НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зиминского городского суда (Иркутская область) от 16.08.2016 № 2А-990/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2а - 990/2016

г. Зима 16 августа 2016 г.

Зиминский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Брода А.М., при секретаре Маслаковой И.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 6 по Иркутской области к ФИО2 о восстановлении срока для взыскания задолженности и взыскании недоимки по налогам и пени,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с ходатайством восстановить пропущенный срок для взыскания недоимки по налогам и требованием взыскать с ФИО2 задолженность с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России , по транспортному налогу физических лиц за период 2009-2012 гг., в сумме 3 730,02 руб., в том числе за 2009 г., налог в сумме 364,55 руб., пени в сумме 34,40 руб., в том числе за 2010 г., налог в сумме 364,55 руб., пени в сумме 53,05 руб., в том числе за 2011 г., налог в сумме 729,11 руб., пени в сумме 109,45 руб., в том числе за 2012 г., налог в сумме 1894,44 руб., пени в сумме 180,47 руб., в общей сумме - 3 730,02 руб.

Межрайонная ИФНС России по <адрес> в обоснование иска указала, что в соответствии с п.1 ст.1 Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц» налогоплательщиком налога на имущество физических лиц признаются физические лица -собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Порядок и сроки уплаты налога на имущество установлены пунктом 9 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-1. Согласно п.1 ст.5 Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц», уплата налога производится владельцами не позднее 1 ноября года, следующего за годом за который начислен налог. В соответствии с п.1 ст.1 указанного закона ставки налога на строение, помещения исооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Решения Думы Нижнеудинского муниципального образования от 2 ноября 2007 года N 78 "О налоге на имущество физических лиц" порядок и сроки уплаты налога на имущество физических лиц установлены п.2 Решения Думы Нижнеудинского муниципального образования от 2 ноября 2007 года N 78 "О налоге на имущество физических лиц". Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области в соответствии с действующим законодательством не позднее 30 дней до наступления срока платежа было направлено налогоплательщику почтой налоговое уведомление о необходимости уплаты налога, о чем свидетельствует реестр исходящей заказной почтовой корреспонденции, прилагаемый к налоговому уведомлению. Налогоплательщик имеет задолженность по транспортному налогу физических лиц за период 2009-2012 гг., в сумме 3 730,02 руб., в том числе за 2009 г., налог в сумме 364,55 руб., пени в сумме 34,40 руб., в том числе за 2010 г., налог в сумме 364,55 руб., пени в сумме 53,05 руб., в том числе за 2011 г., налог в сумме 729,11 руб., пени в сумме 109,45 руб., в том числе за 2012 г., налог в сумме 1 894,44 руб., пени в сумме 180,47 руб. В соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 377,37 руб., размер пени определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, Указание Банка России от 13.09.2012 N 2873-У). В связи с наличием недоимки по налогам налогоплательщику в соответствии со ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации было направлено почтой требование: от **.**.**, срок исполнения которого до **.**.**, от **.**.**, срок исполнения которого до **.**.**, от **.**.**, срок исполнения которого до **.**.**, от **.**.**, срок исполнения которого до **.**.** Требования получены налогоплательщиком, о чем свидетельствуют прилагаемые реестрыисходящей заказной почтовой корреспонденции. Однако до настоящего времени требования не исполнены, налог и пени не поступили в бюджет. Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Сумма недоимки по налогам на дату подготовки административного искового заявления, согласно карточки расчетов с бюджетом налогоплательщика и поступивших в налоговый орган квитанций об уплате налога, составляет 3 730,02 рублей. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 48, 57, 75, 69, 70, 357, 362, 387, 397 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 121,122,123 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Межрайонная ИФНС по <адрес> обращалась с заявлением в судебный участок <адрес> за вынесением судебного приказа от **.**.** Мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с задолженности от **.**.** Мировому судье поступило возражение от ФИО2, об отмене судебного приказа. В соответствии ст. 129 ГПК РФ судья отменил судебный приказ, определение об отмене судебного приказа от **.**.** В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. В Постановлении Конституционного суда РФ от 23.12.1997 № 21-П указано, что налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого должны обеспечиваться соблюдение и защита прав и свобод граждан, а также осуществление социальной функции государства (ст. ст. 2. 7 Конституции Российской Федерации). Налоги, обеспечивая финансовую основу деятельности государства, являются необходимым условием его существования. Налоговым кодексом РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Не уплачивая законно установленные и самостоятельно исчисленные налоги, налогоплательщик нарушает предусмотренную законодательством обязанность по уплате обязательных платежей, что в свою очередь приводит к недопоступлению денежных средств в бюджет. Данные сайта ФГУП "Почта России" признаны Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации надлежащим доказательством совершения процессуального действия по извещению лица о соответствующем событии, что следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 N 3563/13. Таким образом, информация, полученная с официального сайта ФГУП "Почта России" (из информационной системы "отслеживание почтовых отправлений", в которой указано на получение налогоплательщиком направленной в его адрес корреспонденции), может являться доказательством получения лицом направленной в его адрес корреспонденции. Поскольку задолженность до настоящего времени налогоплательщиком не уплачена, Межрайонная ИФНС России по <адрес>, руководствуясь п. 2 ст. 48 НК РФ, ст. 95 КАС РФ, ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности,причиной пропуска срока взыскания является большой объем работы с необходимым подбором документов, в связи с изменением законодательства повлекшего усложнение процедуры подачи административного искового заявления в суды общей юрисдикции. Ранее Межрайонной ИФНС России по <адрес> направляла административное исковое заявление в установленный срок, административный ответчик данное административное исковое заявление не получил в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ Зиминский городским судом <адрес> административное исковое заявление было возвращено.

В судебное заседание представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России по <адрес> не явился о месте и времени слушания дела был уведомлен надлежащим образом. При этом начальник инспекции ФИО1 в своем заявлении просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя, заявленные требования поддерживают в полном объем, при таких обстоятельствах, суд находит возможным согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствии представителя административного истца.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела была уведомлена надлежащим образом, поэтому суд находит возможным в соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика.

Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 Налогового кодекса РФ, порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктами 1 и 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно статье 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Указанные положения пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ применяются также при взыскании пеней (п. 10 ст. 48 НК РФ).

Как следует из части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 94 Кодекса административного судопроизводства РФ, право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного КАС РФ или назначенного судом процессуального срока.

Из части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует, что лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В судебном заседании из административного искового заявления Межрайонной ИФНС России было установлено, что задолженность ФИО2: по транспортному налогу физических лиц образовалась за период 2009-2012 гг., в сумме 3 730,02 руб., в том числе за 2009 г., налог в сумме 364,55 руб., пени в сумме 34,40 руб., в том числе за 2010 г., налог в сумме 364,55 руб., пени в сумме 53,05 руб., в том числе за 2011 г., налог в сумме 729,11 руб., пени в сумме 109,45 руб., в том числе за 2012 г., налог в сумме 1894,44 руб., пени в сумме 180,47 руб., в общей сумме - 3 730,02 руб.

Административный истец не указал причины, объективно препятствующие и не позволившие своевременно, в установленные законодательством сроки, подготовить и подать заявление в суд.

МИФНС России по <адрес> является юридическим лицом и должна иметь необходимый штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей, в том числе по взысканию недоимки по налогам, пени и штрафам, а ненадлежащая организация работы налогового органа не является уважительной причиной пропуска установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока.

Поскольку иных обстоятельств, объективно исключающих возможность обращения в суд, по делу не установлено и суду не представлено, ходатайство налогового органа о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании с ФИО2 недоимки по налогам и пени в размере 3730,02 руб., удовлетворению не подлежит.

Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 291 - 294 КАС РФ, суд,

р е ш и л:

в удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России по <адрес>, о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления о взыскании недоимки по налогам и пени и требовании взыскать недоимку: по транспортному налогу в размере 3352 (три тысячи триста пятьдесят два) руб. 65 коп. и пени в размере 377 (триста семьдесят семь) руб. 37 коп., всего в сумме 3730 (три тысячи семьсот тридцать) руб. 02 коп. с ФИО2 - отказать.

Решение является основанием для признания налоговым органом недоимки: по транспортному налогу в размере 3352 (три тысячи триста пятьдесят два) руб. 65 коп. и пени в размере 377 (триста семьдесят семь) руб. 37 коп., всего в сумме 3730 (три тысячи семьсот тридцать) руб. 02 коп. - на лицевом счете налогоплательщика ФИО2 - физического лица, безнадежной к взысканию.

Копию настоящего решения немедленно направить сторонам.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение пятнадцати дней с момента получения копии решения, через Зиминский городской суд.

Судья А.М. Брода