Дело № 2-107/2021 (2-3406/2020;)
УИД 74RS0017-01-2020-005019-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 марта 2021 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Руновой Т.Д.,
при ведении протокола помощником судьи Росляк Я.В.,
с участием истца Бондаренко И.В.,
представителя ответчика Мухамедьяновой Н.В.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко Инны Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить пенсию, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Бондаренко И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте (межрайонное) (далее по тексту – УПФР в г.Златоусте Челябинской области), в котором, с учетом уточнения исковых требований, просит:
признать незаконным решение УПФР в г. Златоусте Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости;
обязать УПФР в г.Златоусте Челябинской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов;
- с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в Муниципальном образовательно-воспитательном учреждении детский дом-школа-интернат «Роса»;
- с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. –нахождение на курсах повышения квалификации;
назначить пенсию с учетом включения указанных периодов в стаж с ДД.ММ.ГГГГг.;
взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб. (л.д. 3-6, 75,100).
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР в г.Златоусте с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости. Решением УПФР в г.Златоусте Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости в виду отсутствия стажа педагогической деятельности. В специальный стаж не были включены оспариваемые периоды работы в виду несоответствия наименования учреждения, в котором она работала, постановлению Правительства № 781 от 29 октября 2002г., отсутствия у учреждения статуса юридического лица. Считает решение незаконным, поскольку она осуществляла педагогическую деятельность в учреждении, наименование которого фактически соответствовало разделу «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Устав учреждения был зарегистрирован постановлением главы г.Златоуста.
Истец Бондаренко И.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УПФР в г.Златоусте Мухамедьянова Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. № (л.д.118), с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и письменном отзыве (л.д.53-55).
Представитель третьего лица Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 31» города Златоуста (далее МАОУ «ШИ № 31») в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен судом надлежащим образом (л.д.115).
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко Г.И. обратилась в УПФР в г.Златоусте с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.57-59).
Решением УПФР в г.Златоусте Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко И.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Для определения права на страховую пенсию стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей определен 23 года 0 месяцев 6 дней; величина индивидуального пенсионного коэффициента –55,439 (л.д.25-26).
В специальный стаж работы истца не были включены периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. – в должности учителя начальных классов, с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. – в должности учителя русского языка и литературы в муниципальном образовательно-воспитательном учреждении «Детский дом-школа-интернат «Роса» (с ДД.ММ.ГГГГг. – в Муниципальной специальной школе-интернате № 31 «Роса», с ДД.ММ.ГГГГг. – в Муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) школа-интернат для умственно отсталых детей с другими отклонениями в развитии № 31»);
- с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. – курсы повышения квалификации.
В решении указано, что указанные периоды не были включены в специальный стаж, поскольку с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ наименование учреждения не соответствовало постановлению Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГг. №., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. наименование учреждения не соответствовало постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГг. №. В период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. у учреждения отсутствовал статус юридического лица.
Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. имеются расхождения в уточняющей справке № от ДД.ММ.ГГГГг. и сведениях индивидуального лицевого счета Бондаренко И.В. в части периода отпуска по уходу за ребенком. Работодателю неоднократно предлагалось устранить расхождения, однако уточняющая справка и сведения индивидуального лицевого счета Бондаренко И.В. в соответствие не приведены.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст.30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
Согласно пункту 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, утвержденным данным постановлением, независимо от ведомственной принадлежности.
В разделе "Наименование учреждений" Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, в числе учреждений указаны школы и школы-интернаты всех типов и наименований, детские дома всех типов и наименований.
Согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067, в педагогический стаж подлежала зачету работа в образовательных учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в специальной (коррекционной) школе - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в педагогический стаж подлежала зачету работа в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: школа-интернат, в том числе специальная (коррекционная) для детей с отклонениями в развитии; детский дом, в том числе санаторный, специальный (коррекционный) для детей с отклонениями в развитии.
Из копии трудовой книжки следует, что Бондаренко И.В. ДД.ММ.ГГГГг. была принята переводом из школы № 37 в школу-интернат «Роса» учителем начальных классов, с ДД.ММ.ГГГГг. переведена учителем русского языка и литературы в школе-интернате № 31 «Роса». ДД.ММ.ГГГГг. ей была присвоена 2-ая квалификационная категория учителя русского языка и литературы. ДД.ММ.ГГГГг. Бондаренко И.В. уволена в связи с переводом в школу № 33 (л.д.13).
Из справки о типовой принадлежности (л.д.60), справки о переименованиях учреждения (Школа-интернат №) (л.д.62) следует, что Златоустовская вспомогательная школа-интернат № была создана и действует с 1953г.
ДД.ММ.ГГГГг. Златоустовская вспомогательная школа -интернат № 30 перерегистрирована в Муниципальный экспериментальный центр коррекции детей с нарушениями интеллекта и психическим недоразвитием «Роса» (сокращенно МЭ УРЦ «Роса»).
ДД.ММ.ГГГГг. реорганизована в муниципальное образовательно-воспитательное учреждение «Детский дом-школа-интернат «Роса».
ДД.ММ.ГГГГг. реорганизована путем разделения на самостоятельные учреждения: Детский дом «Теремок» и муниципальную специальную школу-интернат № 31 «Роса» (сокращенно МСШИ № 31 «Роса»).
ДД.ММ.ГГГГг. учреждение переименовано в Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) школа-интернат для умственно отсталых детей с другими отклонениями в развитии № 31» (сокращенно МС(К)ОШИ № 31).
В соответствии с Уставом муниципальной специальной школы-интернат № 31 «Роса», утвержденным постановлением Главы г.Златоуста № 1484(1) от 10 декабря 1998г., данное учреждение создано путем разделения МОВУ «Детский дом-школа-интернат «Роса» на самостоятельные учреждения: детский дом и школа-интернат № 31 «Роса» согласно постановления главы г.Златоуста № 723 от 17 июня 1998г. и является правопреемником реорганизованного учреждения. Официальное полное наименование учреждения – Муниципальная специальная школа-интернат № 31 «Роса», сокращенное – МСШИ № 31 «Роса». Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении городского отдела образования (л.д.24-36).
В соответствии с п.2.1 данного Устава школа-интернат для детей с недостатками интеллекта и поведения является типовым образовательно-воспитательным учреждением, в котором содержатся на полном обеспечении дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 6 до 18 лет, а также учащиеся с недостатками в умственном развитии и задержкой психического развития, нуждающиеся в социальной защите. В специальной школе-интернате дети школьного возраста получают коррекционную помощь и социальную поддержку для успешного усвоения соответствующей разноуровневой программы основного общего образования и базовых знаний, умений по выбранной профессии.
Таким образом, из представленных документов следует, что Бондаренко И.В. осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими Списками.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии юридическое значение имеет выполнение педагогической работы в учреждении для детей, что не опровергнуто ответчиком, отказ в реализации гражданином конституционного права на пенсию по одним формальным основаниям недопустим, поскольку несоответствие наименования учреждения буквальному наименованию, предусмотренному Списком, само по себе не предполагает различий в условиях и характере профессиональной деятельности педагогических работников и не свидетельствует о наличии таких различий.
Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Порядок подтверждения периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемых в страховой стаж, установлены разделом II Правил N 1015 от 02 октября 2014 г.
В соответствии с п. 10 раздела II Правил N 1015 от 02 октября 2014 г. периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Согласно п. 11 указанного раздела документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица, Бондаренко И.В. поставлена на учет в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.65-71)
Согласно выписке показаны с кодом "Выслуга лет" - ЗП80ПД (педагогическая деятельность) следующие периоды:
с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.,
с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.,
с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.,
с 01 августа по ДД.ММ.ГГГГг.
По периоду с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. имеется отметка «Декрет».
По периодам с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. имеются отметки «Дети», код в графе «Выслуга лет» не указан.
Период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. никаких дополнительных сведений не имеет, код в графе «Выслуга лет» не указан.
В справке, уточняющей периоды работы, предоставленной МАОУ «ШИ № 31» в УПФР в г.Златоусте Челябинской области, указаны следующие сведения:
-отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.
- очередной отпуск с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.,
-дополнительный отпуск к основному отпуску с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.,
-отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.;
-отзыв из отпуска по уходу за ребенком в качестве учителя с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.,
-отзыв из отпуска по уходу за ребенком в качестве воспитателя с ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.72-73).
В ходе рассмотрения дела судом были запрошены документы, на основании которых была подготовлена указанная справка. На основании данных документов установлено следующее.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГг. № Бондаренко И.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.85).
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГг. Бондаренко И.В. предоставлялся очередной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ за период с октября 1999г. по сентябрь 2000г. (л.д.86) Количество дней отпуска в приказе не указано, однако в лицевом счете имеются сведения об оплате с ДД.ММ.ГГГГ 14 смен в октябре, 25 смен в ноябре и 9 смен в декабре (л.д.108 оборот).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком трех лет на период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.87)
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГг. Бондаренко И.В. была отозвана из отпуска с ДД.ММ.ГГГГг. для замещения ФИО6, находящейся на сессии с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. В приказе указано оплату производить разовыми часами (л.д.88). В лицевом счете содержатся сведения об оплате Бондаренко И.В. 70 рабочих часов в январе 2001г. (л.д.108 оборот), 58 рабочих часов в феврале 2001г. (л.д.92 оборот).
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГг. Бондаренко И.В. была отозвана из отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГг. и назначена воспитателем на 1 ставку (л.д.89).
Проанализировав представленные документы, суд приходит к выводу, что Бондаренко И.В. в связи с рождением у неё ДД.ММ.ГГГГг. ребенка, находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.
Далее ей был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск за ранее отработанное время с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. (с учетом сведений лицевого счета о предоставлении в декабре отпуска в количестве 9 рабочих дней), который подлежит включению в специальный стаж.
С ДД.ММ.ГГГГг. Бондаренко И.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Период её работы в январе и феврале 2001г. в связи с отзывом из отпуска, в специальный стаж включению не подлежит, поскольку безусловных доказательств, подтверждающих, что в данный период времени ею была выработана норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленная за ставку заработной платы, суду не представлено.
Периоды с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., отраженные в индивидуальном лицевом счете с кодом "Выслуга лет" - ЗП80ПД, подлежат включению в специальный стаж, поскольку сведения о том, что в указанные периоды Бондаренко И.В. осуществляла педагогическую деятельность подтверждаются копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГг., копией лицевого счета, содержащего данные об оплате отработанного времени (24 смены в мае 2001г. и 15 смен в июне 2001г.) и ответчиком не опровергнуты.
Период нахождения Бондаренко И.В. в очередном оплачиваемом отпуске с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., а также период её нахождения на курсах повышения квалификации во время осуществления педагогической деятельности в должности учителя в МАОУ «ШИ № 31» с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. (копия удостоверения о повышении квалификации – л.д.90, копия приказа – л.д.95) подлежит включению в специальный стаж на основании следующего.
Согласно п. 2 указанных выше Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Статьей 66 КЗоТ РСФСР (действующей на момент нахождения Бондаренко И.В. в отпуске в 2000г.) было предусмотрено, что всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (статьи 67 и 68).
Действующими в настоящее время положениями статьи 116 ТК РФ также гарантировано предоставление работникам ежегодного отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
В соответствии со статьей 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж работы, поскольку они являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которые работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С учетом изложенного в специальный стаж Бондаренко И.В. подлежат включению следующие периоды педагогической деятельности:
с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. (2 г. 3 мес. 14 дн.)
с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. (1 мес. 25 дн.)
с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. (50 дн.)
с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. (1 мес.)
с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. (4 дн.)
Всего 2 г. 8 мес. 3 дн.
Таким образом, на момент обращения за пенсией стаж работы по специальности составлял: 25 лет 8 мес. 9 дн. (23 г. 6 дн. + 2 г. 8 мес. 3 дн.)
В соответствии со ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О трудовых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с ч. 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно приложению 7 при возникновении права на пенсию в 2019 г. срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, лицам, которые приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, в 2019 году, срок назначения страховой пенсии переносится на 6 месяцев (с учетом льготы по 350-Ф3 п. 3 ст. 10).
При таких обстоятельствах, Бондаренко И.В. должна быть назначена пенсия с момента обращения за ней с ДД.ММ.ГГГГг.
Истцом заявлено требование о компенсации морального вреда в размере 1 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Бондаренко Инны Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить пенсию, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте Челябинской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения в специальный стаж Бондаренко Инны Владимировны по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте Челябинской области (межрайонное) назначить с ДД.ММ.ГГГГг. Бондаренко Инне Владимировне досрочную пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», включив в специальный стаж периоды педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте Челябинской области (межрайонное) в пользу Бондаренко Инны Владимировны в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий: Т.Д. Рунова
мотивированное решение изготовлено 17 марта 2021г.