НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зимовниковского районного суда (Ростовская область) от 02.10.2013 № 2-701

№ 2-701

РЕШЕНИЕ                                    

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 октября 2013 года                                                                              с.Дубовское

Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Линьковой А.А.

при секретаре Бубликовой Н.А.,

с участием представителя истца прокурора <адрес> Моргунова П.А.,

представителя ответчика Управления социальной защиты населения Администрации <адрес> <адрес> по доверенности Дмитриенко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> поданному в интересах Виноградова Михаила Юрьевича к Управлению социальной защиты населения Администрации <адрес> <адрес>, третье лицо Министерство труда и социального развития <адрес>, о признании незаконными действий ответчика по расчету и выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, и обязании произвести перерасчет указанной компенсации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Виноградова Михаила Юрьевича к Управлению социальной защиты населения Администрации <адрес> <адрес>, третье лицо Министерство труда и социального развития <адрес>, о признании незаконными действий ответчика по расчету и выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, и обязании произвести перерасчет указанной компенсации, ссылаясь на то, прокуратурой района по обращению Виноградова М.Ю. проведена проверка исполнения Управлением социальной защиты населения администрации <адрес> <адрес> (далее - УСЗН <адрес>) требований законодательства по возмещению расходов на оплату жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, а также пенсионерам из их числа.

В соответствии со ст. 55 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон от 10.07.1992 № 3266-1) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями Совета Министров СССР от 10.02.1948 № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей предоставляются бесплатно квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

Согласно ст. 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» (далее - Областной закон от 17.01.2005 № 274-ЗС) компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, а также пенсионерам из их числа, производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги и рассчитывается по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.

В ходе проверки установлено, что Виноградов М.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени является педагогическим работником - учителем в МБОУ ДР «<адрес> средняя общеобразовательная школа №».

С ДД.ММ.ГГГГ Виноградов М.Ю. является получателем адресной социальной помощи в виде социальных льгот, предусмотренных Областным законом от 17.01.2005 № 274-ЗС.

До ДД.ММ.ГГГГ при определении размера вышеназванных выплат учитывалась доля жилого помещения, занимаемая гражданином, что было регламентировано Постановлением администрации Ростовской области от 31.12.2004 № 534, которым утверждено Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения (далее - Положение).

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2011 № 41-Г11-24 по заявлению прокуратуры Ростовской области абз. 14 п. 6.7 Положения постановления администрации Ростовской области от 31.12.2004 № 534 в части слов «на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения» в отношении педагогических работников государственных и муниципальных учреждений образований и пенсионеров из числа указанных выше педагогических работников, проработавших в сельской местности не менее 10 лет, признан недействующим с момента вступления данного решения в законную силу.

В определении Верховный Суд указал, что в соответствии со ст. 55 Закон от 10.07.1992 № 3266-1 в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники, проживающие в сельской местности, пользовались правом на бесплатную жилищную площадь с отоплением и освещением.

Указанной нормой не предусматривались какие-либо ограничения, в том числе размерами, приходящимися на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения.

Не привели к утрате названного права и изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2010 № 439 «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которым педагогические работники имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещение.

Изменение формы предоставления соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и гарантированное федеральным законодательством право на их получение не ограничивает.

Более того, содержащееся в оспариваемой норме Положения требование об определении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с долей занимаемой гражданином общей площади жилого помещения в отношении вышеуказанных категорий граждан противоречит и областному законодательству (ст.ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 № 274-ЗС).

Однако, в нарушение вышеназванных норм УСЗН <адрес> расчет выплат Виноградову М.Ю. производился из расчета 3зарегистрированных совместно проживающих с Виноградовым М.Ю. членов его семьи.

В настоящее время выплата компенсации Виноградову М.Ю. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составляет <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> кв.м. (жилая площадь) / 3 (кол-во зарегистрированных) * 53, 41 (региональный стандарт). Установлено, что расход денежных средств на оплату коммунальных услуг Виноградова М.Ю. в ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб., что превышает размер выплачиваемой ему компенсации.

Вместе с тем, действующий в настоящее время порядок предоставления мер социальной поддержки, определенный постановлением Правительства Ростовской области от 15.11.2011 № 232, не содержит норм, ограничивающих право педагогических работников на 100 % компенсацию их расходов по оплате за жилое помещение, отопление и освещение.

Таким образом, действия УСЗН <адрес> по расчету и выплате льгот по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, а также пенсионера из их числа, незаконны, противоречат не только федеральному законодательству, но и вышеуказанному определению Верховного Суда РФ, нарушают гарантированное федеральным законодательством право вышеназванной категории граждан на 100 процентное возмещение понесенных расходов по оплате жилья и ЖКУ.

Данное исковое заявление предъявляется прокурором района в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, в защиту нарушенных социальных и жилищных прав Виноградова М.Ю.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»,прокурор просит суд:

1. Признать действия УСЗН администрации <адрес> по расчету и выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника - учителя в МБОУ ДР «<адрес> средняя общеобразовательная школа №» Виноградова Михаила Юрьевича, незаконными.

2. Обязать УСЗН администрации <адрес> произвести перерасчет размера указанных льгот Виноградову Михаилу Юрьевичу с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, исходя из 100 % компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, без учета доли занимаемой Виноградовым Михаилом Юрьевичем общей площади жилого помещения.

В судебном заседании прокурор Моргунов П.А. исковые требования поддержал.

Истец Виноградов М.Ю. просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.35)

Представитель ответчика УСЗН администрации <адрес> Дмитриенко Т.В. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36-37) исковые требованияпрокурора и Виноградова М.Ю. не признала просила отказать в удовлетворении заявленных требований, применив последствия пропуска срока обращения в суд предусмотренного ст. 196 ГК РФ, а также по основаниям, изложенным в возражениях ответчика на иск, пояснила суду, что в исковом заявлении прокуратура <адрес> ссылается на Постановление Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», которое не распространяет свое действие на Виноградова М.Ю., поскольку он не работает в начальной, либо семилетней школе.

Часть 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» предусматривает обеспечение педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением, при этом размер, условия и порядок возмещения расходов по предоставлению указанных мер социальной поддержки устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах Федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Во исполнение указанного Федерального закона в Ростовской области был принят Областной закон от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» устанавливающий размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления, электроэнергии, потребляемой на освещение (далее - электроэнергия), и других коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области, в том числе и педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, а также медицинским работникам и библиотекарям государственных и муниципальных образовательных учреждений -по оплате жилья, отопления и электроэнергии.

До ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки предоставлялись в виде скидки с оплаты ЖКУ. Средства, предусмотренные на эти цели, направлялись УСЗН предприятиям - поставщикам услуг.

С ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки указанным категориям граждан в соответствии с Областным законом от 17.01.2005 г. № 274-ЗС (в редакции от 18.09.2006 г. № 544-ЗС) «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» (далее - Областной закон) предоставляются в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ежемесячные денежные выплаты гражданам - ЕДВ). Расчет компенсаций осуществляли предприятия - поставщики услуг.

Определением Верховного суда РФ от 07.10.2009 г. № 41-Г09-16 нормы Областного закона от 17.01.2005 г. № 274-ЗС, предусматривающие предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации признаны не противоречащими Конституции РФ и Федеральному закону.

С ДД.ММ.ГГГГ Областным законом в редакции от 26.11.2008 г. № 139-ЗС "" установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в виде ЕДВ (ежемесячно) в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги и рассчитывается по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, за исключением компенсации гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 статьи 1 Областного закона. Данная компенсация производится гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности.

Компенсация гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 Областного закона, рассчитывается по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.

Данным законом расширен перечень льготируемых коммунальных услуг,
кроме отопления и освещения в стандартах учтены расходы на холодное и горячее
водоснабжение и водоотведение, использование газа и электроэнергии на бытовые нужды, включают расходы на капитальный ремонт, вывоз ТБО, содержание лифта.

В соответствии со статьей 1.1 Областного закона, государственные полномочия Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, передаются на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов в Ростовской области. При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны обеспечивать целевое расходование финансовых средств и надлежащее использование материальных ресурсов, предоставленных в. соответствии с Областным законом для осуществления государственных полномочий.

В соответствии со статьей 2.1. Областного закона финансовое обеспечение государственных полномочий, в том числе, возмещение расходов на оплату услуг по доставке, пересылке и выплате мер социальной поддержки, осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов субвенций из областного бюджета.

Статьей 3 Областного закона предусмотрено, что гражданам (педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования (в - том числе руководителям дошкольных образовательных учреждений), меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее -меры социальной поддержки) устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке установленном Правительством Ростовской области. Списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают указанные граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов. Список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, должен содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место работы, должность, адрес регистрации.

Виноградов М.Ю. является педагогическим работником - учителем химии и биологии МБОУ ДР «<адрес> средняя образовательная школа №». Совместно с ним в домовладении зарегистрированы еще 3 человека, Х. являющаяся педагогическим работником а также ее дочери Х.М. и Х.Л. (к льготным категориям граждан не относятся).

Виноградов М.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете как работник образования, проживающий в сельской местности и пользовался мерами социальной поддержки по адресу:<адрес>

ЕДВ на оплату жилищно-коммунальных услуг Виноградову М.Ю. рассчитывалось в соответствии с действующим законодательством и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей ежемесячно.

С ДД.ММ.ГГГГ Виноградов М.Ю. зарегистрирован по адресу: <адрес> по месту жительства семьи Х., сведения о перемене места жительства Виноградовымпоступили В УСЗН только ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с несвоевременным информированием об изменении адреса регистрации у Виноградова М.Ю. образовалась переплата ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, которая в соответствии с п.п.6.1.2. п.п 6.7 п.6 постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 подлежит возврату.

Статьями 31, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена солидарная ответственность дееспособных и ограниченных судом в дееспособности членов семьи собственника (нанимателя) жилого помещения по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (соответствующего договора социального найма).

Назначение мер социальной поддержки льготным категориям граждан, в том числе педагогическим работникам, осуществляется с учетом прав совместно проживающих с ними членов семьи на меры социальной поддержки по другим основаниям (наличие статуса ветерана труда, инвалида, многодетной семьи и др.), а также с учетом зарегистрированных граждан, не относящихся к льготным категориям, а также граждан, не являющихся членами их семей.

Учитывая изложенное, расчет ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется на площадь жилого помещения, приходящуюся льготнику.

Предоставление мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг членам семьи педагогических работников, проживающих в сельской местности, как Федеральным законом от 10.07.1992 г. № 3266-1, так и Областным законом от 17.01.2005 г. № 274-ЗС не предусмотрено.

Назначение, расчет и выплата ЕДВ на ЖКУ всем льготным категориям граждан осуществляется в автоматизированном режиме в базе данных, которая единая для всех управлений социальной защиты населения Ростовской области, которая разработана министерством труда и социального развития Ростовской области. Порядок предоставления ЕДВ на ЖКУ не предусматривает расчет в ручном режиме для отдельных категорий льготников. Указания об изменении порядка расчета ЕДВ на ЖКУ для педагогических работников в областной закон в части предоставления расчета до ДД.ММ.ГГГГ не вносились.

27.06.2013 года Законодательным собранием Ростовской области принят Областной закон № 1106-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области, который вступил в силу с 1 июля 2013 года. В соответствии с внесенными изменениями педагогическим работникам компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится в размере 100% фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на всю занимаемую педагогическим работником и членами его семьи площадь жилого помещения без применения регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Вступивший с 1 июля 2013 года в силу Областной закон от 27.06.2013 г. № 1106-ЗС не имеет обратной силы. Из изложенного следует, что УСЗН Администрации <адрес> действовало в соответствии с нормативными документами и самостоятельно не имело право внести изменения в порядок расчета ЕДВ педагогическим работникам.

Министерство труда и социального развития <адрес> осуществляет контроль исполнения переданных отдельных государственных полномочий по реализации мер социальной поддержки населения управлению социальной защиты населения Администрации <адрес>. В полномочия министерства труда и социального развития Ростовской области входит финансовое обеспечение и доведение лимитов бюджетных обязательств подведомственных ему учреждениям, финансирование областных долгосрочных целевых программ и мероприятий в сфере труда, социальной поддержки и социального обслуживания населения, отдыха и оздоровления детей в пределах средств, выделяемых на эти цели, и другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Ростовской области.

Таким образом, правовых оснований для перерасчета размера компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Виноградову М.Ю.не имеется (л.д.41-44).

Представитель привлеченного к участию в деле по ходатайству ответчика, в качестве третьего лица Министерства труда и социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования непризнал в своих возражениях указал, что система мер социальной поддержки работников просвещения была введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях» и предусматривала при приглашении на работу в сельскую местность предоставление указанным работникам бесплатных квартир с отоплением и освещением, а в случае предоставления наемного помещения - оплату жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих учреждений и организаций пригласивших специалистов на работу. Средства, необходимые для финансирования перечисленных льгот, включались в смету соответствующего учреждения или организации. Жилая площадь предоставлялась по нормам, установленным в местности расположения организации.

До ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

С 2005 года Федеральными законами от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...» (пункт 30 статьи 16) решение вопросов социальной поддержки педагогических работников передано субъектам Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» изложен в новой редакции: «Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации». Таким образом, решение вопросов социальной поддержки педагогических работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие образовательные учреждения: в зависимости от принадлежности расположенного в сельской местности образовательного учреждения определяется в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в нем и проживающих в той же местности педагогических работников.

Во исполнение Федеральных законов от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в Ростовской области был принят Областной закон от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» (далее - Областной закон от 17.01.2005 г. № 274-ЗС) устанавливающий размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления, электроэнергии, потребляемой на освещение (далее - электроэнергия), и других коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области, в том числе и педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, культуры - по оплате жилья, отопления и электроэнергии. Меры социальной поддержки предоставлялись в виде скидки с оплаты ЖКУ. Средства, предусмотренные на эти цели, направлялись органами социальной защиты населения предприятиям -поставщикам услуг.

С ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки педагогическим работникам в соответствии с Областным законом от 18.09.2006 г. № 544-ЗС «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Ростовской области в связи с заменой отдельных мер социальной поддержки в натуральной форме ежемесячными денежными выплатами» предоставляются в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ежемесячные денежные выплаты гражданам - ЕДВ). Расчет компенсаций осуществляли предприятия - поставщики услуг.

С ДД.ММ.ГГГГ Областным законом от 17.01.2005 г. № 274-ЗС в связи с изменениями, внесенными Областным законом Ростовской области от 26.11.2008 г. № 139-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования (в том числе руководителям дошкольных образовательных учреждений), медицинских организаций государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, учреждений социального обслуживания населения, культуры, а также пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, из их числа, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации, производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - компенсация) и рассчитывается по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.

Данная компенсация производится гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности. Статьей 1 Областного закона от 17.01.2005 г. № 274-ЗС (в редакции, действовавшей до 01.07.2013) установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится отдельным категориям граждан, работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области (далее - работающим и проживающим в сельской местности), в том числе:

педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования (в том числе руководителям дошкольных образовательных учреждений), медицинских организаций государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, учреждений социального обслуживания населения, культуры;

пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, из числа указанных лиц, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации. В случае переезда пенсионера в городской округ на постоянное место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим пунктом, не предоставляются.

Определением Верховного суда РФ от 07.10.2009 г. № 41-Г09-16 нормы Областного закона от 17.01.2005 г. № 274-ЗС, предусматривающие предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

В соответствии со статьями 1.1, 1.2 Областного закона от 17.01.2005 г. № 274-ЗС государственные полномочия Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, передаются на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов в Ростовской области. При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны обеспечивать целевое расходование финансовых средств и надлежащее использование материальных ресурсов, предоставленных в соответствии с данным Областным законом для осуществления государственных полномочий. Финансовое обеспечение государственных полномочий, в том числе возмещение расходов на оплату услуг по доставке, пересылке и выплате мер социальной поддержки, согласно статье 2.1. Областного закона от 17.01.2005 г. № 274-ЗС, осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов субвенций из областного бюджета.

С ДД.ММ.ГГГГ статьей 3 Областного закона от 17.01.2005 г. № 274-ЗС предусмотрено, что педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования (в том числе руководителям дошкольных образовательных учреждений), медицинских организаций государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, учреждений социального обслуживания населения, культуры меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки) устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном Правительством Ростовской области. Списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают указанные граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов. Список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, должен содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место работы, должность, адрес регистрации.

Статьями 31, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена солидарная ответственность дееспособных и ограниченных судом в дееспособности членов семьи собственника (нанимателя) жилого помещения по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (соответствующего договора социального найма).

Предоставление мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг членам семьи педагогических работников, проживающих в сельской местности, Федеральным законом от 10.07.1992 г. № 3266-1 и Областным законом от 17.01.2005 г. № 274-ЗС не предусматривалось, как и не было предусмотрено постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г.

В связи с этим, назначение мер социальной поддержки педагогическим работникам осуществляется с учетом права на меры социальной поддержки по другим основаниям членов семьи, совместно проживающих с ними (наличие статуса ветерана труда, инвалида, многодетной семьи и др.), а также с учетом зарегистрированных граждан, не относящихся к льготным категориям, а также граждан, не являющихся членами их семей.

Учитывая изложенное, расчет ЕДВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется на площадь жилого помещения, приходящуюся льготнику.

Виноградов М.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете как работник образования, проживающий в сельской местности и пользовался мерами социальной поддержки по адресу:<адрес>

ЕДВ на оплату жилищно-коммунальных услуг Виноградову М.Ю. рассчитывалось в соответствии с действующим законодательством и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей ежемесячно.

С ДД.ММ.ГГГГ Виноградов М.Ю. зарегистрирован по адресу: <адрес>,за назначением мер социальной поддержки по новому месту жительства Виноградов М.Ю. в УСЗН не обращался, так как получателем компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по данному адресу является Х.

В связи с несвоевременным информированием об изменении адреса регистрации у Виноградова М.Ю. образовалась переплата ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, которая в соответствии с п.п.6.1.2. п.п 6.7 п.6 постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 подлежит возврату.

Областным законом от 27.06.2013 г. № 1106-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» в Областной закон от 17.01.2005 г. № 274-ЗС внесены изменения, в соответствии с которыми педагогическим работникам и пенсионерам из их числа компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ производится в размере 100% фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.

Министерство труда и социального развития <адрес> действует в соответствии с Положением о министерстве труда и социального развития <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.10.2011 г. № 91, согласно которому министерство является областным органом исполнительной власти, обеспечивающим во взаимодействии с другими областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, территориальными государственными внебюджетными фондами, организациями, общественными объединениями проведение единой государственной политики в области труда и социальной защиты населения. В полномочия министерства труда и социального развития <адрес> входит финансовое обеспечение и доведение лимитов бюджетных обязательств подведомственным ему учреждениям, финансирование областных долгосрочных целевых программ и мероприятий в сфере труда, социальной поддержки и социального обслуживания населения, отдыха и оздоровления детей в пределах средств, выделяемых на эти цели, и другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Ростовской области. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 68, 167, 194-196 ГПК РФ, представитель третьего лица, просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований прокурору <адрес> в интересах Виноградова М.Ю.В. в полном объеме. Приобщить возражения к материалам гражданского дела (л.д.47-52).

Выслушав стороны, изучив материалы дела суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что Виноградов М.Ю. является педагогическим работником - проживающим и работающим в сельской местности учителем химии и биологии в МБОУ ДР «<адрес> средняя общеобразовательная школа №»(л.д.26);

В связи с чем, имеет право на предоставление мер социальной поддержки как в соответствии с Законом РФ "Об образовании", так и по нормам областного Закона Ростовской области от 17 января 2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области".

С ДД.ММ.ГГГГ Виноградов М.Ю.. зарегистрирован в УСЗН Администрации <адрес>, как педагогический работник муниципального учреждения образования, и является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в виде ежемесячной денежной выплаты на основании абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и Областного Закона Ростовской области от 17 января 2005 года N 274-3C "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области", при этом расчет сумм ЕДВ производится ответчиком, с учетом состава семьи в количестве 4-х человек, исходя из площади жилого помещения, приходящейся на долю Виноградова М.Ю.(л.д.8,6,7);

В соответствии с пунктами «е», «ж» ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Как федеральное законодательство, так и Областной закон Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС не содержат каких-либо положений, которые ограничивали бы размер денежной выплаты, приходящейся на долю педагогического работника (пенсионера), жилой площадью, в связи с чем суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика по расчету и выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением Виноградова М.Ю. из расчета только его доли и доли его супруги занимаемой общей площади жилого помещения.

Поскольку в силу статей 1 и 2 областного Закона Ростовской области от 17 января 2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.

В отношении Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно (в т.ч. в Определении от 2 апреля 2009 г. N 553-О-П) указывал на то, что субъект Российской Федерации не наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в новой редакции на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ. В действующей редакции абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" закрепляет право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

Это подтверждает и статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

В соответствии с пунктами 2 и 7 части 1 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 г. N 274-ФЗ педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты.

При этом согласно части 2 статьи 2 того же Областного закона компенсация указанной категории граждан рассчитывается по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной площади жилого помещения.

Вопреки доводам Минтруда области, изложенным в возражениях на исковое заявление, названный Областной закон не устанавливает никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера). Такое ограничение действительно предусматривалось абзацем 14 пункта 6.7 Положения о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг..., утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 г. N 534.

Однако, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. по делу N 41-Г11-24 указанная норма в части слов "на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения" в отношении педагогических работников государственных и муниципальных учреждений образований и пенсионеров из числа указанных выше педагогических работников, проработавших в сельской местности не менее 10 лет, признана недействующей с момента вступления настоящего решения в законную силу как противоречащая п.5 ст.55 Закона РФ "Об образовании", ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ и статьям 1 и 2 Закона Ростовской области N 274-ЗС от 17 января 2005 года.

Постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. N 232 постановление Администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 г. N 534 признано утратившим силу, а утвержденное этим же Постановлением Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений, распространяющееся на ту категорию граждан, к которой относится истица, не устанавливает ограничений компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) долей общей площади, приходящейся на самого педагогического работника.

В частности, пункт 6.7.2 названного Положения закрепляет лишь то, что гражданам, указанным в частях 1 и 2 статьи 1 Областного закона от 17 января 2005 г. N 274-ЗС (далее - сельские специалисты), меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки.

С учетом выше приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части признания незаконными действий УСЗН Администрации <адрес> <адрес> по расчету и выплате Виноградову М.Ю. компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг на долю педагогического работника.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ). Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ). Согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Частью 1 статьи 200 ГК РФ предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Принимая во внимание заявленное в ходе судебного разбирательства представителем ответчика ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности к требованиям о производстве перерасчета размера задолженности вышеуказанных льгот, а также учитывая отсутствие уважительных причин пропуска срока исковой давности истцом Виноградовым М.Ю.суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о производстве перерасчета размера задолженности по компенсации расходов связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг за период до ДД.ММ.ГГГГ и соответственно требования истцов подлежат удовлетворению, за три года предшествовавшие обращению в суд с заявлением о защите нарушенного права.

Вместе с тем, поскольку в судебном заседании стороной ответчика заявлено, что областным законом от 27.06.2013 г. № 1106-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» в Областной закон от 17.01.2005 г. № 274-ЗС внесены изменения, в соответствии с которыми педагогическим работникам и пенсионерам из их числа компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ производится в размере 100% фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.

В то же время в судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Виноградов М.Ю. зарегистрирован по новому адресу: <адрес>,за назначением мер социальной поддержки по новому месту жительства Виноградов М.Ю. в УСЗН не обращался, так как получателем компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по данному адресу является Х.

В связи с несвоевременным информированием об изменении адреса регистрации у Виноградова М.Ю. образовалась переплата ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, которая в соответствии с п.п.6.1.2. п.п 6.7 п.6 постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 подлежит возврату, укзанные доводы стороной истца не опровергнуты, поэтому период для перерасчета по мнению суда следует определить с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

      РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> предъявленные в интересах Виноградова Михаила Юрьевича к Управлению социальной защиты населения Администрации <адрес> <адрес> и третьему лицу Министерству труда и социального развития <адрес>, о признании незаконными действий ответчика по расчету и выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, и обязании произвести перерасчет указанной компенсации, удовлетворить частично.

Признать действия Управления социальной защиты населения Администрации <адрес> <адрес>, по расчету и выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника в отношении Виноградова Михаила Юрьевича незаконными.

Обязать Управление социальной защиты населения Администрации <адрес> <адрес> произвести перерасчет размера указанных льгот: Виноградову Михаилу Юрьевичу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из 100 % компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, без учета размера занимаемой истцом жилой площади помещения.

В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме. Решение принято в окончательной форме 7 октября 2013 года.

С У Д Ь Я                                                                     А.А.Линькова.