НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Жуковского городского суда (Московская область) от 31.01.2017 № 2-128/17

Гражданское дело №2-128/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Жуковский

Жуковский городской суд Московской области РФ в составе:

председательствующего судьи Сорокодумовой Л.С.,

при секретаре Ульяновой Т.Н.,

с участием истицы Каллистовой В.А.,

представителя третьего лица Ушакова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каллистовой В.А к Государственному учреждению – Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельное приобретение технических средств, затрат по оформлению наследства, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Каллистова В.А., уточнив и дополнив требования, просит суд взыскать с Государственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации денежную компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в установленном судом размере, компенсацию за фактическую потерю времени в установленном судом размере, расходы на оформление наследства у нотариуса в размере <данные изъяты> руб., расходы на ксерокопирование документов в размере <данные изъяты>00 руб., расходы на юридическую консультацию в размере <данные изъяты> руб., госпошлину в сумме <данные изъяты> руб. (л.д.123-127).

В судебном заседании истица Каллистова В.А. заявленные требования поддержала и пояснила, что ее мать Овчинникова А.И. являлась инвалидом 2 группы и на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида самостоятельно приобретала необходимые ТСР. По заявлениям Овчинниковой А.И. Раменским управлением социальной защиты населения Московской области были приняты решения о выплате ей возмещения понесенных расходов, однако в связи со смертью Овчинниковой А.И. ДД.ММ.ГГГГ г. выплаты произведены не были. Неполученная компенсация в сумме <данные изъяты>52 руб. была включена в наследственную массу, и ДД.ММ.ГГГГ г. нотариус выдала истице свидетельство о праве на наследство в отношении данной компенсации. Однако ГУ МОРО ФСС РФ, к которому перешли полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, выплату не произвел. Уклонение ответчика от выплаты спорной компенсации нарушило права истицы, повлекло нравственные переживания и ухудшение здоровья, вынудило тратить время на судебное разбирательство и нести расходы на оформление наследства, получение юридической помощи, ксерокопирование документов и т.д.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился; о времени и месте рассмотрения дела извещен (л.д.146); в письменном отзыве против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что право на возмещение компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации связано с личностью гражданина и не входит в состав наследства (л.д.53-56).

Представитель третьего лица Министерства социального развития Московской области Ушаков В.В. оставил решение на усмотрение суда и пояснил, что Раменским управлением социальной защиты населения действительно были приняты решения о выплате Овчинниковой А.И. денежной компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, но выплаты произведены не были в связи с задержкой финансирования, смертью заявителя и передачей полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам к органам ФСС.

Суд, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и дав оценку всем представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Овчинникова А.И. являлась инвалидом 2 группы и в отношении нее была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида (л.д.137-138).

На основании данной программы Овчинниковой А.И. самостоятельно приобретались технические средства реабилитации.

Решениями Раменского управления социальной защиты населения № от ДД.ММ.ГГГГ г., №№ от ДД.ММ.ГГГГ г., №№, от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., №№ от ДД.ММ.ГГГГ2014 г., №№ от ДД.ММ.ГГГГ г., №№ от ДД.ММ.ГГГГ г., №№, , от ДД.ММ.ГГГГ г. было постановлено предоставить Овчинниковой А.И. компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации (л.д.158-179).

ДД.ММ.ГГГГ г. Овчинникова А.И. скончалась.

Согласно справке Раменского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ г. Овчинникова А.И. не получила причитающуюся ей компенсационную выплату в размере <данные изъяты> руб. (л.д.152).

К имуществу Овчинниковой А.И. нотариусом Раменского нотариального округа Московской области Шляхтичевой О.Ю. было заведено наследственное дело №; единственным наследником, обратившимся к нотариусу, является дочь Каллистова В.А. (л.д.7).

Родственные отношения подтверждаются свидетельством о рождении и справкой о заключении брака истицы (л.д.149-150).

ДД.ММ.ГГГГ г. нотариусом Шляхтичевой О.Ю. было выдано Каллистовой В.А. свидетельство о праве на наследство по закону в отношении имущества Овчинниковой А.И., состоящем из компенсационной выплаты за приобретенные за свой счет технические средства реабилитации в сумме <данные изъяты> руб. (л.д.6).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. Раменское УЗСН разъяснило истице, что компенсация за самостоятельно приобретенное инвалидом ТСР в Московской области выплачивается органами ФСС РФ (л.д.10).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. Филиал №38 ГУ МОРО ФСС РФ отказал истице в выплате спорной компенсации по мотиву отсутствия заявления Овчинниковой А.И. и непередачей документов от Раменского УЗСН (л.д.9).

Указанные отказ истица считает незаконным и нарушающим ее права.

В соответствии со ст.11 ч.1 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинский, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Согласно ст.11 ч.6 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ст.11.1 ч.14 настоящего Федерального закона.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета (ст.11.1 ч.8 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, иными заинтересованными организациями (ст.11.1 ч.14 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

На основании ст.26.8 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти могут передать осуществление части своих полномочий органам власти субъектов Российской Федерации по соглашениям между ними, в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.

В период с 01.ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Московской области, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 г. №2423-р, полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам были возложены на органы исполнительной власти Московской области; уполномоченным органом по реализации данной социальной услуги являлось Министерство социального развития Московской области и его отделы.

ДД.ММ.ГГГГ г. между ГУ – Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и Министерством социального развития Московской области было заключено Соглашение №51 о передаче указанных полномочий с ДД.ММ.ГГГГ г. Фонду социального страхования.

В п.2.3 указанного Соглашения предусмотрена передача Минсосразвития отделению ФСС до ДД.ММ.ГГГГ г. заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналов программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, не получивших компенсационные выплаты до 26.12.2014 г.

Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 г. №1184/52 с 01.01.2015 г. полномочия по обеспечению проживающих в Московской области инвалидов техническими средствами реабилитации были переданы ГУ – МОРО ФСС РФ.

По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ г. Раменское УЗСН передало Филиалу 338 ГУ МОРО ФСС РФ заявления о возмещении расходов по приобретению технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий за счет собственных средств и документы, подтверждающих эти расходы, а также программы реабилитации инвалидов и отдельных категорий граждан, имеющих право на получение компенсации, в отношении 525 человек, включая Овчинникову А.И. (л.д.180).

В силу п.6 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011 г. №57н, решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия заявления.

По смыслу ст.1183 п.п.1, 3 ГК РФ право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. При отсутствии таких лиц или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях…

В случае смерти инвалида наследники не могут требовать признания за наследодателем права на получение компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, поскольку это является личным субъективным правом инвалида.

Вместе с тем, если при жизни наследодателя уполномоченным органом было принято решение о предоставлении выплаты и определен ее размер, но компенсация не была получена до смерти инвалида, то данная компенсация подлежит включению в наследственную массу.

Принятие при жизни Овчинниковой А.И. на основании поданных ею заявлений уполномоченным органом решений о предоставлении денежной компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР порождает обязанность уполномоченного органа по выплате указанной компенсации.

Неполучение Овчинниковой А.И. при жизни по независящим от нее причинам спорной компенсации влечет включение ее в наследственную массу и выплате правопреемникам в порядке ст.1183 ГК РФ.

Единственным наследником Овчинниковй А.И., как указано выше, является истица Каллистова В.А.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ ответчика в выплате истице спорной компенсации является необоснованным и находит возможным взыскать с ГУ МОРО ФСС РФ в пользу Каллистовой В.А. спорную компенсацию в размере <данные изъяты>52 руб.

Суд не находит оснований для удовлетворения иска истицы в части взыскания компенсации морального вреда, поскольку данное требование вытекает из нарушения имущественных прав, связанных с наследованием имущества наследодателя; доказательств нарушения личных неимущественных прав или нематериальных благ истицы (ст.151 ГК РФ), суду не представлено.

Суд также не находит оснований для взыскания с ответчика расходов на оформление наследства у нотариуса в размере 500,00 руб., поскольку процедура принятия наследства путем обращения к нотариусу предусмотрена ст.1153 ГК РФ и несение данных расходов действиями ответчика, в т.ч. уклонением от выплаты компенсации, не обусловлено.

Оснований для взыскания с ответчика компенсации за фактическую потерю времени также не имеется, поскольку со стороны ответчика судом не установлено систематического противодействия правильному и своевременному рассмотрению разрешению дела, как это предусмотрено ст.99 ГПК РФ.

На основании ст.ст.98, 100 ГПК РФ суд находит возможным взыскать с ответчика в пользу истицы расходы на юридическую консультацию в размере <данные изъяты> руб. (л.д.151) и госпошлину в сумме <данные изъяты> руб. (л.д.2).

Основания для взыскания расходов на ксерокопирование в размере <данные изъяты> руб. отсутствуют, поскольку из представленных квитанций (л.д.134) не усматривается, что расходы были понесены истицей по данному конкретному делу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Каллистовой В.А к Государственному учреждению – Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельное приобретение технических средств, затрат по оформлению наследства, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Каллистовой В.А компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере <данные изъяты> 52 копейки, расходы на юридическую консультацию в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек, государственную пошлину в размере <данные изъяты> рубль 21 копейка, а всего взыскать <данные изъяты>.

В остальной части иска отказать.

На решение в течение 1 месяца может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Жуковский городской суд.

Судья: