НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зиминского городского суда (Иркутская область) от 19.04.2022 № 2-176/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зима № 2-176/2022

19 апреля 2022 г.

Зиминский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Горбуновой О.В.,

при секретаре судебного заседания Божко Н.В.,

с участием представителя истца Гурбановой Л.С.,

представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области Покоевец А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Будко Людмилы Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Будко Л.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области ( далее- Межрайонная ИФНС России № 6 по Иркутской области), в котором с учетом уточнения исковых требований просит взыскать с ответчика:

- недоначисленную компенсацию четырехмесячного денежного содержания в размере 172 104,08 руб.;

- недоначисленную компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 101 324,38 руб.;

- недоначисленные выплаты денежного содержания за периоды ежегодных оплачиваемых отпусков с **.**.** по **.**.** в размере 23 183,27 руб. и с **.**.** по **.**.** в размере 18 823,42 руб., всего в размере 42006,96 руб.;

- компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В обоснование заявленных исковых требований Будко Л.В. указала, что с **.**.** по **.**.** она находилась в трудовых отношениях с Межрайонной ИФНС № 14 по Иркутской области. В период работы с **.**.** по **.**.** занимала должность <данные изъяты>. **.**.** служебный контракт с ней был расторгнут, она была освобождена от должности государственной гражданской службы и уволена по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с реорганизацией Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области и сокращением должностей гражданской службы в Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области. При расторжении служебного контракта ей была выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 69 дней в сумме 93 276,27 руб., компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 166 237 руб. из расчета месячного содержания в размере 41 559,25 руб. При этом, при исчислении месячного денежного содержания для расчета денежной компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск и для расчета отпускных за периоды ежегодных оплачиваемых отпусков с **.**.** по **.**.** и с **.**.** по **.**.** Инспекцией не были учтены полученные истцом единовременные денежные поощрения и средства материального стимулирования. В связи с реорганизацией Межрайонная ИФНС России № 6 по Иркутской области является правопреемником Межрайонной ИФНС России №14 по Иркутской области. **.**.** истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете выплаченных ей сумм. По результатам рассмотрения данного заявления письмом от **.**.** истцу было отказано в перерасчете. Бездействием инспекции, выразившимся в невыплате вышеуказанных сумм, нарушены трудовые права истца на своевременное и полное получение денежного содержания. Истец вынуждена была обращаться в инспекцию в порядке досудебного урегулирования спора; а затем - в суд за защитой своих законных прав, вследствие чего испытывала нравственные страдания. На иждивении истца находится несовершеннолетний ребенок- ФИО8, **.**.** рождения, истец является <данные изъяты>, в связи с чем бездействие инспекции, выразившееся в невыплате спорных денежных сумм, повлияло на финансовое положение истца.

Исковые требования обоснованы истцом ссылками на положения ст.ст. 50,51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», на Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 г. № 14-04-05/34482, ст. 237 ТК РФ.

В судебном заседании представитель истца Гурбанова Л.С. поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика- Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области Покоевец А.Ю. исковые требовании не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

В письменном отзыве на иск от **.**.** ответчик указал, что размер выплаченной истцу денежной компенсации при увольнении в связи сокращением должностей гражданской службы; размер денежного содержания за период нахождения истца в ежегодных оплачиваемых отпусках и размер компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск соответствуют требованиям действующего законодательства; задолженность по заработной плате перед истцом у налогового органа отсутствует. Из буквального толкования положений ч. 1, 2, 5 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 ( далее- Правила) следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих учёту подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания. Доводы истца о том, что выплаченные ей суммы материального стимулирования и единовременного поощрения должны включаться в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего как иные дополнительные выплаты, предусмотренные п.10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ являются несостоятельными. Согласно Механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России (приложение № 1 к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 2дсп от 31.03.2020 г.; от 18.06.2020 г. № 4дсп; от 11.09.2020 г. № 7дсп; от 01.12.2020 г. № 9дсп), материальное стимулирование, осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службы на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России; материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России. Исходя из вышеизложенного, а также из перечня выплат, за счет которых формируется фонд оплаты труда, предусмотренных ч.ч.1, 2, 3 ст.51 Федерального закона № 79-ФЗ, пунктами 8,9 Указа президента РФ от 25.07.2006 г. № 763 « О денежном содержании федеральных государственных служащих», следует вывод о том, что материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на соответствующие периоды, в связи с чем, средства материального стимулирования не могут являться гарантированной выплатой обязательного характера предусмотренной системой оплаты труда. Часть 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривает правило о возможности выплаты гражданским служащим других выплат, предусмотренных федеральными законами и нормативными актами, однако это не означает, что такие выплаты подлежат включению в состав денежного содержания. Такие отдельные выплаты не наделяются свойством основного средства материального обеспечения гражданского служащего (ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ), поскольку не являются частью денежного содержания и носят разовый характер. Из буквального толкования положений Правил № 562 следует, что при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска и выплат при сокращении учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ. Таким образом, материальное стимулирование не относится к премиям в понятии п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, подпункта «д» пункта 2 Правил № 562, выплаты которых производятся исключительно в пределах установленного фонда оплаты труда, в связи с чем, обоснованно не учтены Инспекцией при определении размера денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска, при расчете компенсации за неиспользованные отпуска и выплат при сокращении. Данный вывод подтверждается тем, что выплаты, входящие в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, установлены в процентном соотношении к должностному окладу. Именно данный фактор позволяет рассчитать фонд оплаты труда для конкретного налогового органа. При этом фонд оплаты труда подлежит изменению только в случае изменения штатной численности или величины оклада. В соответствии с подп. 1 ч. 5 ст. 50 Федерального Закона № 79-ФЗ, пунктами 2, 5 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки к денежному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим территориальных инспекций Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным гражданским служащим территориальных инспекций Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области, утвержденным приказом Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 16.03.2010 г. № 07-03-10/17ахд@, размер ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, единовременной выплаты и материальной помощи при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска установлены исходя из окладов месячного денежного содержания гражданского служащего. Таким образом, выплаты, входящие в состав денежного содержания государственного гражданского служащего и выплачиваемые за счет фонда оплаты труда, установлены в привязке к должностному окладу. Тогда как размер материального стимулирования не зависит от размера должностного оклада служащего, а выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности и личного вклада конкретного служащего в обеспечение исполнения функций налогового органа за определенный период (квартал, месяц). Средства материального стимулирования, выплачиваемые за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входят в состав денежного содержания Будко Л.В., соответственно, не могут учитываться при расчете денежного содержания на период нахождения в отпуске, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск и выплат при сокращении. Ссылка истца на письмо Министерства Финансов РФ от 15.07.2014 ьг. № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 г. № 238-7» является необоснованной, поскольку в данном письме идет речь о дополнительном материальном стимулировании, выплачиваемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 г. № 238-7. Между тем из имеющихся документов не следует, что спорные суммы выплачивались на основании данного постановления Правительства РФ. Более того, позиция, изложенная в письме Министерства Финансов РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, не носит обязательного характера и не регулирует спорные правоотношения. Следовательно, положения данного письма не применимы к спорным выплатам. Министерство Финансов РФ в письме от 27.04.2021 г. № 14-03-03/32289 указало, что ввиду отсутствия единого механизма осуществления дополнительного материального стимулирования федеральными государственными органами (локальными нормативными правовыми актами) самостоятельно определяются порядок и условия его выплаты. Таким образом, исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты. При этом, ни нормы Федерального закона № 79-ФЗ, ни Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих», ни Правила № 562, ни Положение о премировании, утвержденное Приказом Управления ФНС по Иркутской области от 16.03.2020 г. не предусматривают включение средств материального стимулирования в фонд оплаты труда, и, как следствие, не приравнивают данные выплаты к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий. В рассматриваемом случае дополнительное материальное стимулирование осуществлялось в качестве иной выплаты, что подтверждается расчетными листами истца, расчетами отпускных, где спорные выплаты обозначены как средства материального стимулирования (CMC), а не премия за выполнение особо важных и сложных заданий. Таким образом, Будко Л.В. компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск и компенсация в размере соответственного месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц выплачены в полном объеме. Довод о наличии нравственных страданий в связи с невыплатой спорных денежных сумм истцом не обоснован и не подтвержден доказательствами. Истец не обращался к Инспекции с заявлениями о недоплате сумм отпускных, не принимала мер по урегулированию данного вопроса, от истца не поступало соответствующих жалоб, что могло бы свидетельствовать о том, что истец испытывал переживания по поводу неполной оплаты отпускных.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления федеральной налоговой службы по Иркутской области ( далее- УФНС по Иркутской области) в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания УФНС по Иркутской области извещено надлежащим образом.

В письменном отзыве на заявленные требования руководитель УФНС по Иркутской области ФИО6 указала, что требования истца удовлетворению не подлежат, приведя доводы, аналогичные доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, представленных ответчиком. Кроме того, указано, что средства материального стимулирования доводится до Управления и территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службой России на основании приказов и писем, из содержания которых не следует, что данные денежные средства подлежат к выплате в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий. Премии за выполнение особо важных и сложных заданий и средства материального стимулирования по своей сути являются разными выплатами: 1) выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий осуществляется в пределах фонда оплаты труда. Выплата средств материального стимулирования производится сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих; 2) источником для выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий является экономия средств фонда оплаты труда соответствующих налоговых органов. Материальное стимулирование выплачивается за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе за соответствующий период на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих территориальных органов ФНС России; 3) решение о выплате премии гражданским служащим принимается начальником налогового органа, его размер устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий. Учитывая, что фонд оплаты труда доводится до Инспекции в фиксированном размере и не подлежит изменению в течение года (фонд оплаты труда может быть изменен только в случае увеличения/уменьшения штатной численности и изменения размера должностного оклада), учет сумм материального стимулирования при определении размера денежного содержания на период отпуска приведет к сокращению премиального фонда и перераспределению его между двумя выплатами. При этом, истцу при расчете отпускных учли премию за выполнение особо важных и сложных заданий в полном размере, а если, согласно позиции истца, включить в расчет отпускных средства сверх фонда, то сумма премий должна была быть меньше, так как уменьшился бы премиальный фонд оплаты труда в связи с включением сумм сверх фонда в расчет отпускных.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Будко Л.В. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области в различных должностях в период с **.**.** по **.**.**; последняя занимаемая истцом должность - <данные изъяты> ( в период с **.**.** по **.**.**), что подтверждается копией трудовой книжки и служебными контрактами.

Из пункта 9 служебных контрактов № 402 от 11.01.2019 г., № 479 от 11.01.2021 г. следует, что оплата труда Будко Л.В. состояла из: а) месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада); б) месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин); в) иных надбавок: ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 100 %; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 30 %; процентной надбавки за стаж работы в южных районах Иркутской области в размере 30 %; районного коэффициента в размере 20 %; г) ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; е) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет фонда оплаты труда гражданских служащих.

Из п. 10 вышеуказанных служебныхконтрактов следует, что гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области от **.**.** Будко Л.В. уволена с государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должности гражданской службы с **.**.** с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 69 дней за отработанный период с **.**.** по **.**.**

При увольнении истцу выплачена причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная п. 3.1 ч. 3 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 166 237,00 руб.; а также выплачена компенсация за неиспользованный отпуск 69 дней в размере 93 276,27 руб.

Из приказов о предоставлении отпусков следует, что истец находилась в ежегодных оплачиваемых отпусках: с **.**.** по **.**.** ( приказ от **.**.**); с **.**.** по **.**.** ( приказ от **.**.**).

Приказом УФНС по Иркутской области от 20.07.2021 г. Межрайонная ИФНС России № 14 по Иркутской области с 01.11.2021 г. реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области.

**.**.** Будко Л.В. обратилась в Межрайонную ИФНС России N 6 по Иркутской области с заявлением о перерасчете выплаченной ей суммы четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск и денежного содержания за периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, с учетом выплаченных ей сумм материального стимулирования и премий.

Письмом от **.**.** Будко Л.В. была проинформирована ответчиком об отсутствии оснований для перерасчета, поскольку выплаченные ей дополнительные стимулирующие выплаты не входят в систему оплаты труда гражданских служащих и не являются гарантированной выплатой в структуре денежного содержания.

Судом установлено, что в период с февраля 2020 г. по сентябрь 2021 г., который следует принимать во внимание при расчете спорных выплат, в соответствии приказами работодателя Будко Л.В. производились выплаты в виде материального стимулирования и премии за достигнутые показатели эффективности профессиональной служебной деятельности.

Так, из приказов Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области от 11.12.2020 г. № 02-04-02/179, от 28.09.2020 г. № 02-04-02/120, от 07.07.2020 г. № 02-04-02/95, от 14.04.2020 г., от 20.09.2021 г. № 02-04-02/157, от 15.07.2021 г. № 02-04-02/130, от 23.04.2021 г. № 02-04-02/056 и расчетных листков за период с февраля 2020 г. по сентябрь 2021 г. следует, что Будко Л.В. были выплачены средства материального стимулирования в размере соответственно <данные изъяты> Данные выплаты произведены в пределахсредств, предусмотренных из федерального бюджета на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Инспекции.

Выплата указанных сумм производилась на основании приказов работодателя, изданных в соответствии с приказами УФНС России по Иркутской области от 08.12.2020 № 09-17/698дсп@, от 24.09.2020 № 09-17/483дсп@, от 29.06.2020 № 09-17/343дсп@, от 16.09.2021 г. № 09-17/571дсп@, от 09.07.2021 г. № 09-17/425дсп@, от 15.04.2021 № 09-17/237дсп@, которыми было утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда в 2020, 2021 г.г.

Вышеуказанные приказы УФНС по Иркутской области в свою очередь были изданы в соответствии с приказами ФНС России от 25.06.2020 № ЕД-8-5/18дсп@, от 18.09.2020 № ЕД-8-5/25дсп@, от 04.12.2020 г. № КЧ-8-5/36ДСП@, от 14.04.2021 № ЕД-8-5/16дсп@, от 09.07.2021 г. № ЕД-8-5/25дсп@, от 13.09.2021 г. № ЕД-8-5/27дсп@, о распределении бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда в 2020,2021 г.г.

Согласно приказов Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области от 24.11.2020 г. № 02-04-02/165,от 21.08.2020 г. № 02-04-02/104, от 10.06.2020 г. № 02-04-02/84, от 25.03.2020 г. № 02-04-02/57, от 17.08.2021 г. № 02-04-02/144, от 23.06.2021 г. № 02-04-02/118, от 13.05.2021 г. № 02-04-02/068 Будко Л.В. в период с февраля 2020 г. по сентябрь 2021 г. были выплачены суммы премий в размере <данные изъяты> за достигнутые показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Межрайонную ИФНС России № 14 по Иркутской области за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда в переделах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Вышеперечисленные выплаты не были учтены ответчиком при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении в связи с сокращением, при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, при исчислении отпускных при предоставлении истцу отпуска с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**, что ответчиком не оспаривалось.

Согласно представленного ответчиком контррасчета заявленных исковых требований, с которым истец полностью согласился, разница между фактически выплаченной компенсацией в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 166237,00 руб. и компенсацией, исчисленной с учетом выплат материального стимулирования в сумме 338341,08 руб., составляет 172104,08 руб. Разница между фактически выплаченной компенсацией за неиспользованный отпуск в сумме 93276,27 руб. и компенсацией, начисленной с учетом выплат материального стимулирования в сумме 194600,65 руб. составляет 101321,38 руб. Разница между фактически выплаченными начислениями за два отпускных периода (**.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**) в сумме 38276,42 руб. и отпускными начислениями с учетом выплат материального стимулирования в сумме 80283,11 руб., составляет 42006,69 руб. ( 23183,27 руб. - за отпускной период с **.**.** по **.**.** и 18823,42 руб. за отпускной период с **.**.** по **.**.**)

Согласно ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» ( далее -Федеральный закон N 79-ФЗ) и Указом Президента РФ от 25.07.2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». (здесь и далее правовые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст. 50 данного закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ).

Кдополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федеральный закон N 79-ФЗ).

Согласно ч. 10 ст. 50 названного закона гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09. 2007 г. N 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпускедополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданийи материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст.51 Федерального закона N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

На основании п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз.8,10 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 г.представить в установленном порядке предложения по совершенствованию системы оплаты труда государственных гражданских служащих, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы; совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих формируется за счет средств, установленных в ч.2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Применяя к спорным правоотношениям вышеприведенные нормы материального права о составе денежного содержания федерального государственного служащего с целью определения правовой природы произведенных истцу в указанный период выплат, суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование, единовременные поощрения были выплачены Будко Л.В. в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих.

В ответе первого заместителя Министра финансов Российской Федерации от 27.04.2021 г. № 14-03-03/32289 указано, что выплата гражданским служащим материального стимулирования связана с исполнением должностных обязанностей по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

В письме Минтруда России от 22.03.2019 г. N 18-4/10/В-2197 указано, что исходя из положений статей 50 и 51 Федерального закона № 79-ФЗ средства материального стимулирования подлежат включению в фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа. Актами Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, имеющих различные наименования, но обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. При этом реализация мероприятий по дополнительному материальному стимулированию гражданских служащих федеральных государственных органов должна соответствовать позиции о необходимости учета указанных средств при исчислении денежного содержания гражданских служащих в целях защиты их прав, так как целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.

Таким образом, в указанном письме в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда, с одной стороны, и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка, с другой стороны, предлагается учитывать средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий.

В письме Минтруда России от 05.05.2021 г. N 14-0/10/В-5300 также отражена позиция о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий.

Аналогичная позиция отражена в решении Верховного Суда РФ от 27.11.2019 г. № АКПИ19-773.

В нарушение п. 1 ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что выплаченные истцу средства материального стимулирования, в отношении которых рассматривается настоящий спор, имеют иную правовую природу, исключающую их отнесение к премиям, имеющим аналогичную правовую природу с премиями за выполнение особо важных и сложных заданий.

С учетом вышеизложенного, доводы, приведенные Межрайнной ИФНС России № 6 по Иркутской области и УФНС России по Иркутской области, в письменных возражениях на иск, судом отклоняются, так как они основаны на ином толковании действующего законодательства.

Из представленного ответчиком контррасчета взыскиваемых денежных сумм, с которым истец согласился, следует, что врезультате не включения ответчиком сумм материального стимулирования и премий в расчет ежемесячного денежного содержания, истец недополучил компенсацию денежного содержания при увольнении в размере 172104,08 руб.; компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 101324,38 руб.; денежное содержание за периоды ежегодных оплачиваемых отпусков с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.** в размере 42006,69 руб.

Согласно ч. 4 ст. 84.1 Трудового Кодекса РФ ( далее- ТК РФ) в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.

Как указано в ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Пунктом 10 ст. 46 Федерального Закона № 79-ФЗ предусмотрено, что выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

На основании ст. 142 ТК РФ, работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Статья 151 ГК РФ определяет моральный вред как физические или нравственные страдания, перенесенные гражданином в результате действий, нарушающих его личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 постановления от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», моральный вред, в частности, может заключаться в том числе, в нравственных переживаниях в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав.

Учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, причинение морального вреда работнику при нарушении работодателем его трудовых прав презюмируется.

Таким образом, действующее законодательство, предусматривая в качестве способа защиты трудовых прав компенсацию морального вреда, устанавливает общие принципы определения размера такой компенсации, относя определение конкретного размера компенсации на усмотрение суда.

Установив, что ответчиком допущено нарушение трудовых прав истца, суд считает обоснованными доводы иска о взыскании компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, семейное положение истца, необходимость истца защищать свои трудовые права в судебном порядке, факт длительного ( с февраля 2021 г.) нарушения прав истца ответчиком, а также принципы разумности и справедливости. При таких обстоятельствах, а также с учетом длительности невыплаты причитающихся по закону выплат, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Будко Людмилы Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области в пользу Будко Людмилы Владимировны, **.**.** рождения, уроженки <адрес>,

- недоначисленную компенсацию четырехмесячного денежного содержания в размере 172 104,08 руб.;

- недоначисленную компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 101 324,38 руб.;

- недоначисленные выплаты денежного содержания за периоды ежегодных оплачиваемых отпусков с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.** в размере 42006,69 руб.;

- компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.;

В удовлетворении остальной части заявленных требований- отказать.

Копию решения в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме направить участвующим в деле лицам.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.В. Горбунова

Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2022 года.