НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Жуковского районного суда (Калужская область) от 08.01.2019 № 2-1-157/19УИД400008-01-2019-000116-24

Дело №2-1-157/2019 УИД 40RS0008-01-2019-000116-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Жуковский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Лобзовой Л.В.,

при секретаре Трофимове Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Жукове в зале суда

02 апреля 2019 года

гражданское дело по иску Ляшкевич О. Ф. к администрации городского поселения «Город Кременки» Жуковского района Калужской области о согласовании премиальных выплат, к Унитарному муниципальному предприятию «Водоканал» о взыскании премиальных выплат, доплат за отпуск и компенсации за неиспользованные отпускные дни при увольнении,

У С Т А Н О В И Л :

04.02.2019 Ляшкевич О.Ф. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения «Город Кременки» Жуковского района Калужской области о согласовании премиальных выплат в размере 256377,23 рублей за период с января 2017 г. по ноябрь 2018г., к Унитарному муниципальному предприятию «Водоканал» о взыскании премиальных выплат в размере 256377,23 рублей за период с января 2017г. по ноябрь 2018г.

19.03.2019 Ляшкевич О.Ф. уточнила свои исковые требования и просила обязать администрацию ГП «Город Кременки» согласовать премиальные выплаты в размере 224672,66 рублей за период с сентября 2017г. по ноябрь 2018г. в размере 40% от оклада, взыскать с МУП «Водоканал» премиальные выплаты в размере 224672,66 рублей за период с сентября 2017г. по ноябрь 2018г., доплату за отпуск и компенсацию за неиспользованные отпускные дни при увольнении в размере 85636,15 рублей.

В обоснование исковых требований истец Ляшкевич О.Ф. указала, что она была принята на должность директора МУП «Водоканал» 08.07.2016. На основании распоряжения главы администрации ГП «Город Кременки» за -лс от ДД.ММ.ГГГГ с ней был расторгнут трудовой договор на основании п.2 ст.278 Трудового кодекса РФ. С сентября 2017г. по ноябрь 2018г. ей не была выплачена премия в размере 40% от оклада согласно условиям трудового договора, поскольку все показатели для начисления премии ею как руководителем были выполнены. Однако, администрация ГП «Город Кременки» не согласовывала ей размер премии, соответственно денежные средства не начислялись. Размер невыплаченных премий составил 224672,66 рублей, считает, что данная премия входит в состав заработной платы ежемесячно, приказов о лишении ее премии не издавалось. Отсутствие на предприятии премии не может свидетельствовать об отсутствии оснований для начисления истцу премии, поскольку другим руководителям муниципальных предприятий, имеющим убытки, указанные премии начислялись. Данное обстоятельство свидетельствует о дискриминации истца. В связи с невыплатой премии при увольнении, просит взыскать также доплату за неиспользованный отпуск и отпуск.

Представитель ответчика администрации ГП «Город Кременки» Ильиных Е.В. исковые требования не признала и пояснила, что премии истцу не согласовывались по причине того, что у УМП «Водоканал» имелись убытки, перерасход по фонду платы труда, работа истца была признана не эффективной. Данные не входят в обязательные ежемесячные выплаты, а начисляются по усмотрению работодателя ежемесячно в соответствии с существующим положением о премировании.

Представитель УМП «Водоканал» Безнащук Д.Г. исковые требования не признал и пояснил, что премии истцу не начислялись из-за отсутствия распоряжения администрации ГП «Город Кременки». За период с сентября 2017г. по ноябрь 2018г. МУП «Водоканал» не имело прибыли, т.е. не выполняло финансовый план, было убыточным, поэтому оснований для начисления премии руководителю не имелось.

Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, закреплено право каждого работающего на справедливое и удовлетворительное вознаграждение (ст. 23).

Также, исходя из смысла ст. 37 Конституции Российской Федерации, защита конституционного права граждан на справедливую оплату труда является одним из приоритетных направлений государственной политики.

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений наряду с установленными данной нормой источниками трудового права осуществляется также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ч. 2 ст. 5, ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации в коллективных договорах, соглашениях, а также в локальных нормативных правовых актах и трудовых договорах возможно закрепление дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий работникам и случаев их предоставления.

При этом, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Распоряжением главы администрации ГП «город Кременки» от ДД.ММ.ГГГГ за -лс Ляшкевич О.Ф. была назначена на должность директора МУП «Водоканал» с ДД.ММ.ГГГГ с окладом 45000 рублей в месяц.

Распоряжением администрации ГП «Город Кременки» -лс от ДД.ММ.ГГГГ на основании п.2 ч.1 ст. 278 Трудового кодекса РФ был прекращен ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с директором УМП «Водоканал» Ляшкевич О.Ф.

С приказом УМП «Водоканал» о прекращении с истцом трудового договора ДД.ММ.ГГГГ-лс Ляшкевич О.Ф. была ознакомлена в этот же день.

В силу статьи 274 Трудового кодекса РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

ДД.ММ.ГГГГ с Ляшкевич О.Ф. администрацией ГП «город Кременки» был заключен трудовой договор.

Из указанного договора из п. 5.1.1 следует, что руководитель имеет право на получение вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Выплата вознаграждения производится в соответствии с Положением.

В дополнительном соглашении к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном между сторонами ДД.ММ.ГГГГ п.5.1 трудового договора был изложен в иной редакции, согласно которой руководителю установлен оклад 45000 рублей в месяц и установлены ежемесячные премиальные выплаты при выполнении основных показателей премирования в процентном соотношении, не превышающем 40%.

31.01.2017 администрация ГП «Город Кременки» приняла постановление за № 6-п «Об утверждении Положения «О порядке и условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий городского поселения «Город Кременки». ( далее по тексту Положение).

Из пунктов 3.1 и 3.2 указанного Положения следует, что руководителю МУП может выплачиваться ежемесячная надбавка за выслугу лет и стимулирующая надбавка в сумме до 40% должностного оклада по распоряжению администрации ГП «Город Кременки». Основными показателями премирования руководителя муниципального предприятия являются выполнение показателей финансового плана – прибыль (убыток) до налогообложения, отчисления в бюджет города части прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, сбор платежей с потребителей, отсутствие длительных (более суток) перебоев в надлежащем оказании услуг.

Постановлением от 02.07.2010 за № 880-п администрации ГП «Город Кременки» было принято решение об установлении руководителям муниципальных унитарных предприятий одного вида вознаграждения – премирования за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Вознаграждения выплачиваются за счет средств прибыли остающейся в распоряжении предприятия. В исключительных случаях, учитывая специфику работы или объективные факторы, в результате которых за отчетный период по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия отсутствует прибыль, по решению учредителя муниципального унитарного предприятия премия может быть выплачена, при условии выполнения показателей премирования предусмотренных положением, за счет средств оплаты труда, относимых на себестоимость работ (услуг).

Судом установлено, что решение о согласовании размера премии руководителям муниципальных предприятий рассматривались на комиссии по рассмотрению ходатайств о премировании администрации ГП «Город Кременки» ежемесячно. Так, протоколом № 10/2017 от 08.11.2017 комиссия приняла решение в связи с ростом кредиторской задолженности предприятия, не согласовывать размер премиальных выплат директору УМП «Водоканал». Аналогичные решения были приняты и оформлены протоколами комиссии № 11/2017 от 06.12.2017, № 12/2017 от 09.01.2018, № 1/2018 от 12.02.2018, № 2/2-18 от 12.03.2018, № 3/2018 от 09.04.2018, № 4/2018 от 07.05.2018, № 5/2018 от 05.06.2018, № 6/2018 от 03.07.2018, № 7/2018 от 03.08.2018, № 8/2018 от 05.09.2018, № 9/2018 от 08.10.2018, № 10/2018 от 06.11.2018.

На основании принятых решений комиссии издавались распоряжения главы администрации ГП «Город Кременки» о согласовании размера премиальных выплат конкретным директорам муниципальных предприятий.

Из представленных ответчиком анализа оплаты труда за период с 2016-2018 годы УМП «Водоканал», где имеется перерасход денежных средств, из справки о кредиторской задолженности за этот же период, где выявлена задолженность у УМП «Водоканал», из отчета о проведении внутренней проверки правильности ведения бухгалтерской (финансовой) и налоговой документации УМП «Водоканал» г. Кременки от 27.11.2017, бухгалтерского баланса на 30.06.2017 и на 30.06.2018, экспертных заключений от 06.12.2016 и от 07.12.2017 года следует, что прибыли на предприятии УМП «Водоканал» в период с сентября 2017г. по ноябрь 2018г. не имелось.

В силу ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При этом заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации включает:- фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации);- доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных);- доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации - Поощрения за труд).

При этом, установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.

Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

Стимулирующие выплаты относятся к формам поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (ч. 1 ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель).

Из положений ст. ст. 21, 129, 191 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что премирование работников по результатам их труда есть право, а не обязанность работодателя и зависит, в частности, от количества и качества труда работников, финансового состояния предприятия и прочих факторов, которые могут оказывать влияние на сам факт и размер премирования.

Из буквального толкования трудового договора от 12.10.2016 п.5.1.1 следует, что истец имеет право на получение вознаграждения и выплата производится в соответствии с Положением

о премировании, в котором также не предусмотрена безусловная обязанность работодателя по выплате истцу требуемой премии, начисление премии, как стимулирующей выплаты, является правом работодателя.

Анализ норм Трудового кодекса Российской Федерации, Положения о премировании позволяет сделать вывод, что выплата премии не является безусловной обязанностью работодателя, премия не относится к постоянной части заработной платы.

Невыплата требуемой премии прав истца на гарантированное вознаграждение за труд не нарушает. Оплата труда в размере, установленном условиями трудового договора, в спорные месяца истцу производилась в полном объеме.

Ходатайство ответчиков на то обстоятельство, что истец пропустила срок обращения с иском суд, частично подлежит удовлетворению.

Истец была уволена 02.11.2018, иск был подан в суд 04.02.2019.

В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Заявленный истцом период с сентября 2017 по ноябрь 2018. Таким образом, истец знала о не начислении ей премии за каждый месяц работы, следовательно, обращение истца в суд с требованиями о взыскании премии за период с сентября 2017 года по 04.02.2018 года было заявлено за пределами срока исковой давности, ходатайств о восстановлении срока по уважительной причине истцом суду не заявлялось.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в требовании истца о согласовании размера премии и выплате премии за период с сентября 2017г. по ноябрь 2018г., соответственно и недоплаченные денежные средства за отпуск и компенсацию за неиспользованные отпускные дни при увольнении в размере 85636,15 рублей не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ляшкевич О. Ф. к администрации городского поселения «Город Кременки» Жуковского района Калужской области о согласовании премиальных выплат в размере 224672 рубля 66 копеек за период с сентября 2017 года по ноябрь 2018 года в размере 40% от оклада, к Унитарному муниципальному предприятию «Водоканал» о взыскании премиальных выплат в размере 224672 рубля 66 копеек за период с сентября 2017 года по ноябрь 2018 года, доплаты за отпуск и компенсацию за неиспользованные отпускные дни при увольнении в размере 85636 рублей 15 копеек, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калужской областного суда через Жуковский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья -подпись- Л.В. Лобзова