НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зиминского городского суда (Иркутская область) от 07.06.2011 № 2-317

                                                                                    Зиминский городской суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Зиминский городской суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-317/2011

г. Зима 07 июня 2011 года

Зиминский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре судебного заседания Марковой С.В., с участием старшего помощника Зиминского межрайонного прокурора Люцай В.С., представителя ответчика Думы Зиминского городского муниципального образования Абуздиной Л.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиминского межрайонного прокурора о признании решения Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц» противоречащим действующему законодательству,

УСТАНОВИЛ:

Зиминский межрайонный прокурор обратился в Зиминский городской суд с заявлением о признании п.п. 1.1., 1.2., 2.1 Решения Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц» противоречащим законодательству, в обоснование которого указал, что Зиминской межрайонной прокуратурой проведена проверка законности действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления  о налогах и сборах. В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом.

В соответствии ч. 1 ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

На основании ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на
имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются нормативными
правовыми актами представительных органов местного самоуправления в
зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов
налогообложения. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения

Ставка налога

До 300 000 рублей (включительно)

До 0,1 процента (включительно)

Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно)

Свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно)

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно)

Таким образом, такой элемент налогообложения как налоговая база в отношении налога на имущество физических лиц определен Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», поскольку его положения устанавливают для исчисления суммы налога конкретную стоимостную характеристику облагаемого налогом имущества в виде его инвентаризационной стоимости, рассчитываемую органами технической инвентаризации.

Вместе с тем, в нарушение п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» Решением Думы Зиминского городского муниципального образования от 28.10.2010 г. № 128 «О налоге на имущество физических лиц» (п.п. 1.1., 1.2.) изменена стоимостная характеристика облагаемого налогом имущества, то есть изменены размеры налоговой базы, исходя из которой определяются налоговые ставки.

Так, п. 1.1. Решения Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц» установлено следующее:

Стоимость имущества

Ставка налога

До 300 тыс. рублей (включительно)

0,1 процента

Свыше 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей (включительно)

0,15 процента

Свыше 500 тыс. рублей до 800 тыс. рублей (включительно)

0,35 процента

Свыше 800 тыс. рублей до 1200 тыс. рублей (включительно)

0,5 процента

Свыше 1200 тыс. рублей до 1500 тыс. рублей (включительно)

0,7 процента

Свыше 1500 тыс. рублей

1,0 процент

П. 1.2. Решения Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических, лиц» установлено следующее:

Стоимость имущества

Ставка налога

До 300 тыс. рублей (включительно)

0,1 процента

Свыше 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей (включительно)

0,3 процента

Свыше 500 тыс. рублей до 1000 тыс. рублей (включительно)

0,8 процента

Свыше 1000 тыс. рублей до 1500 тыс. рублей (включительно)

1,0 процент

Свыше 1500 тыс. рублей

1,5 процента

Кроме того, оспариваемые нормы муниципального нормативного правового акта (п.п. 1.1., 1.2.) при их применении ухудшают положение налогоплательщиков - физических лиц, имеющих в собственности имущество, суммарная инвентаризационная стоимость которого свыше  (в отношении жилых домов, квартир, комнат, долей в праве общей собственности на указанное имущество), свыше  (в отношении дач, гаражей, иных строений, помещений и сооружений, долей в праве общей собственности на указанное имущество).

В соответствии с ч. 9 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог на имущество физических лиц должен уплачиваться не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Таким образом, федеральным законодательством налогоплательщикам предоставлена возможность уплаты названного налога на основании налогового уведомления до 1 ноября года, следующего за годом исчисления налога.

Вместе с тем, в нарушение п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» Решением Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ. № «О налоге на имущество физических лиц» (п. 2.1) необоснованно сокращены сроки уплаты налога на имущество физических лиц в  до 15 сентября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что п.п. 1.1., 1.2., 2.1. решения Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц» приняты за пределами компетенции представительного органа местного самоуправления. Вышеназванное обстоятельство, согласно пп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N96), является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя возможность необоснованного применения исключений из общих правил, в связи с чем просил признать незаконными и недействующими со дня принятия п.п. 1.1., 1.2., 2.1. Решения Думы Зимине кого городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц» и обязать Думу Зиминского городского муниципального образования опубликовать в средствах массовой информации в местной газете «Приокская неделя» сообщение о решении Зиминского городского суда о признании незаконными п.п. 1.1., 1.2., 2.1. Решения Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, № «О налоге на имущество физических лиц».

В судебном заседании старший помощник Зиминского межрайонного прокурора Люцай В.С. требование прокурора поддержал по основаниям указанным в заявлении.

Представитель Думы Зиминского городского муниципального образования Абуздина Л.Е. требование прокурора не признала, пояснив, что в соответствии с п.1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц» ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения в пределах, определенных Законом. При этом на федеральном уровне Законом определены лишь предельные ставки значения стоимостных категорий объектов налогообложения и соответствующих им ставок налога.

В нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления о налоге на имущество физических лиц должны быть определены в порядке и пределах, предусмотренных статьей Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991г. № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц», налоговые ставки.

В соответствии с Законом, представительные органы муниципальных образований могут определить дифференциацию ставок в установленных Законом пределах в зависимости от инвентаризационной стоимости, типа использования объекта налогообложения и по иным критериям.

Следовательно, представительные органы местного самоуправления имеют право на дополнительную дифференциацию ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объектов налогообложения в пределах каждой из предусмотренных Законом категорий.

Поскольку в отношении объектов налогообложения, суммарная инвентаризационная стоимость которых превышает  а законом верхний стоимостной предел не установлен, то при дифференциации представительными органами местного самоуправления ставок налога на имущество физических лиц в отношении этих объектов главным условием является соблюдение установленных Законно ограничений по ставке налога - 2,0 %.

Кроме того Законом установлен срок уплаты налога на имущество физических лиц - не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Решением Думы Зиминского городского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты налога на имущество физических лиц определен не позднее 15 сентября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Считала, что решение Думы Зиминского городского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ принято в пределах компетенции представительного органа местного самоуправления.

До рассмотрения на заседании Думы проект решения прошел правовую экспертизу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы и в Зиминской межрайонной прокуратуре. Заключения были получены положительные, было отмечено, что проект решения соответствует действующему законодательству.

При рассмотрении и принятии решения на заседания Думы, данные заключения были учтены, в связи с чем просила Зиминскому межрайонному прокурору в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд полагает требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению, по нижеизложенным основаниям.

В соответствии со ст. 3 Налогового Кодекса РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым Кодексом РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым Кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым Кодексом РФ. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

В соответствии со ст. 12 Налогового Кодекса РФ в Российской Федерации установлены федеральные, региональные и местные виды налогов и сборов.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 Налогового Кодекса РФ.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Налог на имущество физических лиц устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.

Налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым Кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии с п.2 ст. 15 Налогового Кодекса РФ к местным налогам относится налог на имущество физических лиц.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I
"О налогах на имущество физических лиц", объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на вышеуказанное имущество.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I
"О налогах на имущество физических лиц", ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная
стоимость объектов налогообложения

Ставка налога

До 300 000 рублей (включительно)

До 0,1 процента (включительно)

Свыше 300 000 рублей до 500 000
рублей (включительно)

Свыше 0,1 до 0,3 процента
(включительно)

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента
(включительно)

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

В соответствии с п.1.1 решения Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических, лиц», ставки налога на жилы дома, квартиры, комнаты, доли в праве общей собственности на указанное имущество составили:

Стоимость имущества

Ставка налога

До 300 тыс. рублей (включительно)

0,1 процента

Свыше 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей (включительно)

0,15 процента

Свыше 500 тыс. рублей до 800 тыс. рублей (включительно)

0,35 процента

Свыше 800 тыс. рублей до 1200 тыс. рублей (включительно)

0,5 процента

Свыше 1200 тыс. рублей до 1500 тыс. рублей (включительно)

0,7 процента

Свыше 1500 тыс. рублей

1,0 процент

В соответствии с 1.2. решения Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических, лиц», ставки налога на дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, доли в праве общей собственности на указанное имущество, составили:

Стоимость имущества

Ставка налога

До 300 тыс. рублей (включительно)

0,1 процента

Свыше 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей (включительно)

0,3 процента

Свыше 500 тыс. рублей до 1000 тыс. рублей (включительно)

0,8 процента

Свыше 1000 тыс. рублей до 1500 тыс. рублей (включительно)

1,0 процент

Свыше 1500 тыс. рублей

1,5 процента

На федеральном уровне, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", установлены лишь предельные значения стоимостных категорий объектов налогообложения и соответствующих им ставок налога, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в силу пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.

Следовательно, представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) имеют право на дополнительную дифференциацию ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объектов налогообложения в пределах каждой из предусмотренных в указанном законе Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" категорий.

Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) имеют право устанавливать и дифференцировать ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения и типа использования объекта налогообложения.

При этом, поскольку в отношении объектов налогообложения, суммарная инвентаризационная стоимость которых превышает 500 000 рублей, Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" верхний стоимостной предел не установлен, при дифференциации представительными органами местного самоуправления (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) ставок налога на имущество физических лиц в отношении этих объектов главным условием является соблюдение установленных Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" ограничений по ставке налога (2,0 процента).

Таким образом, поскольку п.п.1.1., п.п.1.2 решения Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц», не противоречит требованиям налогового законодательства, ограничение по ставке налога в 2,0 процента не превышено, в требовании прокурора о признании п.п.1.1., п.п.1.2 решения Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц» незаконными и недействующими со дня принятия надлежит отказать.

В соответствии с п.п. 2.1. решения Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц», установлено, что уплата налога производится налогоплательщиками 1 раз в год в срок до 15 сентября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст. 57 Налогового Кодекса РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ применительно к каждому такому действию.

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст. 61 Налогового Кодекса РФ, изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

В соответствии с ч.9 ст. 5 федерального закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I
"О налогах на имущество физических лиц", уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Таким образом, п.п.2.1 решения Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических, лиц», противоречит требованиям федерального закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I
"О налогах на имущество физических лиц", требованиям Налогового Кодекса РФ, а потому требование прокурора о признании незаконным и недействующим со дня принятия п.п. 2.1. решения Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц» подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, несоответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Требование Зиминского межрайонного прокурора о признании незаконными и недействующими со дня принятия п.п. 1.1., 1.2., 2.1. решения Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц»; обязании Думы Зиминского городского муниципального образования опубликовать в средствах массовой информации в местной газете «Приокская неделя» сообщение о решении Зиминского городского суда о признании незаконными п.п. 1.1., 1.2., 2.1. Решения Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, № «О налоге на имущество физических лиц», удовлетворить частично.

Признать незаконным и недействующим со дня принятия п.п. 2.1. решения Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц».

Обязать Думу Зиминского городского муниципального образования, в течении четырнадцати дней, с момента вступления решения суда в законную силу, опубликовать в средствах массовой информации - в местной газете «Приокская неделя» сообщение о решении Зиминского городского суда о признании незаконными п.п. 2.1. Решения Думы Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, № «О налоге на имущество физических лиц».

В остальной части требований Зиминскому межрайонному прокурору отказать.

Разъяснить сторонам, что мотивированное решение будет изготовлено не поздней пяти дней с момента окончания разбирательства дела, с мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в канцелярии Зиминского городского суда с 09 часов 14 июня 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд в течение десяти дней с 14 июня 2011 года.

Судья В.В.Коваленко

Мотивированное решение составлено 12 июня 2011 года.

Судья В.В.Коваленко