помощь во время кормления, уборка посуды) - 15 минут;

- кормление пациентов женского отделения в отделении (раздача пищи, присутствие и помощь во время кормления, уборка посуды) 15

- кормление пациентов мужского отделения в отделении (раздача пищи, присутствие и помощь во время кормления, уборка посуды) - 15 минут;

- кормление пациентов наркологического отделения в отделении (раздача пищи, присутствие и помощь во время кормления уборка посуды) - 15 минут.

2) Обед:

- кормление пациентов 1-го отделения в столовой (раздача пищи, присутствие и помощь во время кормления, уборка посуды) - 15 минут;

- кормление пациентов 2-го отделения в столовой (раздача пищи, присутствие и помощь во время кормления, уборка посуды) - 15 минут;

- кормление пациентов 1-го женского отделения в отделении (раздача пищи, присутствие и помощь во время кормления, уборка посуды) - 15 минут;

- кормление пациентов мужского отделения в отделении (раздача пищи, присутствие и помощь во время кормления, уборка посуды) - 15 минут;

- кормление пациентов наркологического отделения в отделении (раздача пищи, присутствие и помощь во время кормления уборка посуды) - 15 минут.

3) Ужин:

- кормление пациентов 1-го отделения в столовой (раздача пищи присутствие и помощь во время кормления, уборка посуды )- 15 минут;

- кормление пациентов 2-го отделения в столовой (раздача пищи присутствие и помощь во время кормления, уборка посуды )- 15 минут;

- кормление пациентов 1-го женского отделения в отделении (pаздача пищи, присутствие и помощь во время кормления, уборка посуды) - 15 минут;

- кормление пациентов мужского отделения в отделении (раздача пищи, присутствие и помощь во время кормления, уборка посуды) - 15 минут;

- кормление пациентов наркологического отделения в отделена (раздача пищи, присутствие и помощь во время кормления убор посуды) - 15 минут.

Принимая во внимание ответ ГБУЗ «ОПБ №7» в подтверждение занятости истца на работах, связанных с непосредственным обслуживанием больных, работодатель сослался только на один вид выполняемой Штрубель И.А. в течение дня работы, а именно, кормление пациентов), составляет 3,75 часа, что составляет менее 80% занятости.

Однако суд полагает, что данный расчет не соответствует Указанию Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 года №1-31-У «О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», согласно которых, под работой, связанной с "непосредственным обслуживанием больных" понимается - перевозка, переноска тяжелобольных из отделений в диагностические кабинеты, из приемного отделения в стационар и т.д.; санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья; санитарно - гигиеническая обработка ванной, мытье посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т.д.; раздача пищи, индивидуальное кормление больных; уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении.

При этом согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года №5, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года №29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а также может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Согласно статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации, рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Также указанным кодексом предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени, и то обстоятельство, что продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (ст. 92 названного кодекса), продолжительность которой в любом случае не может быть более 40 часов в неделю.

Порядком исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 года №588н, предусмотрено, что норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены).

Штрубель И.А. оспаривается период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санитарки - буфетчицы.

Так, согласно производственному календарю, норма рабочего времени в каждом месяцев 2006 года при 40-часовой рабочей неделе - 167 часов (8 час. x 21 день - 1 час); где 40-часовая неделя как максимальный срок рабочего времени в неделю, далее 8 часов в день, 21 рабочий дней в месяцев 2006 года, на 1 часа было сокращено время в соответствии со ст. 95 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть 1042 часа.

Как следует из расчетных листов на Штрубель И.А., ею за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отработано 847,4 часов.

Согласно вышеуказанных норм закона под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Таким образом, Штрубель И.А. должна была отработать за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 833,6 часа (1042 * 80% = 833,6 часов).

Как видно указанная продолжительность времени ею отработана.

По аналогичным исчислениям расчетных листов, представленных в материалы дела за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет времени за иные спорные периоды, результаты которых свидетельствуют о том, что Штрубель И.А. в течение спорных периодов отработала на работах, предусмотренных Списком N 2, положенную 80% трудовую норму, что в свою очередь свидетельствует о подтверждении ею полной занятости на работах с тяжелыми работами труда.

Кроме того в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании» медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также повышенной оплаты труда, размер которой регулируется указанным законом. Данные гарантии полностью соответствует требованиям статей 116, 147 Трудового кодекса Российской Федерации.

Как следует из расчетных листов на Штрубель И.А. за спорный период ей производилась доплата за работу с вредными и тяжелыми условиями труда.

Таким образом, Штрубель И.А. получавшая за весь спорный период работы дополнительное вознаграждение за работу на вредных и тяжелых работах, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, рассчитывала на то, что работодателем соблюдается и иное трудовое законодательство, позволяющее ей впоследствии выйти на пенсию досрочно.

Согласно ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 N 9-П, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируется страховая и накопительная части трудовой пенсии, в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи.

Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Из системного толкования правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, как считает президиум областного суда, следует, что при назначении, перерасчете досрочных страховых пенсий по старости для зачета в специальный стаж периодов работы, имевших место после 01 января 2013 года необходимо подтверждение уплаты работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ.

При обращении застрахованного лица за назначением, перерасчету досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в выписке из индивидуального лицевого счета могут отсутствовать сведения о начислении (уплате) страховых взносов по дополнительному тарифу.

При отсутствии сведений о начислении (уплате) дополнительного тарифа в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, во внимание может быть принята справка страхователя, содержащая необходимые сведения, либо данный факт может быть указан в справке, уточняющей льготный характер работы.

В случае отсутствия уплаты (либо уплаты не в полном объеме) страховых взносов по дополнительному тарифу, вопрос о включении периодов работы после 01 января 2013 года в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, то есть достаточным основанием будет являться факт начисления страхователем страховых взносов по дополнительному тарифу.

С учетом изложенного суд полагает включить в специальный стаж по п.2 ч.1 ст.30 №400-ФЗ: с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санитарки-буфетчицы стационара в ГБУЗ «Областная психоневрологическая больница №7».

У Штрубель И.А. на момент обращения в Пенсионный фонд специальный стаж дающий право на назначении досрочной страховой пенсии на основании п.2 ч. 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», с учетом составит более 10 лет, что дает истцу право для назначения страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет, поскольку, истец имеет страховой стаж 24 года 3 месяца 14 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 28,708.

То есть на момент обращения с заявлением в Пенсионный фонд у Штрубель И.А. имелось основания для назначения досрочной страховой пенсии, такое право у неё возникло ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом заявлено требование о компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. (том 1 л.д.132).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

В соответствии с положениями ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб. (том 1 л.д.2) понесенные почтовые расходы в размере 62 руб. (том 1 л.д.15).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования Штрубель Ирины Александровны удовлетворить в части.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (г. Златоуст) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Штрубель Ирине Александровне в установлении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части отсутствия стажа на соответствующих видах работ.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области включить в специальный стаж Штрубель Ирине Александровне по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санитарки-буфетчицы стационара ГБУЗ «Областная психоневрологическая больница № 7».

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области установить Штрубель Ирине Александровне страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований о компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., – отказать.

Взыскать с Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области в пользу Штрубель Ирины Александровны госпошлину в размере 300 (триста) рублей.

Взыскать с Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области в пользу Штрубель Ирины Александровны почтовые расходы в размере 62 (шестьдесят два) рубля.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий И.А.Рогожина

Мотивированное решение изготовлено 23.06.2022